Рыжая корова (ритуал)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (дополнение) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье | + | {{О_статье\ЭЕЭ |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР=2 | |СУПЕРВАЙЗЕР=2 | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
}} | }} | ||
[[Файл:Красная_корова_(Raphael).jpg|200px|right|thumb|Raphael, "Красная корова"]] | [[Файл:Красная_корова_(Raphael).jpg|200px|right|thumb|Raphael, "Красная корова"]] | ||
- | '''Рыжая корова''' (или красная корова, פָּרָה אֲדֻמָּה, пара адума) - | + | '''Рыжая корова''' (или красная корова, פָּרָה אֲדֻמָּה, пара адума) - животное, пепел которого, смешанный с водой, служил для очищения от [[Чистота_и_нечистота_ритуальные#.D0.A2.D1.80.D1.83.D0.BF.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.BD.D0.B5.D1.87.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.82.D0.B0|трупной нечистоты]] (טֻמְאָה, тум'а). |
== В Торе == | == В Торе == |
Версия 18:11, 18 июля 2012
Источник: | |||||||||||||
|
Рыжая корова (или красная корова, פָּרָה אֲדֻמָּה, пара адума) - животное, пепел которого, смешанный с водой, служил для очищения от трупной нечистоты (טֻמְאָה, тум'а).
Содержание |
В Торе
В книге Бемидбар подготовка к ритуалу и его проведение описывается так:
«(1) И Господь сказал Моше и Аарону, говоря: (2) Вот устав закона, который заповедал Господь, сказав: говори сынам Исраэйля, пусть приведут тебе корову рыжую без порока, у которой нет изъяна, на которой не было ярма. (3) И отдайте ее Элазару, священнику, и выведет он ее за стан, и зарежут ее при нем. (4) И пусть возьмет Элазар, священник, крови ее перстом своим и окропит вход шатра соборного кровью ее семь раз. (5) И сожгут корову пред его глазами: кожу ее и мясо ее, и кровь ее с нечистотами ее да сожгут. (6) И пусть возьмет священник кедрового дерева и эйзова, и червленую нить и бросит на место сожжения коровы. (7) И вымоет священник одежды свои, и омоет тело свое водою, и потом войдет в стан; и нечист будет священник до вечера. (8) И сожигавший ее пусть вымоет в воде одежды свои и омоет тело свое водою; и нечист будет до вечера. (9) И человек чистый пусть соберет пепел от коровы и положит вне стана на чистое место, дабы было это у общины сынов Исраэйля в хранении для воды очистительной: это очищение от греха. (10) И собиравший пепел от коровы пусть вымоет одежды свои, и нечист будет до вечера.
И да будет это для сынов Исраэйля и для пришельца, проживающего среди них, уставом вечным. (11) Кто прикоснется к трупу какого-нибудь человека, нечист будет семь дней. (12) Он должен очиститься им (пеплом) в третий день и в день седьмой, и будет чист; если же он не очистится в третий день и в день седьмой, то не будет чист. (13) Всякий, прикоснувшийся к мертвецу, к какому-нибудь человеку умершему, и не очистившийся, – скинию Господню оскверняет он; и истребится душа эта из среды Исраэйля, ибо он не окроплен очистительною водою, он нечист, еще нечистота его на нем. (14) Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто войдет в шатер, и все, что в шатре, будет нечистым семь дней. (15) И всякий открытый сосуд, который не закрыт плотно крышкою, нечист. (16) И всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней. (17) И для нечистого пусть возьмут пепла (коровы), сожженной для очищения, и нальют на него живой воды в сосуд. (18) И пусть возьмет чистый человек эйзов, и обмакнет в эту воду, и окропит шатер и все сосуды, и всех людей, которые были там, и прикоснувшегося к кости или к убитому, или к умершему, или ко гробу. (19) И окропит чистый нечистого на третий день и в день седьмой, и очистит его в седьмой день. И вымоет он одежды свои, и омоется водою, и станет чист к вечеру. (20) Если же кто будет нечист и не очистится, то истребится душа эта из среды общества, ибо он осквернил святилище Господне: очистительною водою он не окроплен, он нечист. (21) И да будет это для них уставом вечным; и покропивший очистительною водою пусть вымоет одежды свои; и прикоснувшийся к очистительной воде нечист будет до вечера. (22) И все, к чему прикоснется нечистый, будет нечисто; и прикоснувшийся (к нему) нечист будет до вечера.» (Чис.19)
В галахе
Подготовка и проведение ритуала "рыжей коровы" описано в Мишне, в трактате Пара.
Исторический обзор
К настоящему времени сожжено девять рыжих коров.
Первую сжег Элазар бен Аарон под руководством Моше второго нисана 2449 года. (Поскольку Элазар не понимал смысла совершаемого, Моше давал правильное направление его мыслям.) Немного пепла первой рыжей коровы было смешано с пеплом коров, сожженных позднее (ибо только под наблюдением Моше пепел был приготовлен должным образом). На этой доле пепла, отделенной для очищения, лежало благословение, которое длилось вплоть до времен Эзры.
Под наблюдением Эзры была сожжена вторая корова; третья и четвертая — под руководством Шимона Праведного, а еще две — во времена первосвященника Йоханана. С этого момента и до разрушения Второго Храма были сожжены еще три рыжие коровы[1].
Рыжая корова в искусстве
В Иерусалиме, недалеко от горы Герцеля есть огромный памятник "Красная корова".
"Кто бывал в современном Иерусалиме и не стоял под этим, блуждающим по воле вечно роющих строителей, чудовищем, тот не впечатлён на всё оставшуюся жизнь. "Красная корова"* не похожа ни на одно из известных разумному человечеству наземных животных. Застывший фонтан, частично облезлой, с белыми пятнами грунтовой краски, крови (?), склёпанный из разновеликих дуг гнутого профиля украшает собой одну из высочайших точек города." [2]
Кроме того, в Иерусалиме есть ресторан с таким же названием.
В Цфате в 2003 году начала свою деятельность группа клезмерской музыки "Красная корова" [3]