Лишанская, Батья
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Лишанская, Батья (ЭЕЭ)» в «Лишанская, Батья») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Лишанская, Батья''' (1900, Малин, Киевская губерния, ныне в Житомирской области, Украина, – 1992, Тель-Авив), израильский скульптор-монументалист и портретист. | + | '''Лишанская, Батья''' (1900, Малин, Киевская губерния, ныне в Житомирской области, Украина, – 1992, Тель-Авив), израильский скульптор-монументалист и портретист. |
+ | === Биографические сведения === | ||
- | + | В Эрец-Исраэль приехала в 1910 г. Училась у [[Шац, Борис|Б. Шаца]] в Школе искусств и ремесел [[Бецалель]] (1919–20), в Риме (Академия изящных искусств, 1920–23), Берлине (1923–25) и Париже (1925–29). | |
+ | === Первый успех === | ||
- | [[ | + | Первый успех принесла Лишанской выставленная в Берлине (1923) серия деревянных статуэток (в том числе «Целомудрие» и «Пробуждение», воспевающие одухотворенность девичьего тела). |
+ | === Портретист === | ||
+ | |||
+ | В 1929 г. вернулась в Эрец-Исраэль. Здесь постепенно перешла от классически гладкой к импрессионистически свободной лепке, сохранив свойственный ее творчеству психологизм, особенно ощутимый в многочисленных портретах (например, «Портрет матери», 1933, — воплощение окрепшего в испытаниях внутреннего благородства; «Портрет отца», 1933, — символ умудренной жизнью скептической старости; «Портрет [[Бен-Цви|И. Бен-Цви]]», 1955, — сочетание сильной воли и проницательного интеллекта с состраданием и добротой). | ||
+ | === Скульптор-монументалист === | ||
+ | |||
+ | В монументальном пласте «Беженцы» (1944) Лишанская, совмещая барельеф и горельеф, достигает пронзительно трагического эффекта в передаче отчаяния, в котором еще теплится надежда. | ||
+ | |||
+ | Чувством обреченности проникнут рельеф «Жертвы погромов на Украине» (1959), в котором едва различимые фигуры людей поглощает безжизненный пузырчатый фон. | ||
+ | |||
+ | Лишанская — автор ряда монументов (главным образом героям войн Израиля): «В память Эфраима Чижика» (1929–37, киббуц [[Хулда]]; см. [[Чижик, семья]]), «Памятник сыновьям» (1953–57, [[Кфар-Иехошуа]]), «В память сыновей» (1958, киббуц [[Бет-Кешет]]) и другие. | ||
+ | === Признание === | ||
+ | |||
+ | В 1986 г. удостоена [[Государственная Премия Израиля|Государственной премии Израиля]]. | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|12487|ЛИШАНСКАЯ Батья}} | ||
+ | |||
[[Категория:Пластические искусства и архитектура]] | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]] |
Версия 12:54, 13 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Лишанская, Батья (1900, Малин, Киевская губерния, ныне в Житомирской области, Украина, – 1992, Тель-Авив), израильский скульптор-монументалист и портретист.
Содержание |
Биографические сведения
В Эрец-Исраэль приехала в 1910 г. Училась у Б. Шаца в Школе искусств и ремесел Бецалель (1919–20), в Риме (Академия изящных искусств, 1920–23), Берлине (1923–25) и Париже (1925–29).
Первый успех
Первый успех принесла Лишанской выставленная в Берлине (1923) серия деревянных статуэток (в том числе «Целомудрие» и «Пробуждение», воспевающие одухотворенность девичьего тела).
Портретист
В 1929 г. вернулась в Эрец-Исраэль. Здесь постепенно перешла от классически гладкой к импрессионистически свободной лепке, сохранив свойственный ее творчеству психологизм, особенно ощутимый в многочисленных портретах (например, «Портрет матери», 1933, — воплощение окрепшего в испытаниях внутреннего благородства; «Портрет отца», 1933, — символ умудренной жизнью скептической старости; «Портрет И. Бен-Цви», 1955, — сочетание сильной воли и проницательного интеллекта с состраданием и добротой).
Скульптор-монументалист
В монументальном пласте «Беженцы» (1944) Лишанская, совмещая барельеф и горельеф, достигает пронзительно трагического эффекта в передаче отчаяния, в котором еще теплится надежда.
Чувством обреченности проникнут рельеф «Жертвы погромов на Украине» (1959), в котором едва различимые фигуры людей поглощает безжизненный пузырчатый фон.
Лишанская — автор ряда монументов (главным образом героям войн Израиля): «В память Эфраима Чижика» (1929–37, киббуц Хулда; см. Чижик, семья), «Памятник сыновьям» (1953–57, Кфар-Иехошуа), «В память сыновей» (1958, киббуц Бет-Кешет) и другие.
Признание
В 1986 г. удостоена Государственной премии Израиля.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛИШАНСКАЯ Батья в ЭЕЭ