Остракон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | }} | + | }} |
- | '''О́СТРАКОН''' (по-гречески `черепок`; мн. | + | '''О́СТРАКОН''' (по-гречески `черепок`; мн. число — о́страка) — осколок глиняного сосуда с нанесенными на него записями. Главным образом это расписки, счета, списки, короткие послания, а иногда и копии писем, оригинал которых был исполнен на более дорогом материале (папирусе или пергаменте). Большинство остраконов написаны чернилами, но на некоторых надпись нацарапана острым инструментом. |
== Остраконы Страны Израиля == | == Остраконы Страны Израиля == | ||
- | При раскопках в Стране Израиля найдено сравнительно немного письменного материала, и значительная его часть (сотни единиц) | + | При раскопках в Стране Израиля найдено сравнительно немного письменного материала, и значительная его часть (сотни единиц) — остраконы. |
- | По ним прослеживается развитие письма и лексики [[иврит]]а и арамейского языка. Они свидетельствуют о земледельческом направлении в экономике страны, по ним можно судить о том, что на протяжении веков основными продуктами производства были злаки, вино и оливковое масло. Они обогащают представление о системе налогов и повинностей, о социальном расслоении, а иногда устанавливают или подтверждают истинные факты, например, остраконы из Лахиша, Мецад-Хашавьяху или Самарии, в которых часто встречаются теофорные [[Имена|имена]] с включением слова баал, что говорит о проникновении ханаанейских культов в Израильское (Северное) царство (см. [[Ваала Культ|Ваала культ]]). | + | По ним прослеживается развитие письма и лексики [[иврит]]а и арамейского языка. Они свидетельствуют о земледельческом направлении в экономике страны, по ним можно судить о том, что на протяжении веков основными продуктами производства были злаки, вино и оливковое масло. Они обогащают представление о системе налогов и повинностей, о социальном расслоении, а иногда устанавливают или подтверждают истинные факты, например, остраконы из Лахиша, Мецад-Хашавьяху или Самарии, в которых часто встречаются теофорные [[Имена|имена]] с включением слова баал, что говорит о проникновении ханаанейских культов в Израильское (Северное) царство (см. [[Ваала Культ|Ваала культ]]). |
Например, остраконы из [[Лахиш]]а, [[Мецад-Хашавьяху]] или [[Самария (город)|Самарии]], в которых часто встречаются теофорные имена с включением слова '''ба‘ал''', что говорит о проникновении [[Ханаанеи|ханаанейских]] культов в [[Израильское царство|Израильское (Северное) царство]]. | Например, остраконы из [[Лахиш]]а, [[Мецад-Хашавьяху]] или [[Самария (город)|Самарии]], в которых часто встречаются теофорные имена с включением слова '''ба‘ал''', что говорит о проникновении [[Ханаанеи|ханаанейских]] культов в [[Израильское царство|Израильское (Северное) царство]]. | ||
- | Древнейший остракон ( | + | Древнейший остракон (XVIII—XVII вв. до н. э.) был найден в [[Гезер]]е; он содержит лишь три [[Алфавит еврейский|протоханаанские буквы]]). |
- | Первым был найден остракон в [[Бейт-Шемеш]]е ( | + | Первым был найден остракон в [[Бейт-Шемеш]]е (XIII—XII вв. до н. э.), письмо палеоеврейское, читается с трудом; содержит несколько имен и числовых знаков. |
- | При раскопках [[Самария (город)|Самарии]] было обнаружено около 75 хорошо сохранившихся остраконов | + | При раскопках [[Самария (город)|Самарии]] было обнаружено около 75 хорошо сохранившихся остраконов VIII в. до н. э. Это расписки на получение продуктов, различные документы (видимо, учет царских налогов). |
- | В [[Лахиш]]е найдено около 20 остраконов (большинство легко читается): списки имен, копии писем, переписка о судьбе какого-то пророка, относящаяся, видимо, к году падения [[Иудейское царство|Иудейского царства]] ( | + | В [[Лахиш]]е найдено около 20 остраконов (большинство легко читается): списки имен, копии писем, переписка о судьбе какого-то пророка, относящаяся, видимо, к году падения [[Иудейское царство|Иудейского царства]] (587 г. до н. э.). |
- | В [[Арад]]е обнаружено около 100 хорошо сохранившихся остраконов ( | + | В [[Арад]]е обнаружено около 100 хорошо сохранившихся остраконов (VII—VI вв. до н. э.), среди них короткие письма, точные указания о поставках продуктов, списки имен. |
- | Большой остракон (20 × 7,5 см) в шести фрагментах (конец | + | Большой остракон (20 × 7,5 см) в шести фрагментах (конец VII в. до н. э.), найденный в [[Мецад-Хашавьяху]], содержит письмо жнеца начальнику местного гарнизона с просьбой вернуть ему одежду, несправедливо отобранную надсмотрщиком за то, что он якобы не выполнил оброчную норму. |
- | Несколько остраконов персидского периода на арамейском языке (вероятно, расписки в получении вина) обнаружены близ [[Эцион-Гевер]]а. Позднейший из найденных в Стране Израиля остраконов обнаружен в [[Бейт-Шеан]]е. Среди поздних остраконов Страны Израиля есть также написанные на набатейском и греческих языках. | + | Несколько остраконов персидского периода на арамейском языке (вероятно, расписки в получении вина) обнаружены близ [[Эцион-Гевер]]а. Позднейший из найденных в Стране Израиля остраконов обнаружен в [[Бейт-Шеан]]е. Среди поздних остраконов Страны Израиля есть также написанные на набатейском и греческих языках. |
== Еврейские остраконы в Египте == | == Еврейские остраконы в Египте == | ||
- | В [[Египет|Египте]] | + | В [[Египет|Египте]] — в [[Элефантина|Элефантине]] и Эдфу (Аполлинополе Великом) — были найдены еврейские остраконы на арамейском языке персидского периода (V—IV вв. до н. э., некоторые — II в. до н. э.). В одном из них упомянут праздник [[Песах]]. |
- | Сохранились также еврейские и касающиеся евреев остраконы из [[Египет|Египта]] эллинистического и римских периодов, являющиеся ценным источником по социально-экономической истории евреев этой страны. | + | Сохранились также еврейские и касающиеся евреев остраконы из [[Египет|Египта]] эллинистического и римских периодов, являющиеся ценным источником по социально-экономической истории евреев этой страны. |
- | ==Источник== | + | == Источник == |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/13105 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 6, кол. | + | * [http://www.eleven.co.il/article/13105 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 6, кол. 216—217] |
[[Категория:Народы в ТаНаХе]] | [[Категория:Народы в ТаНаХе]] |
Текущая версия на 01:25, 9 июля 2012
Регулярная исправленная статья | |
Л.Гроервейдл | |
23.01.2011 | |
О́СТРАКОН (по-гречески `черепок`; мн. число — о́страка) — осколок глиняного сосуда с нанесенными на него записями. Главным образом это расписки, счета, списки, короткие послания, а иногда и копии писем, оригинал которых был исполнен на более дорогом материале (папирусе или пергаменте). Большинство остраконов написаны чернилами, но на некоторых надпись нацарапана острым инструментом.
Остраконы Страны Израиля
При раскопках в Стране Израиля найдено сравнительно немного письменного материала, и значительная его часть (сотни единиц) — остраконы.
По ним прослеживается развитие письма и лексики иврита и арамейского языка. Они свидетельствуют о земледельческом направлении в экономике страны, по ним можно судить о том, что на протяжении веков основными продуктами производства были злаки, вино и оливковое масло. Они обогащают представление о системе налогов и повинностей, о социальном расслоении, а иногда устанавливают или подтверждают истинные факты, например, остраконы из Лахиша, Мецад-Хашавьяху или Самарии, в которых часто встречаются теофорные имена с включением слова баал, что говорит о проникновении ханаанейских культов в Израильское (Северное) царство (см. Ваала культ).
Например, остраконы из Лахиша, Мецад-Хашавьяху или Самарии, в которых часто встречаются теофорные имена с включением слова ба‘ал, что говорит о проникновении ханаанейских культов в Израильское (Северное) царство.
Древнейший остракон (XVIII—XVII вв. до н. э.) был найден в Гезере; он содержит лишь три протоханаанские буквы).
Первым был найден остракон в Бейт-Шемеше (XIII—XII вв. до н. э.), письмо палеоеврейское, читается с трудом; содержит несколько имен и числовых знаков.
При раскопках Самарии было обнаружено около 75 хорошо сохранившихся остраконов VIII в. до н. э. Это расписки на получение продуктов, различные документы (видимо, учет царских налогов).
В Лахише найдено около 20 остраконов (большинство легко читается): списки имен, копии писем, переписка о судьбе какого-то пророка, относящаяся, видимо, к году падения Иудейского царства (587 г. до н. э.).
В Араде обнаружено около 100 хорошо сохранившихся остраконов (VII—VI вв. до н. э.), среди них короткие письма, точные указания о поставках продуктов, списки имен.
Большой остракон (20 × 7,5 см) в шести фрагментах (конец VII в. до н. э.), найденный в Мецад-Хашавьяху, содержит письмо жнеца начальнику местного гарнизона с просьбой вернуть ему одежду, несправедливо отобранную надсмотрщиком за то, что он якобы не выполнил оброчную норму.
Несколько остраконов персидского периода на арамейском языке (вероятно, расписки в получении вина) обнаружены близ Эцион-Гевера. Позднейший из найденных в Стране Израиля остраконов обнаружен в Бейт-Шеане. Среди поздних остраконов Страны Израиля есть также написанные на набатейском и греческих языках.
Еврейские остраконы в Египте
В Египте — в Элефантине и Эдфу (Аполлинополе Великом) — были найдены еврейские остраконы на арамейском языке персидского периода (V—IV вв. до н. э., некоторые — II в. до н. э.). В одном из них упомянут праздник Песах.
Сохранились также еврейские и касающиеся евреев остраконы из Египта эллинистического и римских периодов, являющиеся ценным источником по социально-экономической истории евреев этой страны.