Кальвинизм (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Христианство» с помощью HotCat)
Строка 69: Строка 69:
{{ElevenCopyRight|11939|КАЛЬВИНИЗМ}}
{{ElevenCopyRight|11939|КАЛЬВИНИЗМ}}
 +
 +
[[Категория:Христианство]]

Версия 15:57, 26 июня 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Кальвинизм, протестантское вероучение, возникшее в 16 веке в процессе Реформации. Основателем кальвинизма был Жан Кальвин, наиболее влиятельный деятель второго поколения Реформации, теолог и руководитель реформированной церкви в Женеве.

Еврейский вопрос - проблема теологическая

При рассмотрении взглядов Кальвина на евреев и еврейскую религию следует учитывать различие между библейской религией, иудаизмом эпохи после появления христианства и современным ему еврейством.

Кальвин почти не встречался с евреями у себя на родине — во Франции, а также в Женеве (откуда они были изгнаны в 1491); поэтому еврейский вопрос был для него в основном проблемой теологической с незначительной социально-экономической окраской, встречающейся и в касающихся евреев сочинениях М. Лютера и М. Буцера.

Взгляды Кальвина на иудаизм

Взгляды Кальвина на иудаизм частично коренятся в традиционной полемике с евреями, которые упрямо отказываются признать Иисуса Мессией и сыном Божиим.

Типичны в этом отношении его «Ответы на вопросы и возражения еврея» (латинский язык, в томе 9 собрания сочинений Calvini Opera, в 37 томах, в составе Corpus Reformatorum), написанные, видимо, в конце жизни, возможно, в ответ на вопрос реального корреспондента-еврея.

Принятый в Реформации упор на благодать (милость Божию) приводит Кальвина к резким выпадам против приверженности послебиблейского иудаизма к букве Закона, тем более, что он сам подвергался обвинениям в такой приверженности и в склонности к иудаизму со стороны своих оппонентов-спиритуалистов, таких как М. Сервет.

Однако, как и Лютер, Кальвин подчеркивал, что упрямство («жестоковыйность») еврейского народа служит символом универсальности грехов человечества.

В этой общности греха евреи не отличаются от язычников, мусульман, католиков и прочих «неверных» и грешников.

Однако иными были праотцы евреев — избранный народ — до пришествия Иисуса. Здесь Кальвин, в отличие от Лютера, в своем экзегетическом подходе подчеркивал, что священная история еврейского народа имеет продолжение.

Израиль библейских времен был Божиим народом, «истинной церковью». С явлением Иисуса и принятием Нового завета — «Завета благодати» — спасение стало доступным для всего человечества, так что «истинную церковь», или Новый Израиль, составляют ныне те, кто верует в Иисуса. Остается ли в таком случае надежда евреям, не принявшим его?

Кальвин отвергал буквальное толкование Послания к римлянам 11:26: «Итак, весь Израиль спасется...», однако утверждал, что, хотя большинство евреев отвергли Иисуса, этот народ не исчез и определенная его часть примет христианство в будущем.

Позиция преемников Кальвина

Но после смерти Кальвина получило распространение буквальное толкование указанного евангельского стиха, предполагающее всеобщее обращение евреев.

На такое толкование намекал Теодор Беза, преемник Кальвина в Женеве. Подробно же обосновал его англичанин Эндрю Уиллет в 1590 и такие голландские богословы-кальвинисты 17 века, как Воэций и его ученик Хорнбек.

Тема обращения и возрождения еврейского народа заняла центральное место в милленаристских чаяниях (вера в наступление тысячелетнего «царства Христова» на Земле).

В Англии милленаристы, такие как Томас Брайтмен, Хенри Финч, Джозеф Мид, Френсис Ли и Уильям Твисс, приписывали евреям ведущую роль в наступлении тысячелетнего «царства Божия», добавляя, что возвращение евреев в Иерусалим будет связано с их обращением.

Такие взгляды стали особенно популярны во время Английской революции и накануне принятия указа, разрешавшего евреям вновь селиться в Англии (1655), хотя пуританское учение того времени уже отошло достаточно далеко от своих кальвинистских истоков.

Сходные взгляды выражали Иоганн Альстед в Германии, Иоганн Кокцей и его ученики в Нидерландах, частично стоявшие на позициях милленаризма, а также такие радикальные милленаристы, как Лабади и Серрарий. П

осле отмены Нантского эдикта в 1685 гугенот Пьер Жюрье пошел еще дальше, утверждая, что евреи не только вернутся в Иерусалим, но вместе с Мессией будут править миром после принятия ими христианства.

К концу 17 века эти милленаристские воззрения постепенно сходят на нет. Пьер Бейль, полемизировавший с Жюрье, как правило, настроен критически по отношению к евреям, а Жак Банаж, гугенот в изгнании, написал в начале 18 века рационалистический, но все же негативный очерк еврейской истории, хотя в определенной мере и оставался продолжателем Жюрье.

Милленаристские тенденции вновь ожили в конце 18 века и в 1-й половине 19 века, особенно в Англии, и, возможно, внесли свой вклад в попытки протестантов найти политическое решение еврейского вопроса.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАЛЬВИНИЗМ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация