Зелоты
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(консолидация) |
м (→Иосиф Флавий: оформление) |
||
Строка 40: | Строка 40: | ||
Разногласия между лидерами трех течений были одним из факторов падения Иерусалима. Традиции движения зелотов, однако, продолжали жить после подавления восстания 66–73 гг. и нашли свое выражение в [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстании]]. | Разногласия между лидерами трех течений были одним из факторов падения Иерусалима. Традиции движения зелотов, однако, продолжали жить после подавления восстания 66–73 гг. и нашли свое выражение в [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстании]]. | ||
== Иосиф Флавий == | == Иосиф Флавий == | ||
- | Наиболее известен из иерусалимских священников-зелотов [[Иосиф Флавий]], в сочинениях которого содержится самый обширный сохранившийся материал о зелотах. Он называет зелотов одной из четырех — наряду с фарисеями, [[Саддукеи|саддукеями]] и [[Ессеи|ессеями]] — «философских сект» евреев. Однако тенденциозность изложения Иосифа Флавия, перешедшего на сторону римлян, значительно затрудняет восстановление объективной исторической картины движения зелотов и их роли в антиримском восстании 66–73 гг. | + | Наиболее известен из иерусалимских священников-зелотов [[Иосиф Флавий]], в сочинениях которого содержится самый обширный сохранившийся материал о зелотах. Он называет зелотов одной из четырех — наряду с фарисеями, [[Саддукеи|саддукеями]] и [[Ессеи|ессеями]] — «философских сект» евреев, основанной [[Иуда Галилеянин|Иудой Галилеянином]] и [[Садок]]ом Фарисеем<ref>[http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/drevnosti/18.html Иудейские древности, Книга XVIII]</ref>. Однако тенденциозность изложения Иосифа Флавия, перешедшего на сторону римлян, значительно затрудняет восстановление объективной исторической картины движения зелотов и их роли в антиримском восстании 66–73 гг.. |
- | |||
== Зелоты в Новом Завете == | == Зелоты в Новом Завете == | ||
Согласно [[Библия|Библии]], среди апостолов [[Иисус]]а был зелот [[Симон Кананит|Симон]]<ref>[http://www.magister.msk.ru/library/bible/russian/luke6.htm Лука 6.15]</ref> (в Синодальном переводе не «зелот» а «зилот»). | Согласно [[Библия|Библии]], среди апостолов [[Иисус]]а был зелот [[Симон Кананит|Симон]]<ref>[http://www.magister.msk.ru/library/bible/russian/luke6.htm Лука 6.15]</ref> (в Синодальном переводе не «зелот» а «зилот»). |
Версия 10:26, 28 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Зелоты (по-гречески zelotes, буквально `ревнители`; на иврите קַנָּאִים - каннаим) - общее название радикальных течений в освободительном движении последнего столетия эпохи Второго Храма, вылившемся в восстание 66–73 гг. н. э..
Содержание |
Движение зелотов
Главным центром движения зелотов была Галилея, а затем также и Иерусалим. Движение зелотов, религиозное в своей основе, развилось из фарисейства, отличаясь от него гораздо большим радикализмом в понимании национальной независимости. Возведя политическую свободу Иудеи в степень религиозной доктрины, зелоты рассматривали примирение с римским владычеством как тягчайший грех, ибо только Бог является истинным владыкой народа Израиля и его страны.
Скудный исторический материал позволяет лишь в самом общем виде проследить начальные этапы развития движения. Уже во времена наместничества Ирода I в Галилее там началось антиримское брожение: некий Хизкия во главе собственного отряда нападал на римские части; в 46 г. до н. э. он был захвачен Иродом и казнен.
Спустя 40 лет, в 6 г. до н. э., сын Хизкии, Иеhуда Галилеянин вместе с фарисеем Цадоком, принадлежавшим, по-видимому, к священническим кругам Иерусалима, призывали евреев сопротивляться проводившейся римлянами с фискальными целями переписи населения и имущества, видя в этой переписи признак формального включения Иудеи в Римскую империю в качестве одной из ее провинций.
Требования императора Калигулы поставить по всей Империи его идолы, грубое отношение римских солдат к Храму и вере жителей Иудеи привело к существенной радикализации еврейского населения и, соответственно, пополнению сторонников зелотов. В следующем поколении сыновья Иехуды, Яаков и Шимон, стояли в центре антиримских смут в дни прокуратора Тиберия Александра (46–48 гг. н. э.) и были им казнены.
Число приверженцев движения непрерывно росло, и к началу восстания (66 г. н. э.) оно включало также и значительное число евреев Заиорданья.
Течения зелотов
К этому времени среди зелотов можно выделить три основных течения.
- Наиболее крайнее течение галилейских зелотов, которых их противники назвали сикариями (от латинского sicarii — `убийцы`) за террористические методы борьбы, отличалось преданностью дому Иехуды Галилеянина, мессианскими чаяниями и требованием социальной справедливости. Одной из центральных фигур этого течения был Менахем из дома Иехуды, который захватил накануне восстания крепость Масаду и перебил находившийся там римский гарнизон. С началом восстания Менахем появился в Иерусалиме, призывая не только к войне с римлянами, но и к борьбе с местной аристократией. Многие приверженцы Менахема видели в нем мессианского царя. Впоследствии Менахем был убит противниками в результате внутренних конфликтов среди восставших. Из дома Иехуды Галилеянина происходил также Элазар бен Яир, возглавлявший гарнизон повстанцев в Масаде с 66 г. вплоть до падения крепости в 73 г.
- Более умеренное, иерусалимское течение, собственно зелоты (каннаим), возглавлялось преимущественно выходцами из священнических и аристократических кругов Иерусалима. В идеологии этого течения социальный аспект не занимал особого места, хотя именно иерусалимские зелоты впервые избрали первосвященника не из среды правящей олигархии.
- Третьим было движение, возглавлявшееся Шимоном Бар-Гиорой. Начавшись в Заиорданье, движение охватило преимущественно низшие сословия по всей стране. Сторонники Шимона Бар-Гиоры видели в нем царя-Мессию. Социальная идеология этого движения была более радикальной, чем идеология сикариев: еще до прибытия в Иерусалим Шимон объявил свободу рабам и экспроприацию имущества богатых, а в Иерусалиме приверженцы Бар-Гиоры и Менахема сожгли долговой архив.
Разногласия между лидерами трех течений были одним из факторов падения Иерусалима. Традиции движения зелотов, однако, продолжали жить после подавления восстания 66–73 гг. и нашли свое выражение в Бар-Кохбы восстании.
Иосиф Флавий
Наиболее известен из иерусалимских священников-зелотов Иосиф Флавий, в сочинениях которого содержится самый обширный сохранившийся материал о зелотах. Он называет зелотов одной из четырех — наряду с фарисеями, саддукеями и ессеями — «философских сект» евреев, основанной Иудой Галилеянином и Садоком Фарисеем[1]. Однако тенденциозность изложения Иосифа Флавия, перешедшего на сторону римлян, значительно затрудняет восстановление объективной исторической картины движения зелотов и их роли в антиримском восстании 66–73 гг..
Зелоты в Новом Завете
Согласно Библии, среди апостолов Иисуса был зелот Симон[2] (в Синодальном переводе не «зелот» а «зилот»).
См. также
- Иуда Галилеянин
- Йоханан из Гисхалы
- Симон Бар-Гиора