Нузи (древний город на территории современного Ирака)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Нузи''', древний город в северной [[Месопотамия|Месопотамии]], к востоку от реки Тигр, который населяли [[Хурриты|хурриты]]. | + | '''Нузи''', древний город в северной [[Месопотамия|Месопотамии]], к востоку от реки Тигр, который населяли [[Хурриты|хурриты]]. |
+ | === Раскопки === | ||
- | Бездетный мужчина в Нузи мог усыновить уже взрослого человека, который становился его наследником в обмен на заботу о приемном отце (или даже на врученную такому «отцу» сумму). Но, если затем у усыновившего все же рождался сын, именно он получал основную долю в наследстве. Библейской аналогией может служить жалоба Авраама: «Я бездетен, и мой домочадец (домоправитель[?])... наследник мой» и т. д. (Быт. 15:2–4). См. также [[Лаван]]. В найденном в Нузи документе говорится о продаже прав на наследство одним братом другому, что напоминает библейский рассказ о продаже [[Исав|Исавом]] первородства Иакову. В другой табличке говорится о домашних идолах, которые составляли особо важную долю в наследстве; это сравнивают с библейским рассказом о похищении Рахилью божков (трафим) отца (Быт. 31:19). Делались также сопоставления законов Нузи о рабах-[[Хабиру|хабиру]] с библейскими законами о «рабе-еврее» (эвед иври); однако предположение о связи терминов хабиру и иври (ср. также [[Авраам|Авраам]]) еще требует доказательства. | + | Холм ([[Тель|тель]]) над развалинами Нузи находится в нескольких км к юго-западу от города Киркук (в древности Аррапха). |
+ | |||
+ | При раскопках теля (в основном в 1925–31 гг.) были обнаружены тысячи глиняных клинописных табличек от середины второго тыс. до н. э., в которых отражены различные области жизни, в том числе обычаи и законы хурритского общества. | ||
+ | === Библейские аналогии === | ||
+ | |||
+ | Некоторые исследователи обратили внимание на определенные аналогии, существующие между этими и библейскими текстами, и объяснили это возможным влиянием хурритов Месопотамии на предков древних евреев в эпоху [[Патриархи|патриархов]], живших, в частности, в районе хурритского [[Харан|Харана]]. | ||
+ | |||
+ | Так, в брачных контрактах из Нузи говорится, что бесплодная жена должна дать свою рабыню в [[Наложница|наложницы]] мужу, но если впоследствии жена родит сына, то он имеет преимущество перед сыном наложницы. | ||
+ | |||
+ | Аналогия этому прослеживается в библейском рассказе об [[Авраам|Аврааме]], [[Сарра|Сарре]], [[Агарь|Агари]], [[Исаак|Исааке]] и [[Исмаил|Исмаиле]] и отчасти — в истории [[Иаков|Иакова]], [[Рахиль|Рахили]] и ее служанки Билхи. | ||
+ | |||
+ | Бездетный мужчина в Нузи мог усыновить уже взрослого человека, который становился его наследником в обмен на заботу о приемном отце (или даже на врученную такому «отцу» сумму). | ||
+ | |||
+ | Но, если затем у усыновившего все же рождался сын, именно он получал основную долю в наследстве. | ||
+ | |||
+ | Библейской аналогией может служить жалоба Авраама: «Я бездетен, и мой домочадец (домоправитель[?])... наследник мой» и т. д. (Быт. 15:2–4). См. также [[Лаван]]. | ||
+ | |||
+ | В найденном в Нузи документе говорится о продаже прав на наследство одним братом другому, что напоминает библейский рассказ о продаже [[Исав|Исавом]] первородства Иакову. | ||
+ | |||
+ | В другой табличке говорится о домашних идолах, которые составляли особо важную долю в наследстве; это сравнивают с библейским рассказом о похищении Рахилью божков (трафим) отца (Быт. 31:19). | ||
+ | |||
+ | Делались также сопоставления законов Нузи о рабах-[[Хабиру|хабиру]] с библейскими законами о «рабе-еврее» (эвед иври); однако предположение о связи терминов хабиру и иври (ср. также [[Авраам|Авраам]]) еще требует доказательства. | ||
Современная наука подвергает сомнению закономерность проведения аналогий между текстами из Нузи и Библией. | Современная наука подвергает сомнению закономерность проведения аналогий между текстами из Нузи и Библией. | ||
{{ElevenCopyRight|13014|НУЗИ}} | {{ElevenCopyRight|13014|НУЗИ}} |
Версия 18:55, 25 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Нузи, древний город в северной Месопотамии, к востоку от реки Тигр, который населяли хурриты.
Раскопки
Холм (тель) над развалинами Нузи находится в нескольких км к юго-западу от города Киркук (в древности Аррапха).
При раскопках теля (в основном в 1925–31 гг.) были обнаружены тысячи глиняных клинописных табличек от середины второго тыс. до н. э., в которых отражены различные области жизни, в том числе обычаи и законы хурритского общества.
Библейские аналогии
Некоторые исследователи обратили внимание на определенные аналогии, существующие между этими и библейскими текстами, и объяснили это возможным влиянием хурритов Месопотамии на предков древних евреев в эпоху патриархов, живших, в частности, в районе хурритского Харана.
Так, в брачных контрактах из Нузи говорится, что бесплодная жена должна дать свою рабыню в наложницы мужу, но если впоследствии жена родит сына, то он имеет преимущество перед сыном наложницы.
Аналогия этому прослеживается в библейском рассказе об Аврааме, Сарре, Агари, Исааке и Исмаиле и отчасти — в истории Иакова, Рахили и ее служанки Билхи.
Бездетный мужчина в Нузи мог усыновить уже взрослого человека, который становился его наследником в обмен на заботу о приемном отце (или даже на врученную такому «отцу» сумму).
Но, если затем у усыновившего все же рождался сын, именно он получал основную долю в наследстве.
Библейской аналогией может служить жалоба Авраама: «Я бездетен, и мой домочадец (домоправитель[?])... наследник мой» и т. д. (Быт. 15:2–4). См. также Лаван.
В найденном в Нузи документе говорится о продаже прав на наследство одним братом другому, что напоминает библейский рассказ о продаже Исавом первородства Иакову.
В другой табличке говорится о домашних идолах, которые составляли особо важную долю в наследстве; это сравнивают с библейским рассказом о похищении Рахилью божков (трафим) отца (Быт. 31:19).
Делались также сопоставления законов Нузи о рабах-хабиру с библейскими законами о «рабе-еврее» (эвед иври); однако предположение о связи терминов хабиру и иври (ср. также Авраам) еще требует доказательства.
Современная наука подвергает сомнению закономерность проведения аналогий между текстами из Нузи и Библией.