Лейпциг (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 31: | Строка 31: | ||
Известно, что в 1268 г. по просьбе купцов-евреев базарный день в Лейпциге был перенесен с субботы на пятницу. Община Лейпцига погибла во время эпидемии чумы (см. [[«Чёрная Смерть»|«Чёрная смерть»]]), но уже в документах 1364 г. упоминается [[Кварталы Еврейские|еврейский квартал]], имевший свои ворота. | Известно, что в 1268 г. по просьбе купцов-евреев базарный день в Лейпциге был перенесен с субботы на пятницу. Община Лейпцига погибла во время эпидемии чумы (см. [[«Чёрная Смерть»|«Чёрная смерть»]]), но уже в документах 1364 г. упоминается [[Кварталы Еврейские|еврейский квартал]], имевший свои ворота. | ||
+ | === Пятнадцатый - восемнадцатый век === | ||
После изгнания евреев из Саксонии (1430) за ними осталось право три раза в год посещать лейпцигские ярмарки, успех которых зависел от их участия (между 1668 г. и 1764 г. ярмарки посетили 82 тыс. евреев); благодаря евреям Лейпциг вырос в международный центр пушной торговли. | После изгнания евреев из Саксонии (1430) за ними осталось право три раза в год посещать лейпцигские ярмарки, успех которых зависел от их участия (между 1668 г. и 1764 г. ярмарки посетили 82 тыс. евреев); благодаря евреям Лейпциг вырос в международный центр пушной торговли. | ||
- | Однако в самом городе евреям было запрещено открывать магазины, устраивать общественные богослужения и устраивать похороны. В 1710 г. право постоянного проживания в Лейпциге получил от курфюрста Саксонии поставщик саксонского монетного двора Т. Леви из [[Гамбург|Гамбурга]] | + | Однако в самом городе евреям было запрещено открывать магазины, устраивать общественные богослужения и устраивать похороны. В 1710 г. право постоянного проживания в Лейпциге получил от курфюрста Саксонии поставщик саксонского монетного двора Т. Леви из [[Гамбург|Гамбурга]]. |
- | Начиная с 17 в. в типографиях Лейпцига, принадлежавших неевреям, печатались еврейские книги на иврите (см. [[Книгопечатание]]). В 1815 г. в Лейпциге было открыто еврейское [[Кладбище|кладбище]]. С 1837 г. в Лейпциге существовала организованная еврейская община с молельней и проповедниками. В Лейпциге жили основатели движения [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]]: [[Цунц, Леопольд|Л. Цунц]], И. Н. Манхеймер (1793–1865), И. Л. Ауэрбах (1791–1853) и [[Еллинек, Адольф|А. Еллинек]], в 1845 г. основавший здесь реформистскую синагогу (сожжена нацистами в [[«Хрустальная Ночь»|«Хрустальную ночь»]]). В Лейпциге состоялся первый съезд реформистских общин Германии, по инициативе евреев города учредивший Объединение еврейских общин Германии, которое возглавили руководители общины М. Конер (1818–77) и Я. Наход (1814–82). | + | Начиная с 17 в. в типографиях Лейпцига, принадлежавших неевреям, печатались еврейские книги на иврите (см. [[Книгопечатание]]). |
+ | |||
+ | К концу 18 в. в Лейпциге поселились около 50 еврейских купцов; курфюрст Саксонии отклонил просьбу городского совета изгнать евреев из Лейпцига. | ||
+ | === Девятнадцатый век === | ||
+ | |||
+ | В 1815 г. в Лейпциге было открыто еврейское [[Кладбище|кладбище]]. С 1837 г. в Лейпциге существовала организованная еврейская община с молельней и проповедниками. | ||
+ | |||
+ | В Лейпциге жили основатели движения [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]]: [[Цунц, Леопольд|Л. Цунц]], И. Н. Манхеймер (1793–1865), И. Л. Ауэрбах (1791–1853) и [[Еллинек, Адольф|А. Еллинек]], в 1845 г. основавший здесь реформистскую синагогу (сожжена нацистами в [[«Хрустальная Ночь»|«Хрустальную ночь»]]). | ||
+ | |||
+ | В Лейпциге состоялся первый съезд реформистских общин Германии, по инициативе евреев города учредивший Объединение еврейских общин Германии, которое возглавили руководители общины М. Конер (1818–77) и Я. Наход (1814–82). | ||
В 1838 г. евреи Лейпцига получили гражданские права. После отмены всех ограничений (1868/9) еврейское население Лейпцига значительно увеличилось за счет эмигрантов из Галиции и России, организовавших в 1901 г. ортодоксальную общину с синагогой. | В 1838 г. евреи Лейпцига получили гражданские права. После отмены всех ограничений (1868/9) еврейское население Лейпцига значительно увеличилось за счет эмигрантов из Галиции и России, организовавших в 1901 г. ортодоксальную общину с синагогой. | ||
+ | === Двадцатый век === | ||
В 1905 г. в Лейпциге проживали 7676 евреев, в 1937 г. — 9000 евреев. Среди известных раввинов Лейпцига — исследователь средневековой литературы и библиограф Н. Поргес (1848–1924; реформистский раввин в 1888–1917 гг.); один из основателей Сионистской федерации Германии и движения [[Мизрахи]] Н. А. Нобель (1871–1922; ортодоксальный раввин в 1902–1905 гг.). | В 1905 г. в Лейпциге проживали 7676 евреев, в 1937 г. — 9000 евреев. Среди известных раввинов Лейпцига — исследователь средневековой литературы и библиограф Н. Поргес (1848–1924; реформистский раввин в 1888–1917 гг.); один из основателей Сионистской федерации Германии и движения [[Мизрахи]] Н. А. Нобель (1871–1922; ортодоксальный раввин в 1902–1905 гг.). | ||
- | После прихода к власти нацистов, изгнания из Лейпцига евреев, уроженцев Польши (1938), и эмиграции община сократилась до 2000 человек (к началу 1942 г.), по распоряжению властей сконцентрированных в отдельном квартале | + | После прихода к власти нацистов, изгнания из Лейпцига евреев, уроженцев Польши (1938), и эмиграции община сократилась до 2000 человек (к началу 1942 г.), по распоряжению властей сконцентрированных в отдельном квартале. |
+ | Более половины из них были вскоре депортированы в [[Рига|Ригу]], [[Белжец]], Терезиенштадт (см. [[Терезин]]). | ||
+ | |||
+ | Еврейская община Лейпцига насчитывала в 1968 г. — 110, в 1976 г. — 79 членов, однако многие евреи не являются членами общины. | ||
+ | |||
+ | В 1985 г. христианско-еврейская организация Церковь и иудаизм провела в Лейпциге международную конференцию, посвященную 50-й годовщине принятия расистских [[Нюрнбергские Законы|Нюрнбергских законов]]. | ||
+ | ==== Девяностые годы ==== | ||
После объединения Германии в октябре 1990 г. в Лейпциге поселилось большое число евреев – выходцев из СССР и республик, образовавшихся после его распада. Уже в конце 1980-х гг. в Лейпциге функционировали синагога и небольшой общинный центр. В 1994 г. в еврейской общине Лейпцига было зарегистрировано 200 человек, в 1998 г. — более 250. | После объединения Германии в октябре 1990 г. в Лейпциге поселилось большое число евреев – выходцев из СССР и республик, образовавшихся после его распада. Уже в конце 1980-х гг. в Лейпциге функционировали синагога и небольшой общинный центр. В 1994 г. в еврейской общине Лейпцига было зарегистрировано 200 человек, в 1998 г. — более 250. | ||
В Лейпциге, как и в других городах, ранее входивших в состав ГДР, не существовала система воспитания антинацистских взглядов, кроме того, в городе высок уровень безработицы, на этом фоне наблюдается подъем ксенофобии и антисемитизма, что выразилось в пронацистских демонстрациях, осквернении еврейских кладбищ и общественных зданий, нападениях на евреев и на иностранных рабочих. | В Лейпциге, как и в других городах, ранее входивших в состав ГДР, не существовала система воспитания антинацистских взглядов, кроме того, в городе высок уровень безработицы, на этом фоне наблюдается подъем ксенофобии и антисемитизма, что выразилось в пронацистских демонстрациях, осквернении еврейских кладбищ и общественных зданий, нападениях на евреев и на иностранных рабочих. | ||
+ | === Двухтысячные годы === | ||
В декабре 2001 г. в Лейпциге был открыт мемориальный музей, посвященный 90 тысячам узников концентрационного лагеря, работавших на заводах по выпуску вооружения во время Второй мировой войны. | В декабре 2001 г. в Лейпциге был открыт мемориальный музей, посвященный 90 тысячам узников концентрационного лагеря, работавших на заводах по выпуску вооружения во время Второй мировой войны. | ||
{{ElevenCopyRight|12407|ЛЕЙПЦИГ}} | {{ElevenCopyRight|12407|ЛЕЙПЦИГ}} | ||
- | |||
- | |||
- |
Версия 08:39, 2 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Лейпциг, город в Саксонии (Восточная Германия).
Содержание |
Первое упоминание
Первое упоминание о пребывании евреев в Лейпциге относится к концу 12 в. Организованная еврейская община с синагогой и школой существовала в Лейпциге со второй четверти 12 в.
Тринадцатый - четырнадцатый век
Известно, что в 1268 г. по просьбе купцов-евреев базарный день в Лейпциге был перенесен с субботы на пятницу. Община Лейпцига погибла во время эпидемии чумы (см. «Чёрная смерть»), но уже в документах 1364 г. упоминается еврейский квартал, имевший свои ворота.
Пятнадцатый - восемнадцатый век
После изгнания евреев из Саксонии (1430) за ними осталось право три раза в год посещать лейпцигские ярмарки, успех которых зависел от их участия (между 1668 г. и 1764 г. ярмарки посетили 82 тыс. евреев); благодаря евреям Лейпциг вырос в международный центр пушной торговли.
Однако в самом городе евреям было запрещено открывать магазины, устраивать общественные богослужения и устраивать похороны. В 1710 г. право постоянного проживания в Лейпциге получил от курфюрста Саксонии поставщик саксонского монетного двора Т. Леви из Гамбурга.
Начиная с 17 в. в типографиях Лейпцига, принадлежавших неевреям, печатались еврейские книги на иврите (см. Книгопечатание).
К концу 18 в. в Лейпциге поселились около 50 еврейских купцов; курфюрст Саксонии отклонил просьбу городского совета изгнать евреев из Лейпцига.
Девятнадцатый век
В 1815 г. в Лейпциге было открыто еврейское кладбище. С 1837 г. в Лейпциге существовала организованная еврейская община с молельней и проповедниками.
В Лейпциге жили основатели движения реформизма в иудаизме: Л. Цунц, И. Н. Манхеймер (1793–1865), И. Л. Ауэрбах (1791–1853) и А. Еллинек, в 1845 г. основавший здесь реформистскую синагогу (сожжена нацистами в «Хрустальную ночь»).
В Лейпциге состоялся первый съезд реформистских общин Германии, по инициативе евреев города учредивший Объединение еврейских общин Германии, которое возглавили руководители общины М. Конер (1818–77) и Я. Наход (1814–82).
В 1838 г. евреи Лейпцига получили гражданские права. После отмены всех ограничений (1868/9) еврейское население Лейпцига значительно увеличилось за счет эмигрантов из Галиции и России, организовавших в 1901 г. ортодоксальную общину с синагогой.
Двадцатый век
В 1905 г. в Лейпциге проживали 7676 евреев, в 1937 г. — 9000 евреев. Среди известных раввинов Лейпцига — исследователь средневековой литературы и библиограф Н. Поргес (1848–1924; реформистский раввин в 1888–1917 гг.); один из основателей Сионистской федерации Германии и движения Мизрахи Н. А. Нобель (1871–1922; ортодоксальный раввин в 1902–1905 гг.).
После прихода к власти нацистов, изгнания из Лейпцига евреев, уроженцев Польши (1938), и эмиграции община сократилась до 2000 человек (к началу 1942 г.), по распоряжению властей сконцентрированных в отдельном квартале.
Более половины из них были вскоре депортированы в Ригу, Белжец, Терезиенштадт (см. Терезин).
Еврейская община Лейпцига насчитывала в 1968 г. — 110, в 1976 г. — 79 членов, однако многие евреи не являются членами общины.
В 1985 г. христианско-еврейская организация Церковь и иудаизм провела в Лейпциге международную конференцию, посвященную 50-й годовщине принятия расистских Нюрнбергских законов.
Девяностые годы
После объединения Германии в октябре 1990 г. в Лейпциге поселилось большое число евреев – выходцев из СССР и республик, образовавшихся после его распада. Уже в конце 1980-х гг. в Лейпциге функционировали синагога и небольшой общинный центр. В 1994 г. в еврейской общине Лейпцига было зарегистрировано 200 человек, в 1998 г. — более 250.
В Лейпциге, как и в других городах, ранее входивших в состав ГДР, не существовала система воспитания антинацистских взглядов, кроме того, в городе высок уровень безработицы, на этом фоне наблюдается подъем ксенофобии и антисемитизма, что выразилось в пронацистских демонстрациях, осквернении еврейских кладбищ и общественных зданий, нападениях на евреев и на иностранных рабочих.
Двухтысячные годы
В декабре 2001 г. в Лейпциге был открыт мемориальный музей, посвященный 90 тысячам узников концентрационного лагеря, работавших на заводах по выпуску вооружения во время Второй мировой войны.