Йеhошуа (Иисус Навин), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Обзор книги: дополнение)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Жизнь Йеhошуа бин Нуна: дополнение)
Строка 18: Строка 18:
Книга описывает историю еврейского народа от смерти [[Моисей|Моше]] до смерти [[Иисус Навин|Йеѓошуа]] и составляет как бы сборник реляций с поля битвы, изобилует рассказами, которые ярко характеризуют военное право в древности. Критика старается указать некоторые анахронизмы в книге, но в общем она носит на себе печать современности и исторической правды.
Книга описывает историю еврейского народа от смерти [[Моисей|Моше]] до смерти [[Иисус Навин|Йеѓошуа]] и составляет как бы сборник реляций с поля битвы, изобилует рассказами, которые ярко характеризуют военное право в древности. Критика старается указать некоторые анахронизмы в книге, но в общем она носит на себе печать современности и исторической правды.
-
== Жизнь Йеhошуа бин Нуна ==
+
= Йеhошуа бин Нун =
 +
Будучи одним из 12 разведчиков, посланных осматривать [[Ханаан]], Иехошуа бин Нун вместе с Калевом бен Иефунне возражал десяти остальным, испугавшимся силы противника (Чис. 13; 14:6–9); за твердость и веру в победу лишь Иехошуа бин Нун и Калев из всего поколения были удостоены вступить в Ханаан, в Землю обетованную (Чис. 14:26–30). Моисей назначил Иехошуа бин Нуна своим преемником (Чис. 27:15–23; Втор. 1:38), возложив на него обязанность завоевания Земли обетованной и раздела ее между коленами Израиля (Чис. 34:17; Втор. 31:7, 23).
-
Йеhошуа бин Нун происходил из [[Колена Израилевы|колена]] [[Ефрем, сын Иосифа|Эфраима]] и носил первоначально имя ''hошеа'', но был переименован [[Моисей|Моисеем]] в ''Йеhошуа'', когда был послан разведчиком с представителями других [[Колена Израилевы|одиннадцати колен]]. Комментаторы объясняют причину изменения имени молитвой Моше, чтобы Йеhошуа оставался при своем мнении и не шёл за остальными разведчиками: новое имя можно перевести как "Господь спасёт".{{нет АИ|3|11|2009}}
+
== Имя ==
 +
Йеhошуа бин Нун происходил из [[Колена Израилевы|колена]] [[Ефрем, сын Иосифа|Эфраима]] и носил первоначально имя ''hошеа'', но был переименован [[Моше]] в ''Йеhошуа'' (ивр. - "Спасёт"), когда был послан разведчиком с представителями других [[Колена Израилевы|одиннадцати колен]]. Комментаторы объясняют причину изменения имени молитвой Моше, чтобы Йеhошуа оставался при своем мнении и не шёл за остальными разведчиками: новое имя можно перевести как "Господь спасёт".
 +
 
 +
В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Йеhошуа бин Нун передаётся иначе, чем имя [[Иисус Христос|Иисуса Христа]] — ''Josua'' вместо ''Jesus'', в то время как в греческой православной традиции оба зовутся ''Иисус'' (поэтому к имени первого обычно прибавляется ''Навин'' или ''сын Навин'', в то время как в западной традиции это излишне). Иисус прозван Навин от имени своего отца: к имени Нав добавлен устаревший суффикс -ин что как и -ов указывает на принадлежность.
 +
 
 +
== Роль в истории ==
 +
В Иехошуа бин Нуне, как он предстает в библейском повествовании, сочетались качества полководца и пророка. Его основная миссия — завоевание и заселение Ханаана (Втор. 3:21; 31:3–8), и в то же время он — человек, «исполненный духа премудрости», «раб Господень», подобно Моше. Как и Моше, Иехошуа бин Нун — тот, через кого Бог говорит со своим народом (Чис. 27:18–20; Втор. 34:9; ИбН. 20:1; 24:2). Библия видит в Иехошуа бин Нуне преемника Моше, который довел до конца религиозную и законодательную миссию своего учителя (ИбН. 8:30–35; 23; 24; ср. Втор. 27).
 +
 
 +
Большинство современных исследователей, не сомневаясь в историчности Иехошуа бин Нуна, считает, однако, что он возглавлял лишь одну из волн вторжения израильских племен в Ханаан: в национального героя Иехошуа бин Нун превратился значительно позднее, когда многочисленные предания, относящиеся к завоеванию Ханаана, были постепенно ассоциированы с его именем.
Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из [[Древний Египет|Египта]], он руководил еврейским войском при отражение нападения [[амаликитяне|амалекитян]] ({{Библия|Исх|17:8|-16}}), и затем в течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея ({{Библия|Исх|31:11}}, ({{Библия|Чис|11:28}}), пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над евреями ({{Библия|Чис|27:18|-23}}, {{Библия|Втор|31:23}}).
Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из [[Древний Египет|Египта]], он руководил еврейским войском при отражение нападения [[амаликитяне|амалекитян]] ({{Библия|Исх|17:8|-16}}), и затем в течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея ({{Библия|Исх|31:11}}, ({{Библия|Чис|11:28}}), пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над евреями ({{Библия|Чис|27:18|-23}}, {{Библия|Втор|31:23}}).

Версия 19:54, 12 августа 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Файл:Dore joshua sun.jpg
Иисус Навин останавливает солнце. Гравюра Гюстава Доре

Книга Иису́са Нави́на (ивр. יְהוֹשֻׁעַ בִּן-נוּן‎, Йеhошу́а бин Нун) — шестая книга в ТаНаХе. Помещается вслед за Пятикнижием, находится в теснейшей связи с ним и составляет как бы его продолжение, так что некоторые библейские критики (Дилльман и др.) прямо относят его к этой группе библейских книг, которую они вследствие этого называют «Шестикнижием».

Книга описывает историю еврейского народа от смерти Моше до смерти Йеѓошуа и составляет как бы сборник реляций с поля битвы, изобилует рассказами, которые ярко характеризуют военное право в древности. Критика старается указать некоторые анахронизмы в книге, но в общем она носит на себе печать современности и исторической правды.

Содержание

Йеhошуа бин Нун

Будучи одним из 12 разведчиков, посланных осматривать Ханаан, Иехошуа бин Нун вместе с Калевом бен Иефунне возражал десяти остальным, испугавшимся силы противника (Чис. 13; 14:6–9); за твердость и веру в победу лишь Иехошуа бин Нун и Калев из всего поколения были удостоены вступить в Ханаан, в Землю обетованную (Чис. 14:26–30). Моисей назначил Иехошуа бин Нуна своим преемником (Чис. 27:15–23; Втор. 1:38), возложив на него обязанность завоевания Земли обетованной и раздела ее между коленами Израиля (Чис. 34:17; Втор. 31:7, 23).

Имя

Йеhошуа бин Нун происходил из колена Эфраима и носил первоначально имя hошеа, но был переименован Моше в Йеhошуа (ивр. - "Спасёт"), когда был послан разведчиком с представителями других одиннадцати колен. Комментаторы объясняют причину изменения имени молитвой Моше, чтобы Йеhошуа оставался при своем мнении и не шёл за остальными разведчиками: новое имя можно перевести как "Господь спасёт".

В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Йеhошуа бин Нун передаётся иначе, чем имя Иисуса Христа — Josua вместо Jesus, в то время как в греческой православной традиции оба зовутся Иисус (поэтому к имени первого обычно прибавляется Навин или сын Навин, в то время как в западной традиции это излишне). Иисус прозван Навин от имени своего отца: к имени Нав добавлен устаревший суффикс -ин что как и -ов указывает на принадлежность.

Роль в истории

В Иехошуа бин Нуне, как он предстает в библейском повествовании, сочетались качества полководца и пророка. Его основная миссия — завоевание и заселение Ханаана (Втор. 3:21; 31:3–8), и в то же время он — человек, «исполненный духа премудрости», «раб Господень», подобно Моше. Как и Моше, Иехошуа бин Нун — тот, через кого Бог говорит со своим народом (Чис. 27:18–20; Втор. 34:9; ИбН. 20:1; 24:2). Библия видит в Иехошуа бин Нуне преемника Моше, который довел до конца религиозную и законодательную миссию своего учителя (ИбН. 8:30–35; 23; 24; ср. Втор. 27).

Большинство современных исследователей, не сомневаясь в историчности Иехошуа бин Нуна, считает, однако, что он возглавлял лишь одну из волн вторжения израильских племен в Ханаан: в национального героя Иехошуа бин Нун превратился значительно позднее, когда многочисленные предания, относящиеся к завоеванию Ханаана, были постепенно ассоциированы с его именем.

Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из Египта, он руководил еврейским войском при отражение нападения амалекитян (Исх.17:8-16), и затем в течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея (Исх.31:11, (Чис.11:28), пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над евреями (Чис.27:18-23, Втор.31:23).

Книга Йеhошуа бин Нуна

Время создания с авторство

Согласно талмудической традиции, автором книги Иехошуа бин Нуна является он сам (ББ. 14б). Мнения исследователей относительно времени создания и составления книги Иехошуа бин Нун расходятся. Одни ученые придерживаются концепции множественности и разновременности источников, легших в основу книги Иехошуа бин Нун, а составление книги относят к концу эпохи Первого храма; другие настаивают на внутреннем единстве книги и относят ее создание к периоду между завоеванием Ханаана и основанием единого Израильского царства.

Структура

По содержанию книга может быть разделена на три основные части:

  1. завоевание Ханаана (главы 1–12);
  2. его раздел между коленами и учреждение левитских городов и городов-убежищ (главы 13–21);
  3. описание переговоров с заиорданскими коленами и заключение завета в Шхеме (главы 22–24).

Обзор книги

Непосредственно после смерти Моше к Йеhошуа явился Бог и сказал ему:

«…встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моше: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моше, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;» (Нав.1:2-6)

Первым делом евреи под предводительством Йеhошуа атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день, войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Йеhошуа приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Йеhошуа приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Была пощажена только блудница Рахав и её родня, за то что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён (Иисус Навин, глава 6).

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Ай Йеhошуа захватил, а население его истребил полностью как и в Иерихоне. Пять царей — иерусалимский, хевронский, ярмутский, лахишский и эглонский - объединились против израильтян. Однако Йеhошуа удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражение на его стороне, кидая с неба в войско неприятеля камни:

«Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом.» (Нав.10:11)

Во время этого сражения Йеhошуа, согласно Библии, остановил на небе Солнце и Луну, чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (Нав.10:12).

Пять царей потерпев поражения спрятались в одной из пещер. Но они были обнаружены и Навин приказал убить их и повесить на деревьях. Затем еврейское войско захватило города Македу, Ливну и Лахиш. Все жители этих городов были поголовно вырезаны. На помощь царю Лахиша пришёл царь Гезерский, но израильтяне одержали вверх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Эглон и Хеврон:

«И поразил Йеhошуа всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Йеhошуа от Кадеш-Барнеа до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона;» (Нав.10:40-41)

После покорения и раздела земли он мирно скончался и погребён на в горах Эфраима(Нав.19:49-50, Нав.24:29-30). Незадолго до смерти призывал свой народ: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» (Нав.24:14).

Ссылки



Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация