Моцкин, Лео

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Моцкин, Лео (ЭЕЭ)» в «Моцкин, Лео»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Моцкин, Лео''' (Арье Лейб; Motzkin, Leo; 1867, Бровары, близ Киева, – 1933, Париж), сионистский (см. [[Сионизм]]) лидер. Получил традиционное еврейское образование, а затем изучал математику и философию в [[Берлин|Берлине]]. Там же участвовал вместе с В. Якобсоном, [[Левин, Шмарьяху|Ш. Левиным]] и [[Сыркин, Нахман|Н. Сыркиным]] в создании русско-еврейского научного общества (1887), объединявшего еврейских студентов из [[Россия|России]] и [[Галиция|Галиции]], поддерживавших движение Хиббат Цион (см. [[Ховевей Цион]]). Общество вело идейную борьбу с большинством еврейских студентов из России, придерживавшихся идей социализма и космополитизма. Сотрудничал в журнале [[Бирнбаум, Натан|Н. Бирнбаума]] «Зельбстэмансипацион». После появления на политической арене [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]] Моцкин присоединился ко вновь созданному сионистскому движению на 1-м [[Сионистские Конгрессы|Сионистском конгрессе]] (1897), где он возглавлял группу делегатов, настаивавших на четкой и решительной формулировке требования о создании еврейского государства в Эрец-Исраэль в [[Базельская Программа|Базельской программе]]. Перед 2-м Сионистским конгрессом Моцкин был послан Герцлем в Эрец-Исраэль для составления отчета о еврейских поселениях; в отчете Моцкин подверг критике методы заселения страны, применявшиеся [[Ротшильд Барон Эдмон Джеймс Де|бароном Э. де Ротшильдом]] и Ховевей Цион, и призывал к достижению политического соглашения с Турцией. Несмотря на свою близость к Герцлю, Моцкин вступил в [[Демократическая Фракция|Демократическую фракцию]], которую он представлял на 5-м Сионистском конгрессе (1901) и на [[Минская Конференция|Минской конференции]] (1902). В споре по поводу [[Уганды План|Уганды плана]] Моцкин занимал нейтральную позицию, так как, с одной стороны, чувствовал глубокую привязанность к Эрец-Исраэль, а с другой — сознавал насущную необходимость немедленной помощи еврейским массам.
+
'''Моцкин, Лео''' (Арье Лейб; Motzkin, Leo; 1867, Бровары, близ Киева, – 1933, Париж), сионистский (см. [[Сионизм]]) лидер.  
-
В 1905 г. Моцкин анонимно редактировал в Берлине «Руссише корреспонденц» — революционное издание, снабжавшее европейские газеты информацией о событиях в России; значительное место уделялось положению евреев и освещению антисемитских эксцессов. По просьбе [[Сионистская Организация|Сионистской организации]] Моцкин опубликовал книгу о еврейских [[Погромы|погромах]] в России. Написанная в основном самим Моцкиным, книга вышла в двух томах на немецком языке в 1909–1910 гг. под названием «Еврейские погромы в России» и представляла собой детальное исследование антиеврейских выступлений в России с начала 19 в. и до кульминации в годы революции 1905 г. Особое внимание уделялось [[Самооборона Еврейская|еврейской самообороне]]. Во время дела Бейлиса (1911–13; см. [[Бейлис, Менахем Мендель|М. М. Бейлис]]) Моцкин вел широкую работу по осведомлению русского и европейского общества о ходе процесса и стимулировал выступления общественных деятелей против [[Кровавый Навет|кровавого навета]]. Одновременно Моцкин вел пропаганду [[Иврит Язык|иврит языка]] и был среди первых ораторов, выступавших на иврите.
+
 
 +
Получил традиционное еврейское образование, а затем изучал математику и философию в [[Берлин|Берлине]].
 +
 
 +
Там же участвовал вместе с В. Якобсоном, [[Левин, Шмарьяху|Ш. Левиным]] и [[Сыркин, Нахман|Н. Сыркиным]] в создании русско-еврейского научного общества (1887), объединявшего еврейских студентов из [[Россия|России]] и [[Галиция|Галиции]], поддерживавших движение Хиббат Цион (см. [[Ховевей Цион]]).
 +
 
 +
Общество вело идейную борьбу с большинством еврейских студентов из России, придерживавшихся идей социализма и космополитизма.
 +
 
 +
Сотрудничал в журнале [[Бирнбаум, Натан|Н. Бирнбаума]] «Зельбстэмансипацион». После появления на политической арене [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]] Моцкин присоединился ко вновь созданному сионистскому движению на 1-м [[Сионистские Конгрессы|Сионистском конгрессе]] (1897), где он возглавлял группу делегатов, настаивавших на четкой и решительной формулировке требования о создании еврейского государства в Эрец-Исраэль в [[Базельская Программа|Базельской программе]].
 +
 
 +
Перед 2-м Сионистским конгрессом Моцкин был послан Герцлем в Эрец-Исраэль для составления отчета о еврейских поселениях; в отчете Моцкин подверг критике методы заселения страны, применявшиеся [[Ротшильд Барон Эдмон Джеймс Де|бароном Э. де Ротшильдом]] и Ховевей Цион, и призывал к достижению политического соглашения с Турцией.
 +
 
 +
Несмотря на свою близость к Герцлю, Моцкин вступил в [[Демократическая Фракция|Демократическую фракцию]], которую он представлял на 5-м Сионистском конгрессе (1901) и на [[Минская Конференция|Минской конференции]] (1902).
 +
 
 +
В споре по поводу [[Уганды План|Уганды плана]] Моцкин занимал нейтральную позицию, так как, с одной стороны, чувствовал глубокую привязанность к Эрец-Исраэль, а с другой — сознавал насущную необходимость немедленной помощи еврейским массам.
 +
 
 +
В 1905 г. Моцкин анонимно редактировал в Берлине «Руссише корреспонденц» — революционное издание, снабжавшее европейские газеты информацией о событиях в России; значительное место уделялось положению евреев и освещению антисемитских эксцессов.  
 +
 
 +
По просьбе [[Сионистская Организация|Сионистской организации]] Моцкин опубликовал книгу о еврейских [[Погромы|погромах]] в России. Написанная в основном самим Моцкиным, книга вышла в двух томах на немецком языке в 1909–1910 гг. под названием «Еврейские погромы в России» и представляла собой детальное исследование антиеврейских выступлений в России с начала 19 в. и до кульминации в годы революции 1905 г.  
 +
 
 +
Особое внимание уделялось [[Самооборона Еврейская|еврейской самообороне]]. Во время дела Бейлиса (1911–13; см. [[Бейлис, Менахем Мендель|М. М. Бейлис]]) Моцкин вел широкую работу по осведомлению русского и европейского общества о ходе процесса и стимулировал выступления общественных деятелей против [[Кровавый Навет|кровавого навета]]. Одновременно Моцкин вел пропаганду [[Иврит Язык|иврит языка]] и был среди первых ораторов, выступавших на иврите.
В годы Первой мировой войны Моцкин возглавлял копенгагенское отделение Сионистской организации. В конце 1915 г. он отправился в США, чтобы организовать помощь евреям Восточной Европы, пострадавшим в ходе военных действий, а также развернуть борьбу за предоставление равноправия евреям России. В конце войны Моцкин сыграл ведущую роль в создании [[Комитет Еврейских Делегаций|Комитета еврейских делегаций]] на Парижской мирной конференции. Комитет, объединявший различные еврейские организации, стал впоследствии постоянным защитником интересов мирового еврейства, отстаивая равноправие еврейского населения в странах [[Диаспора|диаспоры]] и борясь против всяческих проявлений [[Антисемитизм|антисемитизма]]. Моцкин руководил комитетом и принимал активное участие в международных конгрессах по национальным меньшинствам. В 1925–33 гг. Моцкин возглавлял Исполнительный комитет Сионистской организации и избирался председателем ряда сионистских конгрессов.
В годы Первой мировой войны Моцкин возглавлял копенгагенское отделение Сионистской организации. В конце 1915 г. он отправился в США, чтобы организовать помощь евреям Восточной Европы, пострадавшим в ходе военных действий, а также развернуть борьбу за предоставление равноправия евреям России. В конце войны Моцкин сыграл ведущую роль в создании [[Комитет Еврейских Делегаций|Комитета еврейских делегаций]] на Парижской мирной конференции. Комитет, объединявший различные еврейские организации, стал впоследствии постоянным защитником интересов мирового еврейства, отстаивая равноправие еврейского населения в странах [[Диаспора|диаспоры]] и борясь против всяческих проявлений [[Антисемитизм|антисемитизма]]. Моцкин руководил комитетом и принимал активное участие в международных конгрессах по национальным меньшинствам. В 1925–33 гг. Моцкин возглавлял Исполнительный комитет Сионистской организации и избирался председателем ряда сионистских конгрессов.

Версия 17:26, 8 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Моцкин, Лео Л. Моцкин. Фото З. Клюгера. Государственное бюро печати. Израиль.


Моцкин, Лео (Арье Лейб; Motzkin, Leo; 1867, Бровары, близ Киева, – 1933, Париж), сионистский (см. Сионизм) лидер.


Получил традиционное еврейское образование, а затем изучал математику и философию в Берлине.

Там же участвовал вместе с В. Якобсоном, Ш. Левиным и Н. Сыркиным в создании русско-еврейского научного общества (1887), объединявшего еврейских студентов из России и Галиции, поддерживавших движение Хиббат Цион (см. Ховевей Цион).

Общество вело идейную борьбу с большинством еврейских студентов из России, придерживавшихся идей социализма и космополитизма.

Сотрудничал в журнале Н. Бирнбаума «Зельбстэмансипацион». После появления на политической арене Т. Герцля Моцкин присоединился ко вновь созданному сионистскому движению на 1-м Сионистском конгрессе (1897), где он возглавлял группу делегатов, настаивавших на четкой и решительной формулировке требования о создании еврейского государства в Эрец-Исраэль в Базельской программе.

Перед 2-м Сионистским конгрессом Моцкин был послан Герцлем в Эрец-Исраэль для составления отчета о еврейских поселениях; в отчете Моцкин подверг критике методы заселения страны, применявшиеся бароном Э. де Ротшильдом и Ховевей Цион, и призывал к достижению политического соглашения с Турцией.

Несмотря на свою близость к Герцлю, Моцкин вступил в Демократическую фракцию, которую он представлял на 5-м Сионистском конгрессе (1901) и на Минской конференции (1902).

В споре по поводу Уганды плана Моцкин занимал нейтральную позицию, так как, с одной стороны, чувствовал глубокую привязанность к Эрец-Исраэль, а с другой — сознавал насущную необходимость немедленной помощи еврейским массам.

В 1905 г. Моцкин анонимно редактировал в Берлине «Руссише корреспонденц» — революционное издание, снабжавшее европейские газеты информацией о событиях в России; значительное место уделялось положению евреев и освещению антисемитских эксцессов.

По просьбе Сионистской организации Моцкин опубликовал книгу о еврейских погромах в России. Написанная в основном самим Моцкиным, книга вышла в двух томах на немецком языке в 1909–1910 гг. под названием «Еврейские погромы в России» и представляла собой детальное исследование антиеврейских выступлений в России с начала 19 в. и до кульминации в годы революции 1905 г.

Особое внимание уделялось еврейской самообороне. Во время дела Бейлиса (1911–13; см. М. М. Бейлис) Моцкин вел широкую работу по осведомлению русского и европейского общества о ходе процесса и стимулировал выступления общественных деятелей против кровавого навета. Одновременно Моцкин вел пропаганду иврит языка и был среди первых ораторов, выступавших на иврите.

В годы Первой мировой войны Моцкин возглавлял копенгагенское отделение Сионистской организации. В конце 1915 г. он отправился в США, чтобы организовать помощь евреям Восточной Европы, пострадавшим в ходе военных действий, а также развернуть борьбу за предоставление равноправия евреям России. В конце войны Моцкин сыграл ведущую роль в создании Комитета еврейских делегаций на Парижской мирной конференции. Комитет, объединявший различные еврейские организации, стал впоследствии постоянным защитником интересов мирового еврейства, отстаивая равноправие еврейского населения в странах диаспоры и борясь против всяческих проявлений антисемитизма. Моцкин руководил комитетом и принимал активное участие в международных конгрессах по национальным меньшинствам. В 1925–33 гг. Моцкин возглавлял Исполнительный комитет Сионистской организации и избирался председателем ряда сионистских конгрессов.

С приходом к власти в Германии национал-социалистов Моцкин одним из первых включился в борьбу против нацизма и поставил на рассмотрение Лиги Наций вопрос о дискриминации немецких евреев. Когда под давлением представителей немецких этнических меньшинств в различных странах Конгресс по национальным меньшинствам снял с повестки дня вопрос о положении евреев Германии, Моцкин вышел из этой организации. Моцкин умер в разгар активной деятельности по оказанию политической и финансовой помощи немецкому еврейству.

В память о Моцкине один из городов-спутников Хайфы был назван его именем — Кирьят-Моцкин.

Теодор Шмуэль (1908–70), сын Лео Моцкина, математик и преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме (1936–48), профессор Калифорнийского университета (1950–70).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МОЦКИН Лео в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация