Коковцов, Павел
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Коковцов, Павел Константинович» в «Коковцов, Павел») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Коковцов, Павел Константинович''' (1861, Павловск, под Петербургом, – 1942, Ленинград), русский семитолог, гебраист (см. [[Гебраистика]]). | + | '''Коковцов, Павел Константинович''' (1861, Павловск, под Петербургом, – 1942, Ленинград), русский семитолог, гебраист (см. [[Гебраистика]]). |
+ | === Биографические сведения === | ||
- | В 1912 г. в труде «К вопросу о “Логике Авиасафа”» Коковцов доказал, что популярное в Московской Руси (особенно среди [[Жидовствующие|жидовствующих]] 15 в.) сочинение «Логика Авиасафа» является переводом труда мусульманского философа 11 в. Газали (влияние которого испытали [[Маймонид]], [[Ибн Пакуда Бахья Бен Иосеф|Бахья Ибн Пакуда]] и другие) и что оно переводилось с ивритского перевода 14 в. Среди русских семитологов Коковцов единственный владел всеми семитскими языками и системами письма. До начала 1930-х гг. Коковцов преподавал в университете, в том числе иврит и еврейскую литературу библейского, мишнаитского (см. [[Мишна]]) и средневекового периодов. Под его руководством в университете, а с 1930 г. в Институте востоковедения АН СССР, куда он перешел работать, сложилась советская школа гебраистики (М. Соколов, [[Борисов, Андрей Яковлевич|А. Борисов]], [[Винников, Исаак Натанович|И. Винников]], И. Бендер /1900–41/ и другие). В Петербургской публичной библиотеке Коковцов систематизировал и описал еврейские и арабские рукописи и ведал отделом еврейские книги. С 1910 г. Коковцов курировал каталогизацию «Библиотеки Фридланда» (так называемая Фридландиана, см. [[Санкт-Петербург]]) в Азиатском музее (ныне Институт востоковедения) и редактировал 8-й выпуск каталога (1936), составленный И. Вендором. | + | Сын дворянина, профессора-инженера. В 1884 г. окончил еврейско-арабско-сирийский разряд факультета восточных языков Петербургского университета и был оставлен при нем для подготовки к профессуре. В 1893 г. защитил магистерскую диссертацию «Книга сравнения еврейского языка с арабским» Абу Ибрагима (Исаака) Ибн Баруна, испанского еврея конца XI и начала XII века», которую издал как первый том серии «К истории средневековой еврейской филологии и еврейско-арабской литературы» (СПб., 1893); второй том этой серии — «Новые материалы для характеристики Иегуды Хайюджа, Самуила Нагида и некоторых других представителей еврейской филологической науки в X, XI и XII веке» — вышел в Петрограде в 1916 г. |
+ | |||
+ | В 1894 г. Коковцов сменил на кафедре еврейской, сирийской и халдейской словесности своего учителя [[Хвольсон, Даниил Авраамович|Д. Хвольсона]]. | ||
+ | |||
+ | С 1900 г. профессор, а с 1912 г. член АН (с 1906 г. член-корреспондент). | ||
+ | |||
+ | Труды Коковцова (около ста опубликованных работ) посвящены семитским языкам и памятникам письменности, эпиграфике, археографии, истории евреев, [[Хазария|хазар]] («Еврейско-хазарская переписка в X веке», Л., 1932) и народов эллинистического Востока. | ||
+ | |||
+ | В 1912 г. в труде «К вопросу о “Логике Авиасафа”» Коковцов доказал, что популярное в Московской Руси (особенно среди [[Жидовствующие|жидовствующих]] 15 в.) сочинение «Логика Авиасафа» является переводом труда мусульманского философа 11 в. Газали (влияние которого испытали [[Маймонид]], [[Ибн Пакуда Бахья Бен Иосеф|Бахья Ибн Пакуда]] и другие) и что оно переводилось с ивритского перевода 14 в. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Среди русских семитологов Коковцов единственный владел всеми семитскими языками и системами письма. До начала 1930-х гг. Коковцов преподавал в университете, в том числе иврит и еврейскую литературу библейского, мишнаитского (см. [[Мишна]]) и средневекового периодов. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Под его руководством в университете, а с 1930 г. в Институте востоковедения АН СССР, куда он перешел работать, сложилась советская школа гебраистики (М. Соколов, [[Борисов, Андрей Яковлевич|А. Борисов]], [[Винников, Исаак Натанович|И. Винников]], И. Бендер /1900–41/ и другие). | ||
+ | |||
+ | В Петербургской публичной библиотеке Коковцов систематизировал и описал еврейские и арабские рукописи и ведал отделом еврейские книги. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | С 1910 г. Коковцов курировал каталогизацию «Библиотеки Фридланда» (так называемая Фридландиана, см. [[Санкт-Петербург]]) в Азиатском музее (ныне Институт востоковедения) и редактировал 8-й выпуск каталога (1936), составленный И. Вендором. | ||
Как эксперт-гебраист на процессе [[Бейлис, Менахем Мендель|М. Бейлиса]] Коковцов доказал несостоятельность обвинений евреев в ритуальном убийстве. | Как эксперт-гебраист на процессе [[Бейлис, Менахем Мендель|М. Бейлиса]] Коковцов доказал несостоятельность обвинений евреев в ритуальном убийстве. |
Версия 11:01, 6 июня 2012
Источник: | ||||||||
|
Коковцов, Павел Константинович (1861, Павловск, под Петербургом, – 1942, Ленинград), русский семитолог, гебраист (см. Гебраистика).
Биографические сведения
Сын дворянина, профессора-инженера. В 1884 г. окончил еврейско-арабско-сирийский разряд факультета восточных языков Петербургского университета и был оставлен при нем для подготовки к профессуре. В 1893 г. защитил магистерскую диссертацию «Книга сравнения еврейского языка с арабским» Абу Ибрагима (Исаака) Ибн Баруна, испанского еврея конца XI и начала XII века», которую издал как первый том серии «К истории средневековой еврейской филологии и еврейско-арабской литературы» (СПб., 1893); второй том этой серии — «Новые материалы для характеристики Иегуды Хайюджа, Самуила Нагида и некоторых других представителей еврейской филологической науки в X, XI и XII веке» — вышел в Петрограде в 1916 г.
В 1894 г. Коковцов сменил на кафедре еврейской, сирийской и халдейской словесности своего учителя Д. Хвольсона.
С 1900 г. профессор, а с 1912 г. член АН (с 1906 г. член-корреспондент).
Труды Коковцова (около ста опубликованных работ) посвящены семитским языкам и памятникам письменности, эпиграфике, археографии, истории евреев, хазар («Еврейско-хазарская переписка в X веке», Л., 1932) и народов эллинистического Востока.
В 1912 г. в труде «К вопросу о “Логике Авиасафа”» Коковцов доказал, что популярное в Московской Руси (особенно среди жидовствующих 15 в.) сочинение «Логика Авиасафа» является переводом труда мусульманского философа 11 в. Газали (влияние которого испытали Маймонид, Бахья Ибн Пакуда и другие) и что оно переводилось с ивритского перевода 14 в.
Среди русских семитологов Коковцов единственный владел всеми семитскими языками и системами письма. До начала 1930-х гг. Коковцов преподавал в университете, в том числе иврит и еврейскую литературу библейского, мишнаитского (см. Мишна) и средневекового периодов.
Под его руководством в университете, а с 1930 г. в Институте востоковедения АН СССР, куда он перешел работать, сложилась советская школа гебраистики (М. Соколов, А. Борисов, И. Винников, И. Бендер /1900–41/ и другие).
В Петербургской публичной библиотеке Коковцов систематизировал и описал еврейские и арабские рукописи и ведал отделом еврейские книги.
С 1910 г. Коковцов курировал каталогизацию «Библиотеки Фридланда» (так называемая Фридландиана, см. Санкт-Петербург) в Азиатском музее (ныне Институт востоковедения) и редактировал 8-й выпуск каталога (1936), составленный И. Вендором.
Как эксперт-гебраист на процессе М. Бейлиса Коковцов доказал несостоятельность обвинений евреев в ритуальном убийстве.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КОКОВЦОВ Павел Константинович в ЭЕЭ