Мораль - трактовка в еврейской традиции
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Мораль» в «Мораль - трактовка в еврейской традиции») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Мораль'''. Характерная и, возможно, наиболее фундаментальная черта [[Иудаизм|иудаизма]], воспринятая от него [[Христианство|христианством]] и [[Ислам|исламом]], — единство ритуального и морального кодексов. | + | '''Мораль'''. Характерная и, возможно, наиболее фундаментальная черта [[Иудаизм|иудаизма]], воспринятая от него [[Христианство|христианством]] и [[Ислам|исламом]], — единство ритуального и морального кодексов. |
+ | == Пятикнижие == | ||
- | + | Так, уже в [[Десять Заповедей|Десяти заповедях]] большинство предписаний носит чисто моральный характер, а религиозные предписания сформулированы как моральный императив; нарушение моральных предписаний, то есть преступление против ближнего, карается столь же сурово, как и преступление против [[Бог|Бога]]. | |
- | + | Хотя взгляд на определенные моральные проступки как на нарушение воли богов встречается и в языческих религиях, уникальная черта иудаизма — превращение морального поведения в интегральную часть вероисповедания, в религиозный императив. | |
- | Стремление к гармонии между моральной и обрядовой сторонами характерно для иудаизма на протяжении всей его истории. Хотя различные течения в иудаизме, как правило, акцентировали то одну, то другую сторону (см., например, [[Мусар]], [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]], [[Хасидизм]]), все они, в том числе и различные направления еврейской [[Философиясодержание|философии]], оставались верны принципу гармонии. Лидеры светского [[Сионизм|сионизма]] рассматривали мораль как основу социальной справедливости и важнейшую предпосылку воссоздания еврейского государства и обновления еврейского общества. [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Ам]] считал, что мораль иудаизма сохранила еврейство как нацию в прошлом и послужит краеугольным камнем возрождения нации на ее исторической родине. | + | Уже для ранней стадии развития иудаизма характерны поиски равновесия между культово-обрядовой и моральной сторонами религии. |
+ | |||
+ | Библейские пророки (см. [[Пророки и Пророчество|Пророки и пророчество]]) впервые в истории провозгласили примат морали над отправлением культа, которое лишено ценности в отрыве от исполнения индивидом своих моральных обязанностей, трактуемых пророками как универсальные общечеловеческие нормы поведения. | ||
+ | |||
+ | Народ Израиля — единственный, для которого эти нормы являются религиозным императивом, — обязан служить моральным образцом для остальных народов. | ||
+ | == Эпоха Второго храма == | ||
+ | |||
+ | В эпоху Второго [[Храм|храма]] напряженность между обрядовой и моральной стороной иудаизма продолжала сохраняться и была одной из подспудных причин идеологического конфликта между [[Саддукеи|саддукеями]] и [[Фарисеи|фарисеями]]; представления пророков о грядущем морально совершенном мире нашли свое наиболее радикальное развитие в мессианской доктрине [[Ессеи|ессеев]] (см. также [[Мессия]]). | ||
+ | |||
+ | Однако законоучители, подчеркивавшие важность морального аспекта иудаизма, не преуменьшали значения его обрядовой стороны, призывали к гармонизации обеих сторон религии, а не к формальному отправлению культа. | ||
+ | |||
+ | Крупнейший авторитет [[Устный Закон|Устного Закона]] Гилель (см. [[Бет-Гилель И Бет-Шаммай|Бет-Гилель и Бет-Шаммай]]) как основу иудаизма сформулировал «золотое правило»: «То, что ненавистно тебе, не делай своему ближнему» (Шаб. 31а). | ||
+ | |||
+ | Акцентирование морального аспекта иудаизма в ущерб обрядовому встречало резкую оппозицию со стороны законоучителей и ставило сторонников такого подхода на грань разрыва с иудаизмом (см. [[Иисус]]). | ||
+ | |||
+ | == Гармония между моральной и обрядовой сторонами – основной принцип различных течений в иудаизме == | ||
+ | |||
+ | Стремление к гармонии между моральной и обрядовой сторонами характерно для иудаизма на протяжении всей его истории. | ||
+ | |||
+ | Хотя различные течения в иудаизме, как правило, акцентировали то одну, то другую сторону (см., например, [[Мусар]], [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]], [[Хасидизм]]), все они, в том числе и различные направления еврейской [[Философиясодержание|философии]], оставались верны принципу гармонии. | ||
+ | |||
+ | Лидеры светского [[Сионизм|сионизма]] рассматривали мораль как основу социальной справедливости и важнейшую предпосылку воссоздания еврейского государства и обновления еврейского общества. | ||
+ | |||
+ | [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Ам]] считал, что мораль иудаизма сохранила еврейство как нацию в прошлом и послужит краеугольным камнем возрождения нации на ее исторической родине. | ||
Подробнее о морали в иудаизме см. [[Этика]], а также [[Библия]], [[Бог|Бог]], [[Галаха]], [[Иудаизм|Иудаизм]], [[Монотеизм]], [[Мицвот]], [[Философиясодержание|Философия]]. | Подробнее о морали в иудаизме см. [[Этика]], а также [[Библия]], [[Бог|Бог]], [[Галаха]], [[Иудаизм|Иудаизм]], [[Монотеизм]], [[Мицвот]], [[Философиясодержание|Философия]]. |
Версия 11:03, 9 августа 2012
Источник: | ||||||||
|
Мораль. Характерная и, возможно, наиболее фундаментальная черта иудаизма, воспринятая от него христианством и исламом, — единство ритуального и морального кодексов.
Пятикнижие
Так, уже в Десяти заповедях большинство предписаний носит чисто моральный характер, а религиозные предписания сформулированы как моральный императив; нарушение моральных предписаний, то есть преступление против ближнего, карается столь же сурово, как и преступление против Бога.
Хотя взгляд на определенные моральные проступки как на нарушение воли богов встречается и в языческих религиях, уникальная черта иудаизма — превращение морального поведения в интегральную часть вероисповедания, в религиозный императив.
Уже для ранней стадии развития иудаизма характерны поиски равновесия между культово-обрядовой и моральной сторонами религии.
Библейские пророки (см. Пророки и пророчество) впервые в истории провозгласили примат морали над отправлением культа, которое лишено ценности в отрыве от исполнения индивидом своих моральных обязанностей, трактуемых пророками как универсальные общечеловеческие нормы поведения.
Народ Израиля — единственный, для которого эти нормы являются религиозным императивом, — обязан служить моральным образцом для остальных народов.
Эпоха Второго храма
В эпоху Второго храма напряженность между обрядовой и моральной стороной иудаизма продолжала сохраняться и была одной из подспудных причин идеологического конфликта между саддукеями и фарисеями; представления пророков о грядущем морально совершенном мире нашли свое наиболее радикальное развитие в мессианской доктрине ессеев (см. также Мессия).
Однако законоучители, подчеркивавшие важность морального аспекта иудаизма, не преуменьшали значения его обрядовой стороны, призывали к гармонизации обеих сторон религии, а не к формальному отправлению культа.
Крупнейший авторитет Устного Закона Гилель (см. Бет-Гилель и Бет-Шаммай) как основу иудаизма сформулировал «золотое правило»: «То, что ненавистно тебе, не делай своему ближнему» (Шаб. 31а).
Акцентирование морального аспекта иудаизма в ущерб обрядовому встречало резкую оппозицию со стороны законоучителей и ставило сторонников такого подхода на грань разрыва с иудаизмом (см. Иисус).
Гармония между моральной и обрядовой сторонами – основной принцип различных течений в иудаизме
Стремление к гармонии между моральной и обрядовой сторонами характерно для иудаизма на протяжении всей его истории.
Хотя различные течения в иудаизме, как правило, акцентировали то одну, то другую сторону (см., например, Мусар, Реформизм в иудаизме, Хасидизм), все они, в том числе и различные направления еврейской философии, оставались верны принципу гармонии.
Лидеры светского сионизма рассматривали мораль как основу социальной справедливости и важнейшую предпосылку воссоздания еврейского государства и обновления еврейского общества.
Ахад-hа-Ам считал, что мораль иудаизма сохранила еврейство как нацию в прошлом и послужит краеугольным камнем возрождения нации на ее исторической родине.
Подробнее о морали в иудаизме см. Этика, а также Библия, Бог, Галаха, Иудаизм, Монотеизм, Мицвот, Философия.