Каминьские (семья деятелей театра)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Каминьские» в «Каминьские (семья деятелей театра)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
'''Каминьские''', семья деятелей театра на идиш. | '''Каминьские''', семья деятелей театра на идиш. | ||
- | + | == Авраhам Ицхак Каминьский == | |
- | + | Авраhам Ицхак Каминьский (Abraham Izaak Kamiński; 1867, Воля, под Варшавой, – 1918, Варшава), антрепренер, актер, переводчик. | |
- | + | В 1887 г. собрал любительскую труппу, с которой разъезжал по [[Местечко|местечкам]] Польши. | |
+ | |||
+ | С 1893 г. играл с ней в помещении русско-польского варшавского театра Ольгиньской, которой власти разрешили дважды в неделю давать спектакли на «немецком» языке. | ||
+ | |||
+ | В 1906 г. основал в Варшаве свой театр, для которого написал несколько небольших пьес и перевел на идиш «На дне» [[Горький, Максим|М. Горького]], «Разбойники» Ф. Шиллера, «Мнимый больной» Мольера. | ||
+ | |||
+ | 1908 г. объединил лучших еврейских актеров Варшавы в «Литерарише трупе» («Литературная труппа»), которая во главе с Эстер Рахелью Каминьской (см. ниже) по 1910 г. гастролировала в Петербурге, Москве, Киеве и многих других городах империи. | ||
+ | |||
+ | В 1913 г. открыл в Варшаве новый театр, труппа которого в 1917–18 гг. совершала турне по России, Белоруссии, Украине, а затем по городам Польши. | ||
+ | |||
+ | == Эстер Рахель Каминьская == | ||
+ | Жена Каминьского - Эстер Рахель Каминьская (Ester Rachel Kamińska; урожденная Халперн: 1870, Волковыск, – 1925, Варшава), актриса театра и кино. | ||
+ | |||
+ | Дебютировала в 1888 г. в труппе Авраhама Ицхака Каминьского, за которого вышла замуж в 1893 г. | ||
+ | |||
+ | Играла с ним в театре Ольгиньской в слезливых мелодрамах, легковесных комедиях и опереттах. | ||
+ | |||
+ | По настоянию Эстер Рахели ее муж включил в репертуар своего театра, а затем и «Литерарише трупе», пьесы [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]], [[Гордин Яаков|Я. Гордина]], [[Пинский, Давид|Д. Пинского]]. | ||
+ | |||
+ | Она исполняла в них главные роли, проявив необыкновенный талант драматической актрисы, страстно и проникновенно раскрывающей душевный мир еврейской женщины (Миреле Эфрос, сиротка Хася в одноименных пьесах Я. Гордина и многие другие). | ||
+ | |||
+ | Ее сценическое творчество знаменовало преодоление еврейским театром слабых сторон традиций [[Гольдфаден, Аврахам|А. Гольдфадена]]. | ||
+ | |||
+ | Эстер Рахель многократно выезжала на гастроли в Россию (с 1903 г.), а также в США (1909), Париж и Лондон (1913), пользовалась славой «еврейской Дузе» и «матери еврейского театра». | ||
+ | |||
+ | В кино начала сниматься до Первой мировой войны (фильм «Миреле Эфрос» по пьесе Я. Гордина, режиссер М. Товбин). | ||
+ | |||
+ | В фильме «Ткиес каф» («Сговор», 1923, режиссер З. Турков /см. [[Турков, семья]]/; по мотивам легенды о [[Диббук|диббуке]], легшей в основу одноименной пьесы [[Ан-Ский С|С. Ан-ского]]) играла вместе со своей дочерью Идой Каминьской (см. ниже). | ||
+ | |||
+ | Воспоминания Эстер Рахели «Дернер ун блумен» («Тернии и цветы») опубликованы посмертно (1926) в газете [[«Момент»]]. | ||
+ | |||
+ | == Ида Каминьская == | ||
+ | |||
+ | Дочь Каминьских - Ида Каминьская (Ida Kamińska; 1899, Варшава, – 1980, Нью-Йорк), актриса театра и кино, режиссер. | ||
+ | |||
+ | Выступала с детства в театре отца. В 1916 г. играла в еврейской оперетте, с 1917 г. участвовала в постановках матери. | ||
+ | |||
+ | В 1921–28 гг. совместно с мужем, З. Турковым (см. [[Турков, семья]]), руководила Варшавским еврейским художественным театром (ВИКТ), а с 1933 г. — основанным ею театром в Варшаве. | ||
+ | |||
+ | В начале Второй мировой войны бежала в Советский Союз, в 1939–46 гг. руководила Львовским еврейским театром (в 1941 г. был эвакуирован в город Фрунзе). | ||
+ | |||
+ | В 1947 г. вернулась в Польшу, возглавляла еврейские театры в Лодзи (1949–53) и Вроцлаве (1953–55), а также еврейский театр в Варшаве (1955–68), которому были присвоены имя ее матери и статус Государственного еврейского театра. | ||
+ | |||
+ | С труппой этого театра Ида Каминьская совершала турне по Северной и Южной Америке, выезжала с гастролями в Израиль и ряд стран Западной Европы. | ||
+ | |||
+ | Продолжала традицию игры своей матери, усиливая трагические черты своих сценических образов (Миреле Эфрос, Нора в «Кукольном доме» Г. Ибсена, Кураж в пьесе Б. Брехта «Матушка Кураж и ее дети» и другие). | ||
+ | |||
+ | Поставила в своей инсценировке «Братья Карамазовы» [[Достоевский, Федор Михайлович|Ф. Достоевского]], «Меир Эзофович» [[Ожешко, Элиза|Элизы Ожешко]] и другие. | ||
+ | |||
+ | Из работ в кино наиболее значительна главная роль в фильме [[Кадар, Ян|Я. Кадара]] и Э. Клоса (1910–93) «Магазин на площади» (1965). | ||
В 1968 г., в разгар антисемитской кампании в Польше, когда еврейский театр почти лишился зрителей, Ида Каминьская эмигрировала в США, играла в театрах Нью-Йорка, в 1975–76 гг. гастролировала в Израиле. | В 1968 г., в разгар антисемитской кампании в Польше, когда еврейский театр почти лишился зрителей, Ида Каминьская эмигрировала в США, играла в театрах Нью-Йорка, в 1975–76 гг. гастролировала в Израиле. | ||
- | + | == Иосеф Каминьский == | |
+ | |||
+ | Сын Каминьских - Каминьский Иосеф Каминьский (1903, Одесса, – 1972, Тель-Авив), концертмейстер первых скрипок [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]]. | ||
+ | |||
+ | В Израиле с 1937 г. Писал музыку для оркестра, камерных ансамблей и отдельных инструментов. | ||
{{ElevenCopyRight|11945|КАМИНЬСКИЕ}} | {{ElevenCopyRight|11945|КАМИНЬСКИЕ}} | ||
- | + | ||
[[Категория:Театр. Эстрада. Кино]] | [[Категория:Театр. Эстрада. Кино]] |
Версия 17:10, 1 июля 2012
Источник: | ||||||||
|
Каминьские, семья деятелей театра на идиш.
Содержание |
Авраhам Ицхак Каминьский
Авраhам Ицхак Каминьский (Abraham Izaak Kamiński; 1867, Воля, под Варшавой, – 1918, Варшава), антрепренер, актер, переводчик.
В 1887 г. собрал любительскую труппу, с которой разъезжал по местечкам Польши.
С 1893 г. играл с ней в помещении русско-польского варшавского театра Ольгиньской, которой власти разрешили дважды в неделю давать спектакли на «немецком» языке.
В 1906 г. основал в Варшаве свой театр, для которого написал несколько небольших пьес и перевел на идиш «На дне» М. Горького, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Мнимый больной» Мольера.
1908 г. объединил лучших еврейских актеров Варшавы в «Литерарише трупе» («Литературная труппа»), которая во главе с Эстер Рахелью Каминьской (см. ниже) по 1910 г. гастролировала в Петербурге, Москве, Киеве и многих других городах империи.
В 1913 г. открыл в Варшаве новый театр, труппа которого в 1917–18 гг. совершала турне по России, Белоруссии, Украине, а затем по городам Польши.
Эстер Рахель Каминьская
Жена Каминьского - Эстер Рахель Каминьская (Ester Rachel Kamińska; урожденная Халперн: 1870, Волковыск, – 1925, Варшава), актриса театра и кино.
Дебютировала в 1888 г. в труппе Авраhама Ицхака Каминьского, за которого вышла замуж в 1893 г.
Играла с ним в театре Ольгиньской в слезливых мелодрамах, легковесных комедиях и опереттах.
По настоянию Эстер Рахели ее муж включил в репертуар своего театра, а затем и «Литерарише трупе», пьесы И. Л. Переца, Я. Гордина, Д. Пинского.
Она исполняла в них главные роли, проявив необыкновенный талант драматической актрисы, страстно и проникновенно раскрывающей душевный мир еврейской женщины (Миреле Эфрос, сиротка Хася в одноименных пьесах Я. Гордина и многие другие).
Ее сценическое творчество знаменовало преодоление еврейским театром слабых сторон традиций А. Гольдфадена.
Эстер Рахель многократно выезжала на гастроли в Россию (с 1903 г.), а также в США (1909), Париж и Лондон (1913), пользовалась славой «еврейской Дузе» и «матери еврейского театра».
В кино начала сниматься до Первой мировой войны (фильм «Миреле Эфрос» по пьесе Я. Гордина, режиссер М. Товбин).
В фильме «Ткиес каф» («Сговор», 1923, режиссер З. Турков /см. Турков, семья/; по мотивам легенды о диббуке, легшей в основу одноименной пьесы С. Ан-ского) играла вместе со своей дочерью Идой Каминьской (см. ниже).
Воспоминания Эстер Рахели «Дернер ун блумен» («Тернии и цветы») опубликованы посмертно (1926) в газете «Момент».
Ида Каминьская
Дочь Каминьских - Ида Каминьская (Ida Kamińska; 1899, Варшава, – 1980, Нью-Йорк), актриса театра и кино, режиссер.
Выступала с детства в театре отца. В 1916 г. играла в еврейской оперетте, с 1917 г. участвовала в постановках матери.
В 1921–28 гг. совместно с мужем, З. Турковым (см. Турков, семья), руководила Варшавским еврейским художественным театром (ВИКТ), а с 1933 г. — основанным ею театром в Варшаве.
В начале Второй мировой войны бежала в Советский Союз, в 1939–46 гг. руководила Львовским еврейским театром (в 1941 г. был эвакуирован в город Фрунзе).
В 1947 г. вернулась в Польшу, возглавляла еврейские театры в Лодзи (1949–53) и Вроцлаве (1953–55), а также еврейский театр в Варшаве (1955–68), которому были присвоены имя ее матери и статус Государственного еврейского театра.
С труппой этого театра Ида Каминьская совершала турне по Северной и Южной Америке, выезжала с гастролями в Израиль и ряд стран Западной Европы.
Продолжала традицию игры своей матери, усиливая трагические черты своих сценических образов (Миреле Эфрос, Нора в «Кукольном доме» Г. Ибсена, Кураж в пьесе Б. Брехта «Матушка Кураж и ее дети» и другие).
Поставила в своей инсценировке «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Меир Эзофович» Элизы Ожешко и другие.
Из работ в кино наиболее значительна главная роль в фильме Я. Кадара и Э. Клоса (1910–93) «Магазин на площади» (1965).
В 1968 г., в разгар антисемитской кампании в Польше, когда еврейский театр почти лишился зрителей, Ида Каминьская эмигрировала в США, играла в театрах Нью-Йорка, в 1975–76 гг. гастролировала в Израиле.
Иосеф Каминьский
Сын Каминьских - Каминьский Иосеф Каминьский (1903, Одесса, – 1972, Тель-Авив), концертмейстер первых скрипок Израильского филармонического оркестра.
В Израиле с 1937 г. Писал музыку для оркестра, камерных ансамблей и отдельных инструментов.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАМИНЬСКИЕ в ЭЕЭ