Казённые еврейские училища
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
'''Казённые еврейские училища''', государственные школы для еврейских детей в Российской империи (1847–73; в Царстве Польском — с 1817 г.; в прибалтийских губерниях — до 1917 г.). | '''Казённые еврейские училища''', государственные школы для еврейских детей в Российской империи (1847–73; в Царстве Польском — с 1817 г.; в прибалтийских губерниях — до 1917 г.). | ||
+ | === Причины учреждения === | ||
+ | Первой из задач, поставленных перед Комитетом для определения мер коренного преобразования евреев в России (1840–63), было учреждение еврейских училищ «в духе, противном нынешнему талмудическому учению». | ||
- | + | Эта идея являлась частью так называемой просветительской политики правительства Николая I во второй четверти 19 в. по отношению к евреям и главной мерой их принудительного просвещения. | |
- | Устройство казенных еврейских училищ в известной мере было инспирировано открытием по инициативе маскилим (следовавших примеру немецких деятелей [[Хаскала|Хаскалы]]) еврейских школ с преподаванием Учения и светских знаний в Умани (1822 и 1835), Одессе (1826), Вильне (1830), Кишиневе и Риге (обе — 1838) | + | Устройство казенных еврейских училищ в известной мере было инспирировано открытием по инициативе маскилим (следовавших примеру немецких деятелей [[Хаскала|Хаскалы]]) еврейских школ с преподаванием Учения и светских знаний в Умани (1822 и 1835), Одессе (1826), Вильне (1830), Кишиневе и Риге (обе — 1838). |
- | + | Руководство этих школ ходатайствовало об их официальном признании и взимании на их содержание особого налога с еврейских общин. | |
- | + | После утверждения в феврале 1841 г. предложенного министром народного просвещения С. Уваровым «Положения об еврейских училищах» к разработке их устава был привлечен заведующий еврейским училищем в Риге доктор [[Лилиенталь, Макс|М. Лилиенталь]]. | |
- | С 1852 г. в казенных еврейских училищах из 24 часов в неделю еврейским предметам отводилось 13,5 часов (половина этого времени — на изучение молитвенника, Библии, [[Мишна|Мишны]], основ [[Галаха|Галахи]] и еврейской этики). Большинство этих предметов преподавалось на немецком языке по учебникам [[Мандельштам, Леон Иосифович|Л. Мандельштама]] (на их издание было потрачено свыше двухсот тысяч рублей из сумм свечного сбора). В начале 1860-х гг. вместе с сокращением числа еврейских предметов происходила замена в преподавании немецкого языка русским (окончательно — в 1864 г.). Например, в Могилевском и Витебском казенных еврейских училищах еврейские предметы и немецкий язык были отменены, и усилилось преподавание «русской грамоты». С этой же целью в 1865 г. начальник Северо-Западного края М. Муравьев ввел для евреев бесплатные казенные обязательные «школы грамотности». К 1866–67 учебному году казенные еврейские училища по сути дела превратились в казенные русские училища для евреев, что и было закреплено реформой 1873 г., когда училища второго разряда были закрыты, а первого — оставлены лишь там, где русских школ было недостаточно. С 1873 г. казенные еврейские училища первого разряда были преобразованы в «еврейские начальные училища», а школы грамотности переименованы в «народные еврейские училища». | + | Его деятельность встретила нескрываемую враждебность со стороны большинства еврейского населения, угадавшего в намерениях правительства посягательство на еврейские религиозные устои, что, кстати, подтверждается секретной запиской С. Уварова на имя Николая I, согласно которой задача казенных еврейских училищ — «очищение религиозных понятий евреев», а обучение в них — обязательно и даже принудительно. |
+ | |||
+ | М. Лилиенталь нашел поддержку лишь в некоторых общинах на юге России и у незначительной группы маскилим. | ||
+ | Структура училищ | ||
+ | |||
+ | Казенные еврейские училища, введенные указом 13 ноября 1844 г., делились на училища первого разряда с двухгодичным курсом начального образования (соответствовали приходским училищам) и второго разряда (в объеме уездных училищ) с реальным направлением. | ||
+ | === Преподавательский состав === | ||
+ | |||
+ | Казенные еврейские училища подчинялись Министерству народного просвещения; их смотрителями (вопреки первоначальным рекомендациям) и преподавателями общих предметов назначались христиане. | ||
+ | |||
+ | Только еврейские предметы разрешалось преподавать учителям-евреям, которых должны были готовить два открытых с этой целью раввинских училища (см. [[Раввинские Семинарии|Раввинские семинарии]]). | ||
+ | === Финансовое обеспечение === | ||
+ | |||
+ | Обучение в казенных еврейских училищах было бесплатным, но содержать их должны были сами евреи из сумм свечного сбора (см. [[Коробочный Сбор|Коробочный сбор]]), поступлений с откупа двух еврейских типографий и пошлин с еврейских книг, ввозимых из-за границы. | ||
+ | === Открытие училищ === | ||
+ | |||
+ | Первые казенные еврейские училища были открыты в 1847 г. в Вильне и Житомире, а позднее и в других городах. | ||
+ | |||
+ | Училища второго разряда получили значительно меньшее распространение (13 к началу 1860-х гг.). | ||
+ | |||
+ | Учреждение казенных еврейских училищ, где лишь на время было сохранено преподавание [[Талмуд|Талмуда]], сопровождалось полицейскими гонениями на [[Хедер|хедеры]] и их преподавателей (меламедов). | ||
+ | === Недоверие еврейских масс к казенным училищам === | ||
+ | |||
+ | Проводившиеся параллельно с этим антиеврейские правительственные мероприятия (введение налога на традиционную еврейскую одежду — 1844 г., налога на ермолки — 1848 г., запрещение еврейской одежды — 1850 г.) лишь усиливали недоверие еврейских масс к казенным еврейским училищам (открытие их было встречено постами и публичными молитвами, а просветительская политика получила название «школьные гонения»). | ||
+ | |||
+ | Непопулярность отбывания евреями школьной повинности в казенных еврейских училищах привела к попыткам широких еврейских кругов избежать ее путем подкупа чиновников, найма детей бедняков для учебы и т. п. | ||
+ | |||
+ | Большинство пересылаемых местными властями в Министерство народного просвещения списков учащихся были фиктивными (число отсутствовавших учеников в некоторых казенных еврейских училищах достигало двух третей). | ||
+ | |||
+ | Однако впоследствии окончившие казенные еврейские училища оказались среди первых евреев, освоивших русский язык и культуру. | ||
+ | |||
+ | === Мероприятия по повышению популярности училищ === | ||
+ | |||
+ | При Александре II в 1859 г. были приняты меры для повышения квалификации учителей казенных еврейских училищ и вменено в обязанность еврейским купцам и почетным гражданам отдавать в училища детей (последнее не было проведено в жизнь). | ||
+ | |||
+ | Каждое казенное еврейское училище должно было также иметь «почетного блюстителя» из влиятельных членов общины. | ||
+ | |||
+ | В ноябре 1861 г. еврейские учителя казенных еврейских училищ были освобождены от податей и других повинностей. | ||
+ | |||
+ | Начиная с 1862 г., смотрители-христиане постепенно заменялись евреями. | ||
+ | === Судьба училищ === | ||
+ | |||
+ | Однако незначительные успехи казенных еврейских училищ в деле [[Ассимиляция|ассимиляции]] евреев, а также наплыв еврейских учащихся в русские учебные заведения в эпоху «великих реформ» вызывали в правительственных кругах мысль об их преобразовании или закрытии. С другой стороны, сопротивление ортодоксальных еврейских кругов и крайняя непопулярность казенных еврейских училищ в широких массах породили ряд ходатайств об их упразднении (например, записка 12-ти петербургских купцов 1-й гильдии во главе с бароном [[Гинцбург|Е. Гинцбургом]] от 1858 г.). | ||
+ | |||
+ | В 1861 г. большинство училищ второго разряда было закрыто, во всей России их осталось только пять. | ||
+ | |||
+ | В Царстве Польском развитие казенных еврейских училищ (в 1862 г. их было десять) шло независимо от системы, принятой в 15-ти губерниях [[Черта Оседлости|черты оседлости]]. | ||
+ | |||
+ | С 1852 г. в казенных еврейских училищах из 24 часов в неделю еврейским предметам отводилось 13,5 часов (половина этого времени — на изучение молитвенника, Библии, [[Мишна|Мишны]], основ [[Галаха|Галахи]] и еврейской этики). | ||
+ | |||
+ | Большинство этих предметов преподавалось на немецком языке по учебникам [[Мандельштам, Леон Иосифович|Л. Мандельштама]] (на их издание было потрачено свыше двухсот тысяч рублей из сумм свечного сбора). | ||
+ | |||
+ | В начале 1860-х гг. вместе с сокращением числа еврейских предметов происходила замена в преподавании немецкого языка русским (окончательно — в 1864 г.). Например, в Могилевском и Витебском казенных еврейских училищах еврейские предметы и немецкий язык были отменены, и усилилось преподавание «русской грамоты». | ||
+ | |||
+ | С этой же целью в 1865 г. начальник Северо-Западного края М. Муравьев ввел для евреев бесплатные казенные обязательные «школы грамотности». | ||
+ | |||
+ | К 1866–67 учебному году казенные еврейские училища по сути дела превратились в казенные русские училища для евреев, что и было закреплено реформой 1873 г., когда училища второго разряда были закрыты, а первого — оставлены лишь там, где русских школ было недостаточно. | ||
+ | === Преобразования === | ||
+ | С 1873 г. казенные еврейские училища первого разряда были преобразованы в «еврейские начальные училища», а школы грамотности переименованы в «народные еврейские училища». | ||
{{ElevenCopyRight|11921|КАЗЁННЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ УЧИЛИЩА}} | {{ElevenCopyRight|11921|КАЗЁННЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ УЧИЛИЩА}} |
Версия 11:43, 14 июня 2012
Источник: | ||||||||
|
Казённые еврейские училища, государственные школы для еврейских детей в Российской империи (1847–73; в Царстве Польском — с 1817 г.; в прибалтийских губерниях — до 1917 г.).
Содержание |
Причины учреждения
Первой из задач, поставленных перед Комитетом для определения мер коренного преобразования евреев в России (1840–63), было учреждение еврейских училищ «в духе, противном нынешнему талмудическому учению».
Эта идея являлась частью так называемой просветительской политики правительства Николая I во второй четверти 19 в. по отношению к евреям и главной мерой их принудительного просвещения.
Устройство казенных еврейских училищ в известной мере было инспирировано открытием по инициативе маскилим (следовавших примеру немецких деятелей Хаскалы) еврейских школ с преподаванием Учения и светских знаний в Умани (1822 и 1835), Одессе (1826), Вильне (1830), Кишиневе и Риге (обе — 1838).
Руководство этих школ ходатайствовало об их официальном признании и взимании на их содержание особого налога с еврейских общин.
После утверждения в феврале 1841 г. предложенного министром народного просвещения С. Уваровым «Положения об еврейских училищах» к разработке их устава был привлечен заведующий еврейским училищем в Риге доктор М. Лилиенталь.
Его деятельность встретила нескрываемую враждебность со стороны большинства еврейского населения, угадавшего в намерениях правительства посягательство на еврейские религиозные устои, что, кстати, подтверждается секретной запиской С. Уварова на имя Николая I, согласно которой задача казенных еврейских училищ — «очищение религиозных понятий евреев», а обучение в них — обязательно и даже принудительно.
М. Лилиенталь нашел поддержку лишь в некоторых общинах на юге России и у незначительной группы маскилим. Структура училищ
Казенные еврейские училища, введенные указом 13 ноября 1844 г., делились на училища первого разряда с двухгодичным курсом начального образования (соответствовали приходским училищам) и второго разряда (в объеме уездных училищ) с реальным направлением.
Преподавательский состав
Казенные еврейские училища подчинялись Министерству народного просвещения; их смотрителями (вопреки первоначальным рекомендациям) и преподавателями общих предметов назначались христиане.
Только еврейские предметы разрешалось преподавать учителям-евреям, которых должны были готовить два открытых с этой целью раввинских училища (см. Раввинские семинарии).
Финансовое обеспечение
Обучение в казенных еврейских училищах было бесплатным, но содержать их должны были сами евреи из сумм свечного сбора (см. Коробочный сбор), поступлений с откупа двух еврейских типографий и пошлин с еврейских книг, ввозимых из-за границы.
Открытие училищ
Первые казенные еврейские училища были открыты в 1847 г. в Вильне и Житомире, а позднее и в других городах.
Училища второго разряда получили значительно меньшее распространение (13 к началу 1860-х гг.).
Учреждение казенных еврейских училищ, где лишь на время было сохранено преподавание Талмуда, сопровождалось полицейскими гонениями на хедеры и их преподавателей (меламедов).
Недоверие еврейских масс к казенным училищам
Проводившиеся параллельно с этим антиеврейские правительственные мероприятия (введение налога на традиционную еврейскую одежду — 1844 г., налога на ермолки — 1848 г., запрещение еврейской одежды — 1850 г.) лишь усиливали недоверие еврейских масс к казенным еврейским училищам (открытие их было встречено постами и публичными молитвами, а просветительская политика получила название «школьные гонения»).
Непопулярность отбывания евреями школьной повинности в казенных еврейских училищах привела к попыткам широких еврейских кругов избежать ее путем подкупа чиновников, найма детей бедняков для учебы и т. п.
Большинство пересылаемых местными властями в Министерство народного просвещения списков учащихся были фиктивными (число отсутствовавших учеников в некоторых казенных еврейских училищах достигало двух третей).
Однако впоследствии окончившие казенные еврейские училища оказались среди первых евреев, освоивших русский язык и культуру.
Мероприятия по повышению популярности училищ
При Александре II в 1859 г. были приняты меры для повышения квалификации учителей казенных еврейских училищ и вменено в обязанность еврейским купцам и почетным гражданам отдавать в училища детей (последнее не было проведено в жизнь).
Каждое казенное еврейское училище должно было также иметь «почетного блюстителя» из влиятельных членов общины.
В ноябре 1861 г. еврейские учителя казенных еврейских училищ были освобождены от податей и других повинностей.
Начиная с 1862 г., смотрители-христиане постепенно заменялись евреями.
Судьба училищ
Однако незначительные успехи казенных еврейских училищ в деле ассимиляции евреев, а также наплыв еврейских учащихся в русские учебные заведения в эпоху «великих реформ» вызывали в правительственных кругах мысль об их преобразовании или закрытии. С другой стороны, сопротивление ортодоксальных еврейских кругов и крайняя непопулярность казенных еврейских училищ в широких массах породили ряд ходатайств об их упразднении (например, записка 12-ти петербургских купцов 1-й гильдии во главе с бароном Е. Гинцбургом от 1858 г.).
В 1861 г. большинство училищ второго разряда было закрыто, во всей России их осталось только пять.
В Царстве Польском развитие казенных еврейских училищ (в 1862 г. их было десять) шло независимо от системы, принятой в 15-ти губерниях черты оседлости.
С 1852 г. в казенных еврейских училищах из 24 часов в неделю еврейским предметам отводилось 13,5 часов (половина этого времени — на изучение молитвенника, Библии, Мишны, основ Галахи и еврейской этики).
Большинство этих предметов преподавалось на немецком языке по учебникам Л. Мандельштама (на их издание было потрачено свыше двухсот тысяч рублей из сумм свечного сбора).
В начале 1860-х гг. вместе с сокращением числа еврейских предметов происходила замена в преподавании немецкого языка русским (окончательно — в 1864 г.). Например, в Могилевском и Витебском казенных еврейских училищах еврейские предметы и немецкий язык были отменены, и усилилось преподавание «русской грамоты».
С этой же целью в 1865 г. начальник Северо-Западного края М. Муравьев ввел для евреев бесплатные казенные обязательные «школы грамотности».
К 1866–67 учебному году казенные еврейские училища по сути дела превратились в казенные русские училища для евреев, что и было закреплено реформой 1873 г., когда училища второго разряда были закрыты, а первого — оставлены лишь там, где русских школ было недостаточно.
Преобразования
С 1873 г. казенные еврейские училища первого разряда были преобразованы в «еврейские начальные училища», а школы грамотности переименованы в «народные еврейские училища».
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАЗЁННЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ УЧИЛИЩА в ЭЕЭ