Законы Омара (из исламского законодательства)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Омаровы Законы''', исламское законодательство относительно [[Зимми|зимми]] — евреев и христиан (которым, в отличие от язычников, полагалось «покровительство»). Начали слагаться в правление Омара II ибн Абдала-Азиза (717–720). Так, сообщается, что Омар II, стремясь предотвратить влияние на [[Ислам|ислам]] более древних монотеистических религий, старался изолировать исповедующих иудаизм и христианство. Он распорядился, чтобы местные власти не давали им разрешений на строительство новых богослужебных домов, обязали их носить особую [[Одежда|одежду]], отличную от принятой у мусульман (см. [[Отличительный Знак|Отличительный знак]]), запретили пользоваться седлом при верховой езде и нанимать на службу мусульман. Эти меры, а также особый подушный налог соответствовали принципу, сформулированному в Коране (сура 9:29), и должны были унизить зимми.
+
'''Омаровы Законы''', исламское законодательство относительно [[Зимми|зимми]] — евреев и христиан (которым, в отличие от язычников, полагалось «покровительство»).  
 +
=== Причины появления законов Омара ===
-
В целом Омаровы законы — это собрание постановлений, которые принимались мусульманскими правителями на протяжении многих столетий со времени Омара II вплоть до 14 в., когда они приняли свою окончательную форму. Согласно Омаровым законам, зимми возбранялось: строительство новых синагог и церквей (в дополнение к существовавшим с доисламского периода); изучение Корана с учителями-мусульманами; приобретение рабов-мусульман или наем мусульман в услужение; продажа мусульманам крепких напитков и туш животных, забитых не по мусульманскому ритуалу, а также свинины; укрытие соглядатаев из числа единоверцев; удержание кого бы то ни было от принятия ислама; ношение одежд и причесок, принятых у мусульман (с этой целью вводились особые цвета одежды, разные для евреев и христиан, а также отличительные знаки); употребление мусульманских имен и прозвищ; посещение бань без особого отличительного знака, надеваемого на шею (еврейкам вообще запрещалось мыться в тех же банях, что и мусульманкам); ношение оружия; езда на лошадях и мулах (разрешалась езда только на ослах); проживание в домах более высоких, чем дома мусульман; устройство более высоких [[Надгробие|надгробий]], чем у мусульман; громкие молитвы в синагогах и церквях; занятие правительственных или других должностей, дающих власть над мусульманами. Зимми были обязаны оказывать почет мусульманам, стоять в их присутствии, принимать в своих домах путников-мусульман в течение трех дней. С большой строгостью наказывались обман или побои мусульманина. Имущество евреев и христиан после их смерти переходило в распоряжение властей до тех пор, пока наследники не доказывали своих прав на него в соответствии с мусульманскими законами. Ответственность за соблюдение Омаровых законов возлагалась на глав религиозных общин, оно гарантировало зимми личную неприкосновенность, право на собственность и свободу вероисповедания, а также общинную автономию.
+
Начали слагаться в правление Омара II ибн Абдала-Азиза (717–720). Так, сообщается, что Омар II, стремясь предотвратить влияние на [[Ислам|ислам]] более древних монотеистических религий, старался изолировать исповедующих иудаизм и христианство.
 +
 
 +
Он распорядился, чтобы местные власти не давали им разрешений на строительство новых богослужебных домов, обязали их носить особую [[Одежда|одежду]], отличную от принятой у мусульман (см. [[Отличительный Знак|Отличительный знак]]), запретили пользоваться седлом при верховой езде и нанимать на службу мусульман.
 +
 
 +
Эти меры, а также особый подушный налог соответствовали принципу, сформулированному в Коране (сура 9:29), и должны были унизить зимми.
 +
 
 +
В целом Омаровы законы — это собрание постановлений, которые принимались мусульманскими правителями на протяжении многих столетий со времени Омара II вплоть до 14 в., когда они приняли свою окончательную форму.  
 +
 
 +
 
 +
Согласно Омаровым законам, зимми возбранялось: строительство новых синагог и церквей (в дополнение к существовавшим с доисламского периода); изучение Корана с учителями-мусульманами; приобретение рабов-мусульман или наем мусульман в услужение; продажа мусульманам крепких напитков и туш животных, забитых не по мусульманскому ритуалу, а также свинины; укрытие соглядатаев из числа единоверцев; удержание кого бы то ни было от принятия ислама; ношение одежд и причесок, принятых у мусульман (с этой целью вводились особые цвета одежды, разные для евреев и христиан, а также отличительные знаки); употребление мусульманских имен и прозвищ; посещение бань без особого отличительного знака, надеваемого на шею (еврейкам вообще запрещалось мыться в тех же банях, что и мусульманкам); ношение оружия; езда на лошадях и мулах (разрешалась езда только на ослах); проживание в домах более высоких, чем дома мусульман; устройство более высоких [[Надгробие|надгробий]], чем у мусульман; громкие молитвы в синагогах и церквях; занятие правительственных или других должностей, дающих власть над мусульманами. Зимми были обязаны оказывать почет мусульманам, стоять в их присутствии, принимать в своих домах путников-мусульман в течение трех дней. С большой строгостью наказывались обман или побои мусульманина. Имущество евреев и христиан после их смерти переходило в распоряжение властей до тех пор, пока наследники не доказывали своих прав на него в соответствии с мусульманскими законами. Ответственность за соблюдение Омаровых законов возлагалась на глав религиозных общин, оно гарантировало зимми личную неприкосновенность, право на собственность и свободу вероисповедания, а также общинную автономию.
Распоряжения о соблюдении Омаровых законов постоянно обновлялись, и из этого можно заключить, что ими часто пренебрегали. С другой стороны, в периоды религиозных гонений в странах ислама синагоги и церкви разрушались под тем предлогом, что нарушались запреты (согласно Омаровым законам) на их строительство. Так, фатимидский халиф ал-Хаким би-Амр-Аллах (996–1020) приказал разрушить все синагоги и церкви в Египте (1004), а затем (1008) и в других подвластных ему странах. Под властью фанатичных Алмохадов (12 в.) испанские и североафриканские евреи были поставлены перед выбором между изгнанием и [[Обращение Насильственное|насильственным обращением]] в ислам, причем Омаровы законы продолжали действовать и в отношении новообращенных: их подозревали в том, что переход в ислам — чисто внешний. Омаровы законы оставались в силе в Османской империи до середине 19 в., а налог, которым с 1856 г. облагались немусульмане, освобожденные от воинской повинности, фактически заменивший подушный налог, был отменен лишь в 1909 г. после революции младотурок. В [[Иран|Иране]] и странах [[Магриб|Магриба]] подушный налог взимался еще во второй половине 19 в. (см.[[Алжир]], [[Марокко]], [[Тунис]]). В [[Афганистан|Афганистане]], [[Йемен|Йемене]] дискриминационное антиеврейское законодательство сохранялось до 1950-х гг. В северном [[Азербайджан|Азербайджане]] и Дагестане Омаровы законы сохраняли силу до русского завоевания, в Бухарском эмирате (см. [[Бухара]]) — до 1920 г.
Распоряжения о соблюдении Омаровых законов постоянно обновлялись, и из этого можно заключить, что ими часто пренебрегали. С другой стороны, в периоды религиозных гонений в странах ислама синагоги и церкви разрушались под тем предлогом, что нарушались запреты (согласно Омаровым законам) на их строительство. Так, фатимидский халиф ал-Хаким би-Амр-Аллах (996–1020) приказал разрушить все синагоги и церкви в Египте (1004), а затем (1008) и в других подвластных ему странах. Под властью фанатичных Алмохадов (12 в.) испанские и североафриканские евреи были поставлены перед выбором между изгнанием и [[Обращение Насильственное|насильственным обращением]] в ислам, причем Омаровы законы продолжали действовать и в отношении новообращенных: их подозревали в том, что переход в ислам — чисто внешний. Омаровы законы оставались в силе в Османской империи до середине 19 в., а налог, которым с 1856 г. облагались немусульмане, освобожденные от воинской повинности, фактически заменивший подушный налог, был отменен лишь в 1909 г. после революции младотурок. В [[Иран|Иране]] и странах [[Магриб|Магриба]] подушный налог взимался еще во второй половине 19 в. (см.[[Алжир]], [[Марокко]], [[Тунис]]). В [[Афганистан|Афганистане]], [[Йемен|Йемене]] дискриминационное антиеврейское законодательство сохранялось до 1950-х гг. В северном [[Азербайджан|Азербайджане]] и Дагестане Омаровы законы сохраняли силу до русского завоевания, в Бухарском эмирате (см. [[Бухара]]) — до 1920 г.

Версия 11:20, 6 сентября 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Омаровы Законы, исламское законодательство относительно зимми — евреев и христиан (которым, в отличие от язычников, полагалось «покровительство»).

Причины появления законов Омара

Начали слагаться в правление Омара II ибн Абдала-Азиза (717–720). Так, сообщается, что Омар II, стремясь предотвратить влияние на ислам более древних монотеистических религий, старался изолировать исповедующих иудаизм и христианство.

Он распорядился, чтобы местные власти не давали им разрешений на строительство новых богослужебных домов, обязали их носить особую одежду, отличную от принятой у мусульман (см. Отличительный знак), запретили пользоваться седлом при верховой езде и нанимать на службу мусульман.

Эти меры, а также особый подушный налог соответствовали принципу, сформулированному в Коране (сура 9:29), и должны были унизить зимми.

В целом Омаровы законы — это собрание постановлений, которые принимались мусульманскими правителями на протяжении многих столетий со времени Омара II вплоть до 14 в., когда они приняли свою окончательную форму.


Согласно Омаровым законам, зимми возбранялось: строительство новых синагог и церквей (в дополнение к существовавшим с доисламского периода); изучение Корана с учителями-мусульманами; приобретение рабов-мусульман или наем мусульман в услужение; продажа мусульманам крепких напитков и туш животных, забитых не по мусульманскому ритуалу, а также свинины; укрытие соглядатаев из числа единоверцев; удержание кого бы то ни было от принятия ислама; ношение одежд и причесок, принятых у мусульман (с этой целью вводились особые цвета одежды, разные для евреев и христиан, а также отличительные знаки); употребление мусульманских имен и прозвищ; посещение бань без особого отличительного знака, надеваемого на шею (еврейкам вообще запрещалось мыться в тех же банях, что и мусульманкам); ношение оружия; езда на лошадях и мулах (разрешалась езда только на ослах); проживание в домах более высоких, чем дома мусульман; устройство более высоких надгробий, чем у мусульман; громкие молитвы в синагогах и церквях; занятие правительственных или других должностей, дающих власть над мусульманами. Зимми были обязаны оказывать почет мусульманам, стоять в их присутствии, принимать в своих домах путников-мусульман в течение трех дней. С большой строгостью наказывались обман или побои мусульманина. Имущество евреев и христиан после их смерти переходило в распоряжение властей до тех пор, пока наследники не доказывали своих прав на него в соответствии с мусульманскими законами. Ответственность за соблюдение Омаровых законов возлагалась на глав религиозных общин, оно гарантировало зимми личную неприкосновенность, право на собственность и свободу вероисповедания, а также общинную автономию.

Распоряжения о соблюдении Омаровых законов постоянно обновлялись, и из этого можно заключить, что ими часто пренебрегали. С другой стороны, в периоды религиозных гонений в странах ислама синагоги и церкви разрушались под тем предлогом, что нарушались запреты (согласно Омаровым законам) на их строительство. Так, фатимидский халиф ал-Хаким би-Амр-Аллах (996–1020) приказал разрушить все синагоги и церкви в Египте (1004), а затем (1008) и в других подвластных ему странах. Под властью фанатичных Алмохадов (12 в.) испанские и североафриканские евреи были поставлены перед выбором между изгнанием и насильственным обращением в ислам, причем Омаровы законы продолжали действовать и в отношении новообращенных: их подозревали в том, что переход в ислам — чисто внешний. Омаровы законы оставались в силе в Османской империи до середине 19 в., а налог, которым с 1856 г. облагались немусульмане, освобожденные от воинской повинности, фактически заменивший подушный налог, был отменен лишь в 1909 г. после революции младотурок. В Иране и странах Магриба подушный налог взимался еще во второй половине 19 в. (см.Алжир, Марокко, Тунис). В Афганистане, Йемене дискриминационное антиеврейское законодательство сохранялось до 1950-х гг. В северном Азербайджане и Дагестане Омаровы законы сохраняли силу до русского завоевания, в Бухарском эмирате (см. Бухара) — до 1920 г.

См. также Зимми, Ислам, Мухаммад, Отличительный знак.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ОМАРОВЫ ЗАКОНЫ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация