м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Зерубавель]] |
- | | ТИП СТАТЬИ = 2
| + | |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Зерубавель, Зрубавел''' (в русской традиции '''Зоровавель''') ({{lang-he|זְרֻבָּבֵל}}) - внук (или внучатый племянник) царя [[Иехояхин]]а; вместе с Иехошуа, сыном первосвященника Иехоцадака, возглавлял возвращение евреев из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]] и руководил строительством [[Второй Храм|Второго храма]]. Подобно многим еврейским аристократам, близким к вавилонскому двору, носил вавилонское имя (Зер-Бабили — `семя [[Вавилон]]а`).
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Роль Зрубавела как предводителя возвращавшихся и степень его участия в восстановлении Храма не могут быть воссозданы с полной достоверностью. Дата прибытия Зрубавела в [[Иерусалим]] неизвестна: в первой главе книги [[Эзра|Эзры]], в рассказе о возвращении вавилонских изгнанников после издания [[Кир]]ом соответствующего декрета (538 до н. э.) имя Зрубавела не упомянуто, а возвращение захваченных вавилонянами при разрушении Храма сосудов Кир поручает Шешбаццару, «князю Иудину», который в другом месте (Эз. 5:14) назван пэха (правитель области). Некоторые ученые отождествляют Шешбаццара с Шенаццаром, дядей Зрубавела.
| + | |
- | | + | |
- | С другой стороны, в третьей главе книги Эзры повествуется о том, что Зрубавел и Иехошуа воздвигли жертвенник, восстановили богослужение и на начальном этапе руководили строительством Храма. Они же отклонили просьбу «врагов Иехуды и Биньямина» (под которыми, по-видимому, подразумеваются [[самаритяне]]) участвовать в планируемом строительстве (Эз. 4:1–3). Из-за различных препятствий работы были прекращены и возобновились лишь в 520 г. до н. э. (Эз. 4). В этот период Зрубавел выступает в качестве лидера народа (Эз. 5:1–2) и становится главным героем пророчеств [[Хаггай|Хаггая]] и [[Зхария|Зхарии]], вдохновляющих и призывающих его завершить строительство Храма (Хаг. 1:14–15; Зх. 4:6–10).
| + | |
- | | + | |
- | Устами пророков провозглашается, что Зрубавел — «печать» в руках Господних, избранник Божий, которому предназначено завершить строительство Храма (Хаг. 2:23; Зх. 4:9). Тогда же (Хаг. 2:21) Зрубавел упоминается как правитель [[Иудея|Иудеи]], однако неясно, занимал ли он этот пост уже раньше или был назначен вступившим на персидский престол в 521 г. до н. э. Дарием. Ни Зрубавел, ни его сподвижник Иехошуа не упоминаются при описании освящения Храма (Эз. 6:15–22) и не фигурируют в дальнейшем в качестве лиц, занимавших какие-либо официальные должности.
| + | |
- | | + | |
- | Из аллегорических пророчеств Зхарии (4:10–14; 5) можно заключить, что между Зрубавелом и Иехошуа произошел разлад, и пророк стремился к примирению и возобновлению сотрудничества двух вождей. Судя по прорицаниям Зхарии и особенно Хаггая (Хаг. 2:20–23), эти пророки и, по-видимому, многие в народе ожидали, что Зрубавел восстановит царство [[Давид|Давида]]. По всей вероятности, эти настроения вызвали у Дария опасения, так как в первые годы его царствования в Персидской империи произошел ряд восстаний подвластных народов (некоторые из них закончились победой восставших); можно предположить, что эти опасения побудили Дария устранить Зрубавела с политической арены.
| + | |
- | == Зрубавел в еврейской традиции ==
| + | |
- | В еврейской традиции имя Зрубавела прочно связано со строительством Второго храма. Зрубавел фигурирует в [[Аггада|Аггаде]] и [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|Апокрифы и псевдоэпиграфы|апокрифах]]; в средневековом [[ханукка]]льном гимне «Маоз цур», прославляющем избавителей Израиля, «конец Вавилона» ассоциируется с именем Зрубавела.
| + | |
- | == Зрубавел в христианской традиции ==
| + | |
- | Имя его значится в евангельской «Книге родства», как имя одного из родоначальников Мессии, сына Давидова. О нём упоминается в Евангелии Матфея I, 12 и 13.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11645|ЗРУБАВЕЛ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Библейские персонажи]]
| + | |
- | [[Категория:Эпоха Второго Храма]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | <!--
| + | |
- | [[bo:བཟེ་རུ་པ་པེལ། (གསུང་རབ།)]]
| + | |
- | [[ca:Zorobabel]]
| + | |
- | [[de:Serubbabel]]
| + | |
- | [[el:Ζοροβάβελ]]
| + | |
- | [[en:Zerubbabel]]
| + | |
- | [[es:Zorobabel]]
| + | |
- | [[fr:Zorobabel (gouverneur)]]
| + | |
- | [[he:זרבבל בן שאלתיאל]]
| + | |
- | [[it:Zorobabele]]
| + | |
- | [[nl:Zerubbabel]]
| + | |
- | [[no:Serubabel]]
| + | |
- | [[pl:Zorobabel]]
| + | |
- | [[pt:Zorobabel]]
| + | |
- | [[sh:Zerubabel]]
| + | |
- | [[sv:Serubbabel]]
| + | |
- | [[uk:Зоровавель]]
| + | |
- | [[zh:所罗巴伯]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | -->
| + | |