Кертес, Имре
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 35: | Строка 35: | ||
Некоторое время работал на фабрике, писал юмористические пьесы, занимался переводами, главным образом с немецкого, средневековых авторов, а также [[Ницше, Фридрих|Ф. Ницше]], [[Фрейд|З. Фрейда]] и [[Шницлер, Артур|А. Шницлера]], которые оказали на Кертеса заметное влияние. | Некоторое время работал на фабрике, писал юмористические пьесы, занимался переводами, главным образом с немецкого, средневековых авторов, а также [[Ницше, Фридрих|Ф. Ницше]], [[Фрейд|З. Фрейда]] и [[Шницлер, Артур|А. Шницлера]], которые оказали на Кертеса заметное влияние. | ||
+ | === Творческий путь === | ||
- | Первая книга Кертеса «Без судьбы» вышла в 1975 г. Официальные инстанции, не простившие Кертесу отказа следовать «линии партии», несколько лет откладывали ее публикацию и встретили ее полным молчанием | + | Первая книга Кертеса «Без судьбы» вышла в 1975 г. Официальные инстанции, не простившие Кертесу отказа следовать «линии партии», несколько лет откладывали ее публикацию и встретили ее полным молчанием. |
- | + | Повествование в книге ведется от лица 15-летнего еврейского мальчика Дьердя Ковеша. Оказавшись в концлагере, он учится «жить жизнью, в которой невозможно выжить», воспринимая ее без протеста, как продолжение обычного существования. | |
- | + | Вторая часть полуавтобиографической трилогии Кертеса — «Фиаско» (1988) — посвящена драматической истории выхода в свет предыдущей книги. | |
+ | |||
+ | В третьей части — «Каддиш по нерожденному писателю» (1990; см. [[Каддиш]]) — автор объясняет, почему отказывается иметь детей в мире, где возможен Освенцим. | ||
+ | |||
+ | Это книга размышлений, основанных на пережитом. Писатель сознает, что «высматривает боль, ибо боль есть правда», что не мешает ему с юмором относиться к себе и окружающим. | ||
+ | |||
+ | Среди других художественных произведений Кертеса — «Следопыт»(1977) и «Английский флаг»(1991). | ||
+ | |||
+ | К жанру философской прозы относится «Галерный дневник» (1992), в котором ведется диалог между мыслителями разных эпох. | ||
+ | |||
+ | В следующую книгу «Я — иной: хроника метаморфозы» (1997) вошли дневниковые записи Кертеса 1991–95 гг. | ||
+ | |||
+ | Эссеистика Кертеса представлена в книге: «Катастрофа как культура» (1993), «Минута молчания, пока расстрельная команда перезаряжает ружья» (1998), «Изгнанный язык» (2001). | ||
+ | === Признание === | ||
Книги Кертеса переведены на многие языки, он удостоен ряда литературных премий, в 2002 г. стал лауреатом [[Нобелевские Премии|Нобелевской премии]] по литературе (первым из венгерских писателей). | Книги Кертеса переведены на многие языки, он удостоен ряда литературных премий, в 2002 г. стал лауреатом [[Нобелевские Премии|Нобелевской премии]] по литературе (первым из венгерских писателей). | ||
+ | === Кертес и еврейство === | ||
+ | |||
+ | Кертес не соблюдает [[Мицвот|мицвот]] и не владеет ивритом, но считает еврейство определяющим фактором своей судьбы. Он неоднократно посещал Израиль и высказывался в его поддержку. | ||
+ | |||
+ | |||
{{ElevenCopyRight|12057|КЕРТЕС Имре}} | {{ElevenCopyRight|12057|КЕРТЕС Имре}} |
Версия 19:08, 26 июня 2012
Источник: | ||||||||
|
Кертес, Имре (Kertész, Imre; родился в 1929 г., Будапешт), венгерско-еврейский писатель.
Содержание |
Биографические сведения
Вырос в ассимилированной семье. Развод родителей и вынужденное пребывание в интернате оставили глубокий травматический след в сознании подростка, который столкнулся с тем, как желания личности приносятся в жертву произволу.
В 1944 г. Кертес был депортирован (см. Будапешт) в Освенцим, а оттуда в Бухенвальд.
После освобождения вернулся на родину, служил в армии, с 1948 г. сотрудничал в одной из будапештских газет, но в 1951 г. был уволен в ходе борьбы «за линию партии».
Некоторое время работал на фабрике, писал юмористические пьесы, занимался переводами, главным образом с немецкого, средневековых авторов, а также Ф. Ницше, З. Фрейда и А. Шницлера, которые оказали на Кертеса заметное влияние.
Творческий путь
Первая книга Кертеса «Без судьбы» вышла в 1975 г. Официальные инстанции, не простившие Кертесу отказа следовать «линии партии», несколько лет откладывали ее публикацию и встретили ее полным молчанием.
Повествование в книге ведется от лица 15-летнего еврейского мальчика Дьердя Ковеша. Оказавшись в концлагере, он учится «жить жизнью, в которой невозможно выжить», воспринимая ее без протеста, как продолжение обычного существования.
Вторая часть полуавтобиографической трилогии Кертеса — «Фиаско» (1988) — посвящена драматической истории выхода в свет предыдущей книги.
В третьей части — «Каддиш по нерожденному писателю» (1990; см. Каддиш) — автор объясняет, почему отказывается иметь детей в мире, где возможен Освенцим.
Это книга размышлений, основанных на пережитом. Писатель сознает, что «высматривает боль, ибо боль есть правда», что не мешает ему с юмором относиться к себе и окружающим.
Среди других художественных произведений Кертеса — «Следопыт»(1977) и «Английский флаг»(1991).
К жанру философской прозы относится «Галерный дневник» (1992), в котором ведется диалог между мыслителями разных эпох.
В следующую книгу «Я — иной: хроника метаморфозы» (1997) вошли дневниковые записи Кертеса 1991–95 гг.
Эссеистика Кертеса представлена в книге: «Катастрофа как культура» (1993), «Минута молчания, пока расстрельная команда перезаряжает ружья» (1998), «Изгнанный язык» (2001).
Признание
Книги Кертеса переведены на многие языки, он удостоен ряда литературных премий, в 2002 г. стал лауреатом Нобелевской премии по литературе (первым из венгерских писателей).
Кертес и еврейство
Кертес не соблюдает мицвот и не владеет ивритом, но считает еврейство определяющим фактором своей судьбы. Он неоднократно посещал Израиль и высказывался в его поддержку.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КЕРТЕС Имре в ЭЕЭ