Масоны (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Масоны» в «Масоны (еврейский аспект)»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 28: Строка 28:
В качестве религиозно-филантропической организации масоны культивировали традиции, символические знаки и другие элементы ритуала, которые считались восходящими к строителям Соломонова [[Храм|храма]] в Иерусалиме. Масонство нового времени возникло в Англии около 1717 г. и в последующие десятилетия распространилось во Франции, Нидерландах, Германии и других странах.
В качестве религиозно-филантропической организации масоны культивировали традиции, символические знаки и другие элементы ритуала, которые считались восходящими к строителям Соломонова [[Храм|храма]] в Иерусалиме. Масонство нового времени возникло в Англии около 1717 г. и в последующие десятилетия распространилось во Франции, Нидерландах, Германии и других странах.
 +
=== Религиозная  терпимость ===
 +
 +
Все масоны, к какой бы организации (ложе) они ни принадлежали, считали себя членами единого братства и оказывали друг другу поддержку и гостеприимство.
-
Все масоны, к какой бы организации (ложе) они ни принадлежали, считали себя членами единого братства и оказывали друг другу поддержку и гостеприимство. Первый параграф «Книги уставов», принятой Великой английской ложей в качестве конституции братства масонов (1723), провозглашал право любого честного человека, независимо от его вероисповедания, быть членом братства. Конституция обязывала масонов придерживаться лишь «той религии, в которой все люди согласны».
+
Первый параграф «Книги уставов», принятой Великой английской ложей в качестве конституции братства масонов (1723), провозглашал право любого честного человека, независимо от его вероисповедания, быть членом братства.  
-
Декларация религиозной терпимости основывалась на идее общечеловеческой рациональной религии, которую проповедовали [[Деисты|деисты]] 17–18 вв. Таким образом, двери масонских лож открылись — по крайней мере в принципе, хотя и не всегда на практике — для евреев. Первый еврей был, по-видимому, принят в Лондонскую масонскую ложу в 1732 г. Еврейские имена имеются в списках членов Великой ложи Лондона, относящихся к периоду до 1740 г.; некоторые из этих евреев заняли видные посты в ложе. В новом издании «Книги уставов» (1738) масонам предписывалось соблюдение [[Ноевых Сынов Законы|Ноевых сынов законов]], чем подчеркивалось право евреев (и других нехристиан) быть членами масонского братства.
+
Конституция обязывала масонов придерживаться лишь «той религии, в которой все люди согласны».
-
В середине 18 в. евреи были членами масонских лож не только в Англии, но и в Нидерландах, Франции и Германии. В антологии масонских молитв (1756) содержится молитва, предназначенная специально для еврейских лож. В 1759 г. на имя Великой ложи Лондона была подана петиция с просьбой об утверждении новой ложи; из 23 подписей под ней около половины составляют еврейские фамилии. Особая еврейская ложа Лебексхед (в Англии) была учреждена в том же 1759 г. В 1793 г. в Лондоне была создана новая еврейская ложа — Ложа Израиля. Первые евреи-масоны в Англии и Нидерландах были [[Сефарды|сефардами]]; среди подписавших петицию 1759 г. были и [[Ашкеназы|ашкеназы]]. Масонами становились те представители образованных кругов еврейства, которые стремились к сближению с христианским обществом.
+
Декларация религиозной терпимости основывалась на идее общечеловеческой рациональной религии, которую проповедовали [[Деисты|деисты]] 17–18 вв.  
-
Многих евреев привлекала культурная и филантропическая деятельность масонов. Однако уже вскоре после оформления общества масонов в нем проявились антиеврейские тенденции. По мере того, как движение росло вширь, Великая английская ложа и ее «Книга уставов» утрачивали влияние на многочисленные самостоятельные ложи в разных странах. Некоторые отвергали принцип веротерпимости, чему способствовали нападки на него фундаменталистов разных религий. Масонство было осуждено буллой папы Климента XII (1738), по сей день обязательной для католической церкви. Деизм и специфические ритуалы масонов были в равной степени неприемлемы для консервативных протестантов и ортодоксальных евреев. Стремясь доказать, что масонство не противоречит христианству, некоторые ложи пытались преградить доступ в них представителям других религий, в том числе евреям. Однако ни в Англии, ни в Нидерландах масоны в принципе не возражали против членства евреев в их ложах, а во Франции препятствия участию евреев в деятельности масонских лож были сметены Великой революцией. Масонство превратилось во Франции в своего рода светскую церковь, открытую для евреев. [[Кремьё, Изак Адольф|И. А. Кремье]] был масоном с ранней юности; в 1869 г. он стал великим магистром одной из парижских лож.
+
Таким образом, двери масонских лож открылись — по крайней мере в принципе, хотя и не всегда на практике — для евреев.  
 +
=== Евреи - масоны ===
-
Серьезные препятствия членству евреев в масонских ложах чинились в течение длительного времени в германских государствах. До 1780-х гг. в масонские ложи там было допущено лишь несколько евреев. Особые трудности при этом испытывали «местные» немецкие евреи; перед евреями-масонами из других стран двери германских лож были открыты. Это искажение принципов масонства вызывало протесты некоторых видных масонов, в том числе [[Лессинг, Готхольд Эфраим|Г. Э. Лессинга]], посвятившего один из диалогов в книге «Эрнст и Фальк» (1778–80) вопросу о принятии евреев в масоны. Лессинг ознакомил с рукописью этой работы [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсона]], который высказал в письмах к Лессингу ряд критических замечаний о ней. Однако руководители масонских лож Германии оставались глухи к протестам. Немецкие евреи допускались только в так называемый орден Азиатских братьев (орден Рыцарей и братьев Иоанна Евангелиста из Азии в Европе, основан в Вене в 1780–81 гг.).
+
Первый еврей был, по-видимому, принят в Лондонскую масонскую ложу в 1732 г. Еврейские имена имеются в списках членов Великой ложи Лондона, относящихся к периоду до 1740 г.; некоторые из этих евреев заняли видные посты в ложе.  
-
Основатель ордена барон Ганс Генрих фон Эккерт пользовался содействием еврея Эфраима Иосефа Хиршфельда. Видную роль в ордене играл крещеный еврей, барон Томас фон Шенфельд ([[Добрушка, Моше|Моше Добрушка]], который активно участвовал в Великой французской революции и под именем Юния Брута Фрея погиб на гильотине в 1795 г.). Идеология Азиатских братьев представляла собой конгломерат принципов, почерпнутых из христианских и еврейских каббалистических (см. [[Каббала]]) источников. Таким же синкретизмом характеризовались символика и ритуалы ордена. В структуре ордена имелись еврейские элементы: высший контрольный орган носил название «синедрион», великий магистр именовался «[[Хахам|хахам]]»; имелись многочисленные должности, носившие еврейские названия. Члены ордена принимали еврейские имена и прозвища. В 1784 г. в него вступила группа евреев, не принятых в немецкие ложи.
+
В новом издании «Книги уставов» (1738) масонам предписывалось соблюдение [[Ноевых Сынов Законы|Ноевых сынов законов]], чем подчеркивалось право евреев (и других нехристиан) быть членами масонского братства.
-
Азиатские братья усиленно занимались каббалой. Некоторые немецкие евреи становились масонами, находясь за пределами Германии: в Англии, Нидерландах и особенно — в послереволюционной Франции. В тех частях Германии, которые во время наполеоновских войн были оккупированы французами, создавались новые ложи по инициативе и под эгидой французских масонов. Так, во [[Франкфурт-На-Майне|Франкфурте-на-Майне]] была создана еврейская ложа Восходящей зари, утвержденная в 1808 г. парижской ложей Великого Востока. Эти начинания усилили, однако, сопротивление местных лож как Франкфурта, так и других городов Германии приему евреев. Некоторые масонские братства приняли новые уставы, запрещающие прием евреев.
+
В середине 18 в. евреи были членами масонских лож не только в Англии, но и в Нидерландах, Франции и Германии.  
-
Сторонники приема евреев в масонские ложи были в то же время противниками создания особых еврейских лож. Преемницей ордена Азиатских братьев стала основанная в Берлине около 1790 г. ложа Терпимости, ставившая перед собой задачу приблизить евреев к христианам, сделать их «более культурными» и т. п. Для некоторых евреев членство в ложе Терпимости стало способом отхода от еврейства без формального принятия другой религии. Среди евреев — членов ложи были: профессор М. Герц (1747–1803; муж [[Герц, Генриетта|Генриетты Герц]]); бывший член ордена Азиатских братьев Д. Итциг (1723–99), банкир Леви и другие. Однако в 1801 г. ложа Терпимости закрылась, несмотря на заступничество короля Пруссии. Одним из основателей ложи Восходящей зари (см. выше) был франкфуртский купец и филантроп С. Гейзенгеймер; в течение 25 лет (с 1809 г.) ее членом был [[Бёрне, Людвиг|Л. Бёрне]]. Во время воины против Наполеона ложа Восходящей зари должна была порвать связь с ложей Великого Востока (см. выше) и обратилась за утверждением к Великой английской ложе, возглавлявшейся членом английской королевской семьи, по инициативе которого все английские ложи должны были признать принцип всеобщности масонства. В 1812 г. в одну из лондонских лож был принят [[Монтефиоре, Мозес|М. Монтефиоре]]; другая ложа, основанная в 1864 г., была названа его именем.
+
В антологии масонских молитв (1756) содержится молитва, предназначенная специально для еврейских лож.  
-
Членами ложи Восходящей зари в Берлине были [[Риссер, Гавриэль|Г. Риссер]], [[Йост, Изак Маркус|И. М. Йост]], [[Ауэрбах, Бертольд|Б. Ауэрбах]] и другие евреи — литераторы и общественные деятели. В 1832 г. во Франкфурте-на-Майне была основана евреями ложа Франкфуртского орла. Борьба вокруг участия евреев в немецком масонстве продолжалась в течение первой половины 19 в. Протест ряда немецких масонов против недопущения евреев был поддержан масонами Нидерландов, Англии. Франции и Нью-Йорка. К 1848 г. некоторые германские ложи стали принимать евреев, хотя и не всегда в качестве полноправных членов. Революция 1848 г., провозгласившая принцип [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]] евреев, открыла перед ними двери масонских лож большинства германских государств, кроме Пруссии, масоны которой упорно отказывались принимать в свои ряды представителей нехристианских вероисповеданий. Правда, многие члены прусских лож, а иногда и целые ложи стремились к восстановлению первоначального английского устава, допускавшего принадлежность ее членов любой религии. Тем не менее, ограничения приема евреев в масонские ложи Пруссии, хотя и смягченные к 1870 г., когда Пруссия возглавила объединенную Германскую империю, никогда не были отменены полностью. В связи с новой волной антисемитизма в конце 1870-х гг. многие евреи, принятые ранее в масонские ложи Пруссии, демонстративно вышли из них. За ними последовали некоторые либерально настроенные неевреи.
+
В 1759 г. на имя Великой ложи Лондона была подана петиция с просьбой об утверждении новой ложи; из 23 подписей под ней около половины составляют еврейские фамилии.
 +
 
 +
Особая еврейская ложа Лебексхед (в Англии) была учреждена в том же 1759 г. В 1793 г. в Лондоне была создана новая еврейская ложа — Ложа Израиля.
 +
 
 +
Первые евреи-масоны в Англии и Нидерландах были [[Сефарды|сефардами]]; среди подписавших петицию 1759 г. были и [[Ашкеназы|ашкеназы]].
 +
 
 +
Масонами становились те представители образованных кругов еврейства, которые стремились к сближению с христианским обществом.
 +
=== Антиеврейские тенденции в обществе масонов ===
 +
 +
Многих евреев привлекала культурная и филантропическая деятельность масонов. Однако уже вскоре после оформления общества масонов в нем проявились антиеврейские тенденции.
 +
 
 +
По мере того, как движение росло вширь, Великая английская ложа и ее «Книга уставов» утрачивали влияние на многочисленные самостоятельные ложи в разных странах.
 +
 
 +
Некоторые отвергали принцип веротерпимости, чему способствовали нападки на него фундаменталистов разных религий.
 +
 
 +
Масонство было осуждено буллой папы Климента XII (1738), по сей день обязательной для католической церкви.
 +
 
 +
Деизм и специфические ритуалы масонов были в равной степени неприемлемы для консервативных протестантов и ортодоксальных евреев.
 +
 
 +
Стремясь доказать, что масонство не противоречит христианству, некоторые ложи пытались преградить доступ в них представителям других религий, в том числе евреям.
 +
 
 +
Однако ни в Англии, ни в Нидерландах масоны в принципе не возражали против членства евреев в их ложах, а во Франции препятствия участию евреев в деятельности масонских лож были сметены Великой революцией.
 +
 
 +
Масонство превратилось во Франции в своего рода светскую церковь, открытую для евреев. [[Кремьё, Изак Адольф|И. А. Кремье]] был масоном с ранней юности; в 1869 г. он стал великим магистром одной из парижских лож.
 +
 
 +
Серьезные препятствия членству евреев в масонских ложах чинились в течение длительного времени в германских государствах. До 1780-х гг. в масонские ложи там было допущено лишь несколько евреев.
 +
 
 +
Особые трудности при этом испытывали «местные» немецкие евреи; перед евреями-масонами из других стран двери германских лож были открыты.
 +
 
 +
Это искажение принципов масонства вызывало протесты некоторых видных масонов, в том числе [[Лессинг, Готхольд Эфраим|Г. Э. Лессинга]], посвятившего один из диалогов в книге «Эрнст и Фальк» (1778–80) вопросу о принятии евреев в масоны.
 +
 
 +
Лессинг ознакомил с рукописью этой работы [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсона]], который высказал в письмах к Лессингу ряд критических замечаний о ней.
 +
 
 +
Однако руководители масонских лож Германии оставались глухи к протестам.
 +
=== Особые еврейские ложи ===
 +
 
 +
Немецкие евреи допускались только в так называемый орден Азиатских братьев (орден Рыцарей и братьев Иоанна Евангелиста из Азии в Европе, основан в Вене в 1780–81 гг.).
 +
 
 +
Основатель ордена барон Ганс Генрих фон Эккерт пользовался содействием еврея Эфраима Иосефа Хиршфельда.
 +
 
 +
Видную роль в ордене играл крещеный еврей, барон Томас фон Шенфельд ([[Добрушка, Моше|Моше Добрушка]], который активно участвовал в Великой французской революции и под именем Юния Брута Фрея погиб на гильотине в 1795 г.).
 +
 
 +
Идеология Азиатских братьев представляла собой конгломерат принципов, почерпнутых из христианских и еврейских каббалистических (см. [[Каббала]]) источников.
 +
 
 +
Таким же синкретизмом характеризовались символика и ритуалы ордена.
 +
В структуре ордена имелись еврейские элементы: высший контрольный орган носил название «синедрион», великий магистр именовался «[[Хахам|хахам]]»; имелись многочисленные должности, носившие еврейские названия.
 +
 
 +
Члены ордена принимали еврейские имена и прозвища. В 1784 г. в него вступила группа евреев, не принятых в немецкие ложи.
 +
 
 +
Азиатские братья усиленно занимались каббалой. Некоторые немецкие евреи становились масонами, находясь за пределами Германии: в Англии, Нидерландах и особенно — в послереволюционной Франции.
 +
 
 +
В тех частях Германии, которые во время наполеоновских войн были оккупированы французами, создавались новые ложи по инициативе и под эгидой французских масонов.
 +
 
 +
Так, во [[Франкфурт-На-Майне|Франкфурте-на-Майне]] была создана еврейская ложа Восходящей зари, утвержденная в 1808 г. парижской ложей Великого Востока.
 +
 
 +
Эти начинания усилили, однако, сопротивление местных лож как Франкфурта, так и других городов Германии приему евреев. Некоторые масонские братства приняли новые уставы, запрещающие прием евреев.
 +
 
 +
Сторонники приема евреев в масонские ложи были в то же время противниками создания особых еврейских лож.
 +
 
 +
Преемницей ордена Азиатских братьев стала основанная в Берлине около 1790 г. ложа Терпимости, ставившая перед собой задачу приблизить евреев к христианам, сделать их «более культурными» и т. п.
 +
 
 +
Для некоторых евреев членство в ложе Терпимости стало способом отхода от еврейства без формального принятия другой религии.
 +
 
 +
Среди евреев — членов ложи были: профессор М. Герц (1747–1803; муж [[Герц, Генриетта|Генриетты Герц]]); бывший член ордена Азиатских братьев Д. Итциг (1723–99), банкир Леви и другие.
 +
 
 +
Однако в 1801 г. ложа Терпимости закрылась, несмотря на заступничество короля Пруссии. Одним из основателей ложи Восходящей зари (см. выше) был франкфуртский купец и филантроп С. Гейзенгеймер; в течение 25 лет (с 1809 г.) ее членом был [[Бёрне, Людвиг|Л. Бёрне]].
 +
 
 +
Во время воины против Наполеона ложа Восходящей зари должна была порвать связь с ложей Великого Востока (см. выше) и обратилась за утверждением к Великой английской ложе, возглавлявшейся членом английской королевской семьи, по инициативе которого все английские ложи должны были признать принцип всеобщности масонства.
 +
 
 +
В 1812 г. в одну из лондонских лож был принят [[Монтефиоре, Мозес|М. Монтефиоре]]; другая ложа, основанная в 1864 г., была названа его именем.
 +
 
 +
Членами ложи Восходящей зари в Берлине были [[Риссер, Гавриэль|Г. Риссер]], [[Йост, Изак Маркус|И. М. Йост]], [[Ауэрбах, Бертольд|Б. Ауэрбах]] и другие евреи — литераторы и общественные деятели.  
 +
 
 +
В 1832 г. во Франкфурте-на-Майне была основана евреями ложа Франкфуртского орла. Борьба вокруг участия евреев в немецком масонстве продолжалась в течение первой половины 19 в.  
 +
 
 +
Протест ряда немецких масонов против недопущения евреев был поддержан масонами Нидерландов, Англии. Франции и Нью-Йорка.  
 +
 
 +
К 1848 г. некоторые германские ложи стали принимать евреев, хотя и не всегда в качестве полноправных членов.  
 +
 
 +
Революция 1848 г., провозгласившая принцип [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]] евреев, открыла перед ними двери масонских лож большинства германских государств, кроме Пруссии, масоны которой упорно отказывались принимать в свои ряды представителей нехристианских вероисповеданий.  
 +
 
 +
Правда, многие члены прусских лож, а иногда и целые ложи стремились к восстановлению первоначального английского устава, допускавшего принадлежность ее членов любой религии.  
 +
 
 +
Тем не менее, ограничения приема евреев в масонские ложи Пруссии, хотя и смягченные к 1870 г., когда Пруссия возглавила объединенную Германскую империю, никогда не были отменены полностью.  
 +
 
 +
В связи с новой волной антисемитизма в конце 1870-х гг. многие евреи, принятые ранее в масонские ложи Пруссии, демонстративно вышли из них. За ними последовали некоторые либерально настроенные неевреи.
 +
=== Масонство в России ===
В России масонство, распространившееся в 18 в., считалось христианским союзом. Правда, одна из петербургских лож еще в 1797 г. приняла в свои члены еврея. С другой стороны, лишь отдельные евреи изъявляли желание сблизиться с русским обществом в рамках масонства.
В России масонство, распространившееся в 18 в., считалось христианским союзом. Правда, одна из петербургских лож еще в 1797 г. приняла в свои члены еврея. С другой стороны, лишь отдельные евреи изъявляли желание сблизиться с русским обществом в рамках масонства.

Версия 17:01, 26 июля 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Масоны (франкмасоны, на французском языке franc-maçon — `вольный каменщик`), члены тайного религиозно-этического общества, развившегося из средневековых цеховых объединений (братств) строителей-каменщиков. В 17–18 вв. эти братства превратились в союзы «символических строителей», объединявшие уже не специалистов строительного дела, но идейных единомышленников — представителей аристократии, духовенства и людей науки.

В качестве религиозно-филантропической организации масоны культивировали традиции, символические знаки и другие элементы ритуала, которые считались восходящими к строителям Соломонова храма в Иерусалиме. Масонство нового времени возникло в Англии около 1717 г. и в последующие десятилетия распространилось во Франции, Нидерландах, Германии и других странах.

Содержание

Религиозная терпимость

Все масоны, к какой бы организации (ложе) они ни принадлежали, считали себя членами единого братства и оказывали друг другу поддержку и гостеприимство.

Первый параграф «Книги уставов», принятой Великой английской ложей в качестве конституции братства масонов (1723), провозглашал право любого честного человека, независимо от его вероисповедания, быть членом братства.

Конституция обязывала масонов придерживаться лишь «той религии, в которой все люди согласны».

Декларация религиозной терпимости основывалась на идее общечеловеческой рациональной религии, которую проповедовали деисты 17–18 вв.

Таким образом, двери масонских лож открылись — по крайней мере в принципе, хотя и не всегда на практике — для евреев.

Евреи - масоны

Первый еврей был, по-видимому, принят в Лондонскую масонскую ложу в 1732 г. Еврейские имена имеются в списках членов Великой ложи Лондона, относящихся к периоду до 1740 г.; некоторые из этих евреев заняли видные посты в ложе.

В новом издании «Книги уставов» (1738) масонам предписывалось соблюдение Ноевых сынов законов, чем подчеркивалось право евреев (и других нехристиан) быть членами масонского братства.

В середине 18 в. евреи были членами масонских лож не только в Англии, но и в Нидерландах, Франции и Германии.

В антологии масонских молитв (1756) содержится молитва, предназначенная специально для еврейских лож.

В 1759 г. на имя Великой ложи Лондона была подана петиция с просьбой об утверждении новой ложи; из 23 подписей под ней около половины составляют еврейские фамилии.

Особая еврейская ложа Лебексхед (в Англии) была учреждена в том же 1759 г. В 1793 г. в Лондоне была создана новая еврейская ложа — Ложа Израиля.

Первые евреи-масоны в Англии и Нидерландах были сефардами; среди подписавших петицию 1759 г. были и ашкеназы.

Масонами становились те представители образованных кругов еврейства, которые стремились к сближению с христианским обществом.

Антиеврейские тенденции в обществе масонов

Многих евреев привлекала культурная и филантропическая деятельность масонов. Однако уже вскоре после оформления общества масонов в нем проявились антиеврейские тенденции.

По мере того, как движение росло вширь, Великая английская ложа и ее «Книга уставов» утрачивали влияние на многочисленные самостоятельные ложи в разных странах.

Некоторые отвергали принцип веротерпимости, чему способствовали нападки на него фундаменталистов разных религий.

Масонство было осуждено буллой папы Климента XII (1738), по сей день обязательной для католической церкви.

Деизм и специфические ритуалы масонов были в равной степени неприемлемы для консервативных протестантов и ортодоксальных евреев.

Стремясь доказать, что масонство не противоречит христианству, некоторые ложи пытались преградить доступ в них представителям других религий, в том числе евреям.

Однако ни в Англии, ни в Нидерландах масоны в принципе не возражали против членства евреев в их ложах, а во Франции препятствия участию евреев в деятельности масонских лож были сметены Великой революцией.

Масонство превратилось во Франции в своего рода светскую церковь, открытую для евреев. И. А. Кремье был масоном с ранней юности; в 1869 г. он стал великим магистром одной из парижских лож.

Серьезные препятствия членству евреев в масонских ложах чинились в течение длительного времени в германских государствах. До 1780-х гг. в масонские ложи там было допущено лишь несколько евреев.

Особые трудности при этом испытывали «местные» немецкие евреи; перед евреями-масонами из других стран двери германских лож были открыты.

Это искажение принципов масонства вызывало протесты некоторых видных масонов, в том числе Г. Э. Лессинга, посвятившего один из диалогов в книге «Эрнст и Фальк» (1778–80) вопросу о принятии евреев в масоны.

Лессинг ознакомил с рукописью этой работы М. Мендельсона, который высказал в письмах к Лессингу ряд критических замечаний о ней.

Однако руководители масонских лож Германии оставались глухи к протестам.

Особые еврейские ложи

Немецкие евреи допускались только в так называемый орден Азиатских братьев (орден Рыцарей и братьев Иоанна Евангелиста из Азии в Европе, основан в Вене в 1780–81 гг.).

Основатель ордена барон Ганс Генрих фон Эккерт пользовался содействием еврея Эфраима Иосефа Хиршфельда.

Видную роль в ордене играл крещеный еврей, барон Томас фон Шенфельд (Моше Добрушка, который активно участвовал в Великой французской революции и под именем Юния Брута Фрея погиб на гильотине в 1795 г.).

Идеология Азиатских братьев представляла собой конгломерат принципов, почерпнутых из христианских и еврейских каббалистических (см. Каббала) источников.

Таким же синкретизмом характеризовались символика и ритуалы ордена. В структуре ордена имелись еврейские элементы: высший контрольный орган носил название «синедрион», великий магистр именовался «хахам»; имелись многочисленные должности, носившие еврейские названия.

Члены ордена принимали еврейские имена и прозвища. В 1784 г. в него вступила группа евреев, не принятых в немецкие ложи.

Азиатские братья усиленно занимались каббалой. Некоторые немецкие евреи становились масонами, находясь за пределами Германии: в Англии, Нидерландах и особенно — в послереволюционной Франции.

В тех частях Германии, которые во время наполеоновских войн были оккупированы французами, создавались новые ложи по инициативе и под эгидой французских масонов.

Так, во Франкфурте-на-Майне была создана еврейская ложа Восходящей зари, утвержденная в 1808 г. парижской ложей Великого Востока.

Эти начинания усилили, однако, сопротивление местных лож как Франкфурта, так и других городов Германии приему евреев. Некоторые масонские братства приняли новые уставы, запрещающие прием евреев.

Сторонники приема евреев в масонские ложи были в то же время противниками создания особых еврейских лож.

Преемницей ордена Азиатских братьев стала основанная в Берлине около 1790 г. ложа Терпимости, ставившая перед собой задачу приблизить евреев к христианам, сделать их «более культурными» и т. п.

Для некоторых евреев членство в ложе Терпимости стало способом отхода от еврейства без формального принятия другой религии.

Среди евреев — членов ложи были: профессор М. Герц (1747–1803; муж Генриетты Герц); бывший член ордена Азиатских братьев Д. Итциг (1723–99), банкир Леви и другие.

Однако в 1801 г. ложа Терпимости закрылась, несмотря на заступничество короля Пруссии. Одним из основателей ложи Восходящей зари (см. выше) был франкфуртский купец и филантроп С. Гейзенгеймер; в течение 25 лет (с 1809 г.) ее членом был Л. Бёрне.

Во время воины против Наполеона ложа Восходящей зари должна была порвать связь с ложей Великого Востока (см. выше) и обратилась за утверждением к Великой английской ложе, возглавлявшейся членом английской королевской семьи, по инициативе которого все английские ложи должны были признать принцип всеобщности масонства.

В 1812 г. в одну из лондонских лож был принят М. Монтефиоре; другая ложа, основанная в 1864 г., была названа его именем.

Членами ложи Восходящей зари в Берлине были Г. Риссер, И. М. Йост, Б. Ауэрбах и другие евреи — литераторы и общественные деятели.

В 1832 г. во Франкфурте-на-Майне была основана евреями ложа Франкфуртского орла. Борьба вокруг участия евреев в немецком масонстве продолжалась в течение первой половины 19 в.

Протест ряда немецких масонов против недопущения евреев был поддержан масонами Нидерландов, Англии. Франции и Нью-Йорка.

К 1848 г. некоторые германские ложи стали принимать евреев, хотя и не всегда в качестве полноправных членов.

Революция 1848 г., провозгласившая принцип эмансипации евреев, открыла перед ними двери масонских лож большинства германских государств, кроме Пруссии, масоны которой упорно отказывались принимать в свои ряды представителей нехристианских вероисповеданий.

Правда, многие члены прусских лож, а иногда и целые ложи стремились к восстановлению первоначального английского устава, допускавшего принадлежность ее членов любой религии.

Тем не менее, ограничения приема евреев в масонские ложи Пруссии, хотя и смягченные к 1870 г., когда Пруссия возглавила объединенную Германскую империю, никогда не были отменены полностью.

В связи с новой волной антисемитизма в конце 1870-х гг. многие евреи, принятые ранее в масонские ложи Пруссии, демонстративно вышли из них. За ними последовали некоторые либерально настроенные неевреи.

Масонство в России

В России масонство, распространившееся в 18 в., считалось христианским союзом. Правда, одна из петербургских лож еще в 1797 г. приняла в свои члены еврея. С другой стороны, лишь отдельные евреи изъявляли желание сблизиться с русским обществом в рамках масонства.

Евреи были в числе основателей масонских лож в колониальной Америке. Согласно традиции, первая ложа в Америке была основана в 1658 г. в Ньюпорте (колония Род Айленд) евреем М. Кэмпеноллом. Одним из лидеров масонов Северной Америки был М. М. Хейс (1753–99). Другими видными масонами были М. Сейксас (Сейшас, 1744–1809), Ш. Буш и И. да Коста (умер в 1783 г.). Последующая история масонов в США связана с именами многих видных евреев, однако влияние их значительно уменьшилось по сравнению с концом 18 в. Масонские ложи США всегда были открыты для евреев. В 1843 г. Великая ложа Нью-Йорка направила берлинской ложе письмо протеста против дискриминации евреев — членов американских масонских лож их «братьями» в Германии (см. выше). Влияние ритуала и символики масонов ощутимо в практике еврейской организации Бней-Брит.

В 1860-х гг. в реакционных кругах Германии возникла легенда о совместном заговоре евреев и масонов, направленном на подрыв общественных устоев. Эта легенда нашла отклик у реакционеров Франции, где она сыграла заметную роль в деле Дрейфуса и вскоре превратилась в расхожий антисемитский штамп. «Протоколы сионских мудрецов» содержали утверждение о еврейско-масонском заговоре во имя совместного господства над миром. Однако в Германии масонство было по-прежнему консервативной и отчасти антисемитской организацией. По окончании Первой мировой войны католическая церковь проводила кампанию против революции и коммунизма под лозунгом борьбы против «иудео-масонской опасности». Перевод «Протоколов» на немецкий и английский языки (1920-е гг.) способствовал распространению в Германии (и отчасти в Англии) взгляда на масонство, отождествляемое с еврейством, как на зловещее тайное общество, виновное в развязывании Первой мировой войны, поражении Германии, русской революции и развале Российской империи. Борьба с евреями и масонами стала лозунгом правых кругов Германии; этот лозунг был использован Гитлером. Во время Второй мировой войны масоны преследовались нацистами в разных странах оккупированной Европы наряду с «большевиками и евреями».

С 1980-х гг. миф о «сионистско-масонском заговоре» широко используется русскими шовинистами для разжигания антисемитизма в СССР (книги В. Бегуна, В. Емельянова, А. Романенко, листовки общества «Память»).

Согласно масонской традиции, Эрец-Исраэль и город Иерусалим рассматриваются как родина масонства. В период османского владычества в Эрец-Исраэль были основаны шесть лож. Первая постоянная ложа была создана в Иерусалиме в мае 1873 г. В период британского мандата масонские ложи подчинялись юрисдикции иностранных «великих лож». В 1932 г. четыре иерусалимские ложи, находившиеся под юрисдикцией Национальной великой ложи Египта, объединились в Национальную великую ложу Палестины. Позднее к ней присоединились еще три ложи. После образования Государства Израиль в структуре масонских лож в стране произошел ряд изменений. Объединенная великая ложа Государства Израиль является со времени своего образования (1953) единственной суверенной великой ложей в Израиле. В 1970 г. в ее состав входило 64 ложи; число их активных членов достигало трех с половиной тысяч. Членами масонских лож в Израиле (боним хофшим, `вольные строители`) являются как евреи, так и представители других религий: христиане, мусульмане и друзы.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МАСОНЫ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация