Йост, Изак Маркус

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Еврейские историографы» с помощью HotCat)
Строка 61: Строка 61:
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Учёные по алфавиту]]
[[Категория:Учёные по алфавиту]]
 +
[[Категория:Еврейские историографы]]

Версия 05:52, 22 мая 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Йост, Изак Маркус (Ицхак Мордехай; Jost, Isaak Marcus [Markus]; 1793, Бернбург, Германия, – 1860, Франкфурт-на-Майне), историк и педагог.

Содержание

Биографические сведения

Получил традиционное еврейское образование. В 1811 г. поступил в гимназию в Брауншвейге, а в 1813–16 гг. изучал историю и классическую филологию в Геттингенском и Берлинском университетах.

С 1816 г. был директором частной средней школы в Берлине, в которой учились как евреи, так и неевреи; с 1835 г. преподавал в еврейской школе «Филантропин» во Франкфурте-на-Майне.

Основоположник еврейской историографии

Йост является основоположником новой еврейской историографии. Главные труды Йоста: «История евреев от времен Маккавеев до наших дней» (в 9-ти томах, 1820–29); «Всеобщая история еврейского народа» (в 2-х томах, 1832); «Новейшая история евреев в период с 1815 г. по 1845 г.» (в 2-х томах, 1846–47); «История культуры в период новейшей истории евреев» (1847) и «История иудаизма и его сект» (в 3-х томах, 1857–59).

Взгляды Йоста

Для исторических произведений Йоста характерны рационалистическая тенденция, которая питается идеями европейских просветителей 18 в., и стремление опереться на анализ документальных и других источников. Отстаивая идеал эмансипации евреев, Йост в то же время недооценивает роль религии в формировании духовного облика еврейского народа, игнорирует культурный аспект истории и значение в ней народных движений.

Рассматривая еврейские общины как неотъемлемую часть государств, на территории которых они находятся, Йост стремился привить евреям Германии немецкий патриотизм.

Согласно Йосту, связь между еврейскими общинами разных стран носит исключительно религиозный характер, а связь с Эрец-Исраэль выражается лишь в общности исторических воспоминаний.

Оценка научного значение его трудов

Публикация критических изданий исторических источников, исторические исследования и библиографические работы Л. Цунца, А. Гейгера, М. Штейншнейдера и других, подвергшие переоценке источники, которыми пользовался Йост, снизила научное значение его трудов. Представители Виссеншафт дес юдентумс (в частности, Г. Грец и А. Гейгер) подвергли его резкой критике.

Общественная позиция

Йост принимал деятельное участие в общественной жизни и публицистической деятельности немецкого еврейства и активно защищал его интересы.

Он был членом основанного Л. Цунцем и другими Общества культуры и науки евреев; издал Мишну с огласованным текстом, немецким переводом (ивритскими буквами) и комментариями на иврите (в 6-ти томах, 1832–36.

Был соредактором немецкого еженедельника «Исраэлитише аннален» (1839–41) и журнала на иврите «Цион» (1841–42); совместно с Л. Филиппсоном (1811–89), А. Еллинеком и другими основал Институт для поощрения еврейской литературы (1854); основал «Ярбух фюр гешихте дер юден унд дес юдентумс» (тт. 1–4, 1860–69).

Йост был умеренным реформистом (см. Реформизм в иудаизме) и противился исключению иврита из литургии и школьного обучения.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЙОСТ Изак Маркус в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация