Лессинг, Готхольд Эфраим
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Миссия иудаизма как предшественника христианства) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→Лессинг - символ гуманизма) |
||
Строка 56: | Строка 56: | ||
Высоко ценили Лессинга и евреи — деятели немецкой культуры (например, [[Риссер, Гавриэль|Г. Риссер]], [[Ауэрбах, Бертольд|Б. Ауэрбах]] и другие). | Высоко ценили Лессинга и евреи — деятели немецкой культуры (например, [[Риссер, Гавриэль|Г. Риссер]], [[Ауэрбах, Бертольд|Б. Ауэрбах]] и другие). | ||
- | Пьеса «Натан Мудрый» неоднократно переводилась на [[Иврит Язык|иврит]] (Ш. Бахер, 1865, [[Готлобер, Аврахам Бер|А. Б. Готлобер]], 1875). Переведены на иврит также многие другие пьесы Лессинга. Идейное и стилистическое влияние Лессинга на литературу Хаскалы было огромно и сравнимо лишь с влиянием Ф. Шиллера. В Германии 18 в. Лессинг был самым выдающимся борцом за религиозную терпимость и гуманизм. | + | Пьеса «Натан Мудрый» неоднократно переводилась на [[Иврит Язык|иврит]] (Ш. Бахер, 1865, [[Готлобер, Аврахам Бер|А. Б. Готлобер]], 1875). Переведены на иврит также многие другие пьесы Лессинга. |
+ | |||
+ | Идейное и стилистическое влияние Лессинга на литературу Хаскалы было огромно и сравнимо лишь с влиянием Ф. Шиллера. В Германии 18 в. Лессинг был самым выдающимся борцом за религиозную терпимость и гуманизм. | ||
{{ElevenCopyRight|12421|ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим}} | {{ElevenCopyRight|12421|ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим}} |
Версия 15:04, 5 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Лессинг, Готхольд Эфраим (Lessing, Gotthold Ephraim; 1729, Каменц, Саксония, – 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, мыслитель и литературный критик, один из ведущих представителей Просвещения в Германии.
Содержание |
Поборник принципа религиозной терпимости
Лессинг был поборником принципа религиозной терпимости. Уже в его раннем произведении — одноактной комедии «Евреи» (1749) — появляется, впервые в истории немецкого театра, положительный образ еврея. Лессингу пришлось защищать свою пьесу от упреков в несоответствии правде жизни, исходивших от гебраиста И. Д. Михаэлиса.
В 1754 г. Лессинг познакомился с М. Мендельсоном и стал его другом и восторженным поклонником. Лессинг опубликовал без ведома Мендельсона его первое философское сочинение.
Общий интерес Лессинга и Мендельсона к эстетике стал источником их плодотворного сотрудничества, приведшего к опубликованию ими совместного труда «Поп-метафизик» (1755) и изданию журнала «Письма о новейшей литературе» (1759–65). До конца жизни Лессинг состоял в переписке с Мендельсоном, посвященной главным образом философским темам.
Мендельсон в значительной мере послужил прообразом героя последней пьесы Лессинга «Натан Мудрый» (1779), являющейся пламенным и красноречивым призывом к религиозной терпимости. Пьеса, основанная на заимствованной у Дж. Боккаччо притче о трех кольцах, аллегорически изображает иудаизм, христианство и ислам как трех сыновей мудрого отца, который, желая им блага, подарил каждому по кольцу.
Все три кольца равноценны, однако каждый из сыновей претендует на то, что лишь его кольцо подлинное. Еврей Натан представлен выразителем идеалов Просвещения: терпимости, общечеловеческого равенства и любви ко всему человечеству.
В книге «Эрнст и Фальк» (1780) Лессинг снова высказался в пользу равноправия евреев (см. Масоны).
Религии — как ступени нравственной эволюции человечества
Историю человечества Лессинг рассматривал как процесс постоянного совершенствования и восхождения от низших ступеней к высшим, а различные религии — как ступени нравственной эволюции человечества.
Миссия иудаизма как предшественника христианства
Иудаизм он считал второй, после язычества, ступенью этой эволюции; следующей ступенью является христианство, которое, в свою очередь, должно уступить место универсализму рациональной философии.
Эта точка зрения была выражена во фрагментах сочинений теолога-рационалиста Г. С. Реймаруса, опубликованной Лессингом в книге «К истории литературы» (1774) под названием «Вольфенбюттельские фрагменты неизвестного», в которых автор с точки зрения рационалистического деизма резко критиковал как Библию, так и христианство в его церковном выражении, а также в последнем труде Лессинга «Воспитание человечества» (1780), посвященном вопросам религии. Монотеистическая и универсалистская миссия иудаизма как предшественника христианства завершена.
Идея избранности еврейского народа - начало религиозной нетерпимости
Критическое отношение Лессинга к иудаизму отразилось еще в пьесе «Натан Мудрый», один из героев которой обвиняет еврейскую религию в том, что она своей идеей избранного народа положила начало религиозной нетерпимости. В последние годы жизни Лессинг склонялся к пантеизму Б. Спинозы. Посмертное опубликование беседы Лессинга с немецким философом Ф. Г. Якоби (1785) стало причиной так называемого спора о Спинозе, в котором М. Мендельсон, друг Лессинга, пытался опровергнуть мнение об идентичности взглядов Лессинга пантеизму Спинозы.
Лессинг - символ гуманизма
До конца жизни Лессинг оставался поборником равноправия евреев. В еврейской литературе периода Хаскалы Лессинг стал символом филосемитизма и подлинного гуманизма.
Высоко ценили Лессинга и евреи — деятели немецкой культуры (например, Г. Риссер, Б. Ауэрбах и другие).
Пьеса «Натан Мудрый» неоднократно переводилась на иврит (Ш. Бахер, 1865, А. Б. Готлобер, 1875). Переведены на иврит также многие другие пьесы Лессинга.
Идейное и стилистическое влияние Лессинга на литературу Хаскалы было огромно и сравнимо лишь с влиянием Ф. Шиллера. В Германии 18 в. Лессинг был самым выдающимся борцом за религиозную терпимость и гуманизм.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим в ЭЕЭ