Моногамия и полигамия (трактовка в еврейской традиции)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Еврейское право» с помощью HotCat) |
Architect (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Моногамия и полигамия (единобрачие и многобрачие) - трактовка в еврейской традиции» в «[[Моногамия и полигамия (трактовка в) |
Версия 12:26, 23 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Моногамия и полигамия (единобрачие и многобрачие).
Содержание |
Ближний Восток
Библия
Библия не налагает каких-либо ограничений на число жен, и многие библейские герои, начиная с патриархов, имели по несколько жен (и наложниц), что было общепринятым на Ближнем Востоке.
На практике большинство браков были, по всей видимости, моногамными, что объясняется экономическими факторами.
Представления, нашедшие выражение в истории о сотворении женщины (Быт. 2:22–24) и в последней главе Притчей (см. Притчей Соломоновых книга), отражают моногамный характер брака.
Эпоха Второго храма
В эпоху Второго храма моногамный брак становится все более распространенным, чему способствовало, наряду с экономическими факторами, возникновение концепции взаимной верности супругов.
В некоторых случаях брачный контракт включал обязательство мужа воздержаться от дополнительного брака (подобные договоры сохранились среди ассирийских и вавилонских документов и документов с Элефантины).
Тем не менее, полигамия (обычно — бигамия, то есть двоеженство) была достаточно широко распространена среди евреев в эллинистический период и практиковалась даже законоучителями (см., например, Иев. 15а).
Частой причиной бигамии был левиратный брак, а также бесплодие первой жены.
Галаха
Первый запрет полигамии содержит галаха Кумранской общины (так называемый Дамасский документ 4:20–5:5, см. Мертвого моря свитки), трактовавшая его как один из запретов, содержащихся в Пятикнижии.
Мишна
Форма брака, отраженная в Мишне и барайтах, — почти исключительно моногамия. (Иев. 2:10 и другие), хотя предусматривается, что второй и последующие браки мужчины имеют юридическую силу и теряют ее лишь в случае формального развода или смерти (Иев. 65а; Майм. Яд., Ишут 14:3 и другие).
Некоторые законоучители этого периода настаивали на приоритете халицы (см. Левиратный брак и халица) в случае, когда необходимость левиратного брака относится к женатому мужчине (Бх. 1:7); другие резко осуждали бигамию, даже в целях рождения потомства (Кт. 62б).
Влияние римского семейного права
Возможно, что такая точка зрения установилась под влиянием римского семейного права, особенно после того, как в 212 г. все евреи империи получили римское гражданство.
Император Феодосий издал постановление против бигамии и полигамии евреев, однако и после этого полигамные формы брака не исчезли полностью.
Влияние ислама
У евреев Вавилонии также встречается полигамия, несмотря на принятую у персов моногамию. (Иев. 65а; ср. Кт. 80б).
Законоучители Вавилонии рекомендовали брать не более четырех жен (что, по-видимому, сказалось на мусульманском законе, ограничивающем число жен четырьмя).
Под влиянием ислама полигамный брак среди евреев в эпоху вавилонских гаонов получил более широкое распространение.
Европа и Северная Африка
Бигамия была широко распространена в Северной Африке и в Испании. Вместе с тем, формальное требование отказа мужа от второго брака часто встречается в брачных контрактах того времени.
В Германии и Северной Франции среди евреев полигамия была довольно редким явлением, что объясняется влиянием моногамного семейного уклада христианских народов.
В 10 в. рабби Гершом бен Иехуда Меор hа-Гола и его бет-дин ввели постановление (см. Такканот), известное под названием херем раббену Гершома, запрещавшее полигамию.
Запрет не распространялся на случаи левиратного брака или бесплодия первой жены.
К 13 в. было принято постановление, согласно которому для женатого мужчины халица была предпочтительнее левиратного брака.
Запрет на полигамию не означал юридической недействительности второго брака (Иев. 110а; ББ. 48б), однако мужчину могли принудить к расторжению брака со второй женой.
Херем раббену Гершома был принят в большинстве стран ашкеназской диаспоры (см. Ашкеназы), а в Провансе, Испании и в общинах Северной Африки и Азии полигамия хотя не была запрещена, практиковалась не слишком часто.
Эрец-Исраэль
В ишуве Эрец-Исраэль полигамия была исключительно редким явлением.
В 1950 г. Верховный раввинат Израиля единогласно постановил, что, в случае, если мужчина уже женат, халица должна быть предпочтена левиратному браку.
В Израиле с 1951 г. полигамия запрещена Законом о равноправии женщин; нарушение закона влечет за собой уголовную ответственность, предусматривающую тюремное заключение.
Однако если репатриант прибыл в Израиль с более чем одной женой, все его браки считаются юридически действительными.
В еврейском праве в отношении полиандрии (многомужества) существует абсолютный запрет. Общий принцип гласит, что женщина не может быть женой двух мужчин и, следовательно, не может быть осуществлен киддушин (религиозная легитимация брака) между мужчиной и замужней женщиной до тех пор, пока ее предыдущий брак сохраняет формальную силу.
В случае, если такой брак заключен, он считается недействительным и подпадает под закон, запрещающий вступление в связь с замужней женщиной (см. Половая жизнь) и предусматривающий, что нарушительница получает гет (развод), а брак с ней запрещается для обоих мужчин. См. также Брак, Наложница, Развод, Мамзер).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МОНОГАМИЯ И ПОЛИГАМИЯ в ЭЕЭ