География (еврейский аспект)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (смена типа) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
- | '''География''' | + | '''География'''. |
- | Географические понятия [[Талмуд|Талмуда]] и [[Мидраш|мидрашей]] в основном связаны с обсуждением галахических предписаний (см. [[Галаха]]), соблюдение которых обязательно лишь в пределах Эрец-Исраэль. Эти предписания относятся в полной мере к территории, заселенной евреями по возвращении из вавилонского пленения, частично — к территории, занятой после [[Исход Из Египта|исхода]] из Египта, и лишь в незначительной степени — к выходящим за эти границы областям, которые, по библейскому повествованию, также были обещаны патриархам. По этой причине большинство географических данных в Талмуде относится к Эрец-Исраэль и прилегающим к нему областям. | + | == Географические представления евреев == |
+ | |||
+ | Географические представления евреев во все эпохи простирались шире ограниченных рамок их обитания. | ||
+ | === До Вавилонского пленения === | ||
+ | |||
+ | До [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]] этому способствовали предания о странствиях [[Патриархи|патриархов]], о длительном пребывании в [[Египет|Египте]], а также географическое положение Эрец-Исраэль между Азией и Африкой, Средиземным и Красным морями. | ||
+ | |||
+ | Контакты израильских племен с жителями прибрежной полосы [[Ханаан|Ханаана]], занимавшимися мореплаванием также расширяли географические представления евреев. Распространению знаний о странах, лежащих к югу от Эрец-Исраэль, способствовали морские торговые экспедиции в эпоху царя [[Соломон|Соломона]] (см. I Ц. 9:26–28). | ||
+ | === Во времена раннего библейского периода === | ||
+ | |||
+ | Географический кругозор раннего библейского периода зафиксирован в так называемом луах hа-аммим (список народов), содержащемся в книге [[Бытие]] (глава 10). | ||
+ | |||
+ | О том, с какими народами и странами следует идентифицировать перечисленные в этом списке имена потомков [[Ной|Ноя]], существуют различные мнения. | ||
+ | |||
+ | Согласно одному из них, этот список охватывает весь Аравийский полуостров, Сирию, Малую Азию вплоть до Кавказа, Месопотамию, западную часть Иранского нагорья, области в среднем и верхнем течении Нила вместе с пустыней, прилегающей к ним с запада, Грецию и острова Эгейского моря. | ||
+ | |||
+ | Согласно другой гипотезе, территория, занятая народами, названными в этой главе, простирается на восток до Индии, на юг — до Сомали и Эфиопии (Хавила, [[Офир]]), на север — до степей юга России (Гомер—Киммерия, Гог и Магог—Скифия), на запад — до Испании ([[Таршиш]]). | ||
+ | === Географические понятия Талмуда и === [[Мидраш|мидрашей]] | ||
+ | |||
+ | Географические понятия [[Талмуд|Талмуда]] и [[Мидраш|мидрашей]] в основном связаны с обсуждением галахических предписаний (см. [[Галаха]]), соблюдение которых обязательно лишь в пределах Эрец-Исраэль. | ||
+ | |||
+ | Эти предписания относятся в полной мере к территории, заселенной евреями по возвращении из вавилонского пленения, частично — к территории, занятой после [[Исход Из Египта|исхода]] из Египта, и лишь в незначительной степени — к выходящим за эти границы областям, которые, по библейскому повествованию, также были обещаны патриархам. По этой причине большинство географических данных в Талмуде относится к Эрец-Исраэль и прилегающим к нему областям. | ||
По разрозненным высказываниям в Библии, Талмуде и мидрашах можно восстановить представления о Земле, которые господствовали в еврейской среде длительное время. Земля представлялась в виде круга (Ис. 40:22), распростертого на воде (Пс. 136:6) или окруженного океаном (Эр. 22б). По другой версии, Земля покоится на опорах (Пс. 104:5). Согласуя обе эти версии, один из талмудических источников (Хаг. 12б) полагает, что Земля стоит на столпах, покоящихся на воде, под которой лежат горы. Но по другим источникам (ТИ., Ав. Зар. 3:1; Чис. Р. 13:13), Земля имеет форму шара, который плавает на поверхности океана, подобного блюду. Автор книги [[Иов]] считает, что Бог «повесил Землю ни на чем» (26:7). В центре ее находится эвен штия (`краеугольный камень`), брошенный Богом в океан камень, из которого она возникла (Иома 54б). Эвен штия, который считался пупом Земли (таббур hа-арец), лежит перед [[Ковчег Завета|Ковчегом Завета]] в Святая святых Иерусалимского [[Храм|храма]] и является центром концентрических кругов, образованных последовательно Святая святых, Храмом, Иерусалимом, Эрец-Исраэль и, наконец, всем внешним по отношению к Эрец-Исраэль миром (Танх., Кдошим 10). Представление об Иерусалиме как о центре мира перешло из иудаизма в христианство; однако христианская традиция помещает пуп Земли в месте распятия Иисуса; Иерусалим со знаком креста изображается в центре средневековых христианских карт мира. | По разрозненным высказываниям в Библии, Талмуде и мидрашах можно восстановить представления о Земле, которые господствовали в еврейской среде длительное время. Земля представлялась в виде круга (Ис. 40:22), распростертого на воде (Пс. 136:6) или окруженного океаном (Эр. 22б). По другой версии, Земля покоится на опорах (Пс. 104:5). Согласуя обе эти версии, один из талмудических источников (Хаг. 12б) полагает, что Земля стоит на столпах, покоящихся на воде, под которой лежат горы. Но по другим источникам (ТИ., Ав. Зар. 3:1; Чис. Р. 13:13), Земля имеет форму шара, который плавает на поверхности океана, подобного блюду. Автор книги [[Иов]] считает, что Бог «повесил Землю ни на чем» (26:7). В центре ее находится эвен штия (`краеугольный камень`), брошенный Богом в океан камень, из которого она возникла (Иома 54б). Эвен штия, который считался пупом Земли (таббур hа-арец), лежит перед [[Ковчег Завета|Ковчегом Завета]] в Святая святых Иерусалимского [[Храм|храма]] и является центром концентрических кругов, образованных последовательно Святая святых, Храмом, Иерусалимом, Эрец-Исраэль и, наконец, всем внешним по отношению к Эрец-Исраэль миром (Танх., Кдошим 10). Представление об Иерусалиме как о центре мира перешло из иудаизма в христианство; однако христианская традиция помещает пуп Земли в месте распятия Иисуса; Иерусалим со знаком креста изображается в центре средневековых христианских карт мира. |
Версия 19:25, 9 июля 2012
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
География.
Географические представления евреев
Географические представления евреев во все эпохи простирались шире ограниченных рамок их обитания.
До Вавилонского пленения
До пленения вавилонского этому способствовали предания о странствиях патриархов, о длительном пребывании в Египте, а также географическое положение Эрец-Исраэль между Азией и Африкой, Средиземным и Красным морями.
Контакты израильских племен с жителями прибрежной полосы Ханаана, занимавшимися мореплаванием также расширяли географические представления евреев. Распространению знаний о странах, лежащих к югу от Эрец-Исраэль, способствовали морские торговые экспедиции в эпоху царя Соломона (см. I Ц. 9:26–28).
Во времена раннего библейского периода
Географический кругозор раннего библейского периода зафиксирован в так называемом луах hа-аммим (список народов), содержащемся в книге Бытие (глава 10).
О том, с какими народами и странами следует идентифицировать перечисленные в этом списке имена потомков Ноя, существуют различные мнения.
Согласно одному из них, этот список охватывает весь Аравийский полуостров, Сирию, Малую Азию вплоть до Кавказа, Месопотамию, западную часть Иранского нагорья, области в среднем и верхнем течении Нила вместе с пустыней, прилегающей к ним с запада, Грецию и острова Эгейского моря.
Согласно другой гипотезе, территория, занятая народами, названными в этой главе, простирается на восток до Индии, на юг — до Сомали и Эфиопии (Хавила, Офир), на север — до степей юга России (Гомер—Киммерия, Гог и Магог—Скифия), на запад — до Испании (Таршиш). === Географические понятия Талмуда и === мидрашей
Географические понятия Талмуда и мидрашей в основном связаны с обсуждением галахических предписаний (см. Галаха), соблюдение которых обязательно лишь в пределах Эрец-Исраэль.
Эти предписания относятся в полной мере к территории, заселенной евреями по возвращении из вавилонского пленения, частично — к территории, занятой после исхода из Египта, и лишь в незначительной степени — к выходящим за эти границы областям, которые, по библейскому повествованию, также были обещаны патриархам. По этой причине большинство географических данных в Талмуде относится к Эрец-Исраэль и прилегающим к нему областям.
По разрозненным высказываниям в Библии, Талмуде и мидрашах можно восстановить представления о Земле, которые господствовали в еврейской среде длительное время. Земля представлялась в виде круга (Ис. 40:22), распростертого на воде (Пс. 136:6) или окруженного океаном (Эр. 22б). По другой версии, Земля покоится на опорах (Пс. 104:5). Согласуя обе эти версии, один из талмудических источников (Хаг. 12б) полагает, что Земля стоит на столпах, покоящихся на воде, под которой лежат горы. Но по другим источникам (ТИ., Ав. Зар. 3:1; Чис. Р. 13:13), Земля имеет форму шара, который плавает на поверхности океана, подобного блюду. Автор книги Иов считает, что Бог «повесил Землю ни на чем» (26:7). В центре ее находится эвен штия (`краеугольный камень`), брошенный Богом в океан камень, из которого она возникла (Иома 54б). Эвен штия, который считался пупом Земли (таббур hа-арец), лежит перед Ковчегом Завета в Святая святых Иерусалимского храма и является центром концентрических кругов, образованных последовательно Святая святых, Храмом, Иерусалимом, Эрец-Исраэль и, наконец, всем внешним по отношению к Эрец-Исраэль миром (Танх., Кдошим 10). Представление об Иерусалиме как о центре мира перешло из иудаизма в христианство; однако христианская традиция помещает пуп Земли в месте распятия Иисуса; Иерусалим со знаком креста изображается в центре средневековых христианских карт мира.
Рассеяние еврейского народа при сохранении связи между его географически разбросанными общинами явилось важным фактором распространения среди евреев знаний об отдаленных странах и населяющих их народах. Эти связи пережили падение Западной Римской империи, приведшее к резкому сокращению географического кругозора христианского Запада, но не повлиявшее существенным образом на географические представления евреев. Арабский географ Ибн Хурдадбих (9 в.) писал, что современные ему еврейские купцы (см. Раданиты) осуществляли оживленные торговые связи Западной и Центральной Европы с Индией и Китаем. Элдад hа-Дани (9 в.) в своих записках проявляет хорошее знание географии мусульманских стран. Об участии евреев в международной торговле Средиземноморья и прилегающих областей сохранились свидетельства в материалах Каирской генизы. Все это предполагало достаточно обширные географические познания.
Развитие торгового сословия в христианской Европе в начале 2 тыс. н. э., и в особенности крестовые походы, привели к уменьшению роли евреев в международной торговле и к сокращению их географических познаний. Тем не менее, в 12 в. были созданы такие значительные памятники еврейской географической литературы, как путевые записки Биньямина из Туделы и Птахии из Регенсбурга. В позднем средневековье в тех странах, где торговое сословие из среды местного населения не успело возникнуть (Польша, Литва, Венгрия), географический кругозор евреев (несмотря на их изоляцию от культуры окружающих народов) оставался шире кругозора соседей. В Северной Африке евреи еще в 14–15 вв. были пионерами, прокладывавшими торговые пути до реки Нигер.
В новое время, вплоть до начала движения Хаскала, лишь раввины и еврейские купцы Италии и Голландии обладали широким географическим кругозором и познаниями, соответствовавшими уровню развития географической науки своего времени. В других странах географические представления евреев отставали от представлений их просвещенных современников-христиан.
Представление о Земле как о сфере, усвоенное из арабской астрономии, получило распространение среди еврейских ученых в странах ислама в 10 в.; в 11 в. эта идея проникла к еврейским ученым Прованса и Италии. В конце 11 в. – начале 12 в. Аврахам бар Хия написал первое сочинение на иврите о сферической форме Земли и ее делении на климатические зоны — «Сефер цурат hа-арец» («Книга о форме Земли»); его концепция, как и концепция его арабских учителей, восходит к геоцентрической доктрине Птолемея (примерно 150 г. н. э.). В книге Зохар говорится о вращении Земли вокруг собственной оси. Великие географические открытия 15 в. – начала 16 в. опровергли представления Аврахама бар Хии о том, что лишь семь областей земного шара пригодны для человеческого обитания. Опровержение этого мнения содержится в одной из глав книги Аврахама бен Мордехая Фариссола «Иггерет орхот олам» («Эпистола об устройстве вселенной», 1525), которая до 19 в. оставалась общепризнанным изложением географических представлений евреев и учебником географии на иврите. Подобно другим еврейским и христианским авторам 16 в., Фариссол отводил значительное место легендарным представлениям о местонахождении десяти колен Израилевых (см. Колена исчезнувшие) и реки Самбатион. Легендарные представления смешаны в его книге с фактическими сведениями.
Несмотря на признание многими еврейскими учеными сферической формы Земли и знакомство с новейшими географическими открытиями, географические представления эпох Библии и Талмуда продолжали бытовать в еврейской литературе вплоть до 19 в. Так, в «Сефер hа-брит hа-шалем» («Полная книга завета», 1797) П. Э. Хурвица (1765–1821) из Вильны (см. Вильнюс) дается картина мира, весьма близкая талмудической. В целом вклад евреев в систематическое развитие географии в период, предшествовавший Хаскале, незначителен по сравнению с их вкладом в развитие других областей знания — астрономии, математики и медицины.
В конце 18 в. и в 19 в. вышел в свет на иврите целый ряд книг по географии, в том числе учебников, основанных на современной европейской географической литературе. Одним из первых и самых значительных сочинений этого рода является двухтомный трактат Шимшона hа-Леви Блоха (1784–1845) «Швилей олам» («Тропы мира», т. 1, «Азия», 1822; т. 2, «Африка», 1827). В конце 19 в. были опубликованы два крупных труда по географии: «Мецукей эрец» («Основания земли», 1878) Н. Соколова и «Глилот hа-арец» («Области мира», 1880), который написал Х. Кахана (1821–1901). Авторы этих сочинений заложили основы научной географической терминологии на иврите.
В 19 в. – начале 20 в. ряд евреев приобрели мировую известность исследованием малоизученных районов земного шара: востоковед И. Халеви, арабист и путешественник Э. Глазер (1855–1908), путешественник Г. Бурхардт (1857–1909) исследовали страны Ближнего Востока; В. Иохельсон и Л. Я. Штернберг — Северную Сибирь; Эмин-паша (Э. О. Шнитцер, 1840–92), Л. Г. Бенже (1856–1936) — страны Африки (Судан, Сенегал, Нигерию); Э. Бессельс (1847–88) и А. Хейлприн (1853–1907) — Арктику (см. также Путешественники; Путешествия в Эрец-Исраэль).
Заметный вклад в различные отрасли современной географии внесли советский ученый Л. Берг, который разработал учение о ландшафтах и создал ряд фундаментальных трудов по климатологии, и исследовавший проблемы геохимии ландшафта советский ученый А. И. Перельман (1916–98). Широкую известность получили труды по климатологии В. Конрада (1876–1962; в 1938 г. эмигрировал из Австрии в США) — «Основы физической климатологии» (1942) и «Методы климатологии» (1944), Дж. Х. Джентили (Австралия, 1912–2000) — «Климатические зоны и ресурсы Австралии» (1947) и «География климата» (1958), Евгения Рубинштейн (СССР, 1891–1981) — «Методы климатологической обработки метеорологических наблюдений» (1937), «К проблеме изменения климата» (1946), «Структура колебаний температуры воздуха на Северном полушарии» (1973). Ж. М. Май (США, родился во Франции; 1896–1976) является автором монументального семитомного труда «Исследования по медицинской географии» (1956–67). Значительный вклад в развитие физической географии Антарктиды внес М. Дж. Рубин (США, родился в 1917 г.), возглавлявший Центр исследований климата Антарктики во время 3-го международного геофизического года (1955). М. И. Львович (СССР, родился в 1906 г.) создал ряд капитальных трудов по гидрологии («Опыт классификации рек СССР», 1938; «Элементы водного режима рек земного шара», 1945; «Водные ресурсы будущего», 1969, и другие). В области географии города классическим считается труд А. Филиппзона (Германия, 1864–1953) «Город Бонн, его расположение и пространственное развитие» (1947). Н. С. Гинсберг (США, родился в 1921 г.) исследовал по приглашению японского правительства городские проблемы Токио и является одним из авторов так называемого «Токийского меморандума» — сборника докладов по вопросам городского планирования Токио (1962). Проблемы географии городов и населения в СССР разрабатывали Р. М. Кабо (1887–1957), В. Г. Давидович (1906–78) и другие; географии транспорта — Л. И. Василевский (1904–84).
В экономической географии получил известность Дж. Бин (США, 1826–1909), составивший атласы крупнейших городов и трансконтинентальных железных дорог Северной Америки. Сол Б. Кохен (США, родился в 1925 г.) в 1961 г. осуществил исследование размещения промышленности пищевых запасов, ставшее стандартным руководством в этой области; Кохен является также автором книги «География и политика в разделенном мире» (1963). И. М. Майергойз (СССР, 1908–75) приобрел известность исследованиями по методологии экономической географии и экономическому районированию («Экономическая география Венгрии», 1956; «ЧССР. Экономическая география», 1964, и другие). Я. Г. Машбиц (1928–97) создал новое направление в географии — проблемное страноведение. Географией населения, в частности вынужденными миграциями, занимается П. М. Полян (родился в 1952 г.). Вопросами формирования интегральных экономических районов занимались советские ученые Л. Я. Зиман (1900–56) и Я. Г. Фейгин (1903–73). Исследованиями в области хозяйственной оценки природных условий и естественных ресурсов занимался А. А. Минц (СССР, 1929–73). Крупным специалистом в области экономической географии является М. С. Розин (СССР, 1898–1981). В области истории географии классическими работами являются труды Г. Узиэлли (Италия, 1839–1911) о Христофоре Колумбе, Тосканелли и Америго Веспуччи. Р. Альмаджья (Италия, 1884–1962) известен исследованиями по истории картографии («Памятники итальянской картографии», 1929, и «Памятники ватиканской картографии», в 4-х томах, 1944–55). Значительный вклад внесли евреи-ученые в развитие картографии. В Советском Союзе исторической географией занимался И. П. Магидович (1889–1976).
География в Израиле. До начала 20 в. в стране не было географов в научном понимании этого слова, хотя в других странах публиковались многочисленные работы, посвященные географическому исследованию Палестины. Одним из первых географов в Эрец-Исраэль был И. Шварц, посвятивший себя исследованию исторической топографии страны. А. Я. Бравер (1884–1975) впервые применил в изучении географии страны современные научные методы. Он опубликовал первое современное исследование географических районов Эрец-Исраэль «hа-Арец» («Страна», 1928; в последующих изданиях — «Эрец-Исраэль»), а также несколько учебников географии, ряд географических карт, географический атлас; он редактировал географический отдел в «Энциклопедия иврит». Как преподаватель Учительской семинарии в Иерусалиме Бравер воспитал несколько поколений учителей географии. Значительный вклад в познание страны израильской молодежью внес З. Вилнаи, автор ряда справочных изданий по географии Эрец-Исраэль и составитель «Ариэль. Энциклопедия ли-иедиат Эрец-Исраэль» («Ариэль. Энциклопедия страны Израиля», тт. 1–8, 1969–80). Д. Ашбель (1896–1995) приобрел известность трудами «Биоклиматический атлас Израиля» (1950) и «Климат Великого рифта: Арава, Мертвое море, Иорданская долина» (1966).
Развитие общей географии в Израиле началось лишь со времени создания географического отделения Еврейского университета в Иерусалиме (1950). До 1979 г. его возглавлял профессор Д. Амиран (1910–2003), один из крупнейших представителей географической науки в Израиле, под руководством которого было осуществлено издание «Атласа Израиля» (1956–64); он издал также для ЮНЕСКО исследование «Землепользование в полузасушливом средиземноморском климате» (1964). Географическое отделение Еврейского университета в Иерусалиме воспитало многочисленных ученых, трудами которых были созданы географические отделения и в других университетах Израиля. Основной областью исследований, проводимых этими отделениями, является география Эрец-Исраэль и Ближнего Востока. Результаты исследований, прежде всего, пустынных и засушливых районов, получили международное признание. Изучалась как физическая география этих районов (климатические условия, проблемы наводнений в пустыне, борьба с эрозией почвы и оформление рельефа), так и география народонаселения, в частности проблема перехода кочевого населения пустыни к оседлому образу жизни. Большое внимание уделялось общетеоретическим проблемам развития засушливых и полузасушливых районов. Важные исследования были проведены израильскими учеными по географии городов страны, а также по проблемам развития отдельных районов. Израильские ученые плодотворно работают в области исторической географии. Их труды, основанные главным образом на израильском материале, имеют значение для исследования всего Ближнего Востока и для разработки общей теории историко-географических исследований. Ряд важных работ по исторической географии Эрец-Исраэль опубликовал И. Бен-Арье (родился в 1928 г.). Под редакцией И. Пресса (1874–1955) издана «Эрец-Исраэль. Энциклопедия топографит-хисторит» («Эрец-Исраэль. Историко-топографическая энциклопедия», в 4-х томах, 1946–55). Значительные результаты достигнуты также в изучении путей сообщения — как наземных, так и морских. Израильские географы объединены в Израильское географическое общество. Каждое из географических отделений израильских университетов издает свой печатный орган, частично на иврите, частично на английском языке. О географии Эрец-Исраэль см. также Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Географический очерк.