Изгнания евреев
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «История еврейского народа» с помощью HotCat) |
||
Строка 76: | Строка 76: | ||
[[Категория:История евреев в средневековье]] | [[Категория:История евреев в средневековье]] | ||
+ | [[Категория:История еврейского народа]] |
Версия 20:32, 13 мая 2012
Источник: | ||||||||
|
Изгнания. Следует различать изгнания евреев из той или иной страны рассеяния и со своей родины — из страны Израиля (о последних см. Пленение ассирийское, Пленение вавилонское, Галут).
Содержание |
В языческом мире
В языческом мире изгнания евреев носили эпизодический характер. Сохранились отрывочные сведения об изгнании евреев в числе прочих «халдеев» из Рима в 139 г. до н. э.; в 19 г. до н. э. император Тиберий приказал изгнать из Италии всех евреев, которые не хотели отказаться от своей веры; неясно, всех или определенную группу евреев изгнал из Рима в 50 г. н. э. император Клавдий.
Идеологический характер изгнания
Ислам
Под властью сменивших язычество монотеистических религий изгнания евреев приобретают идеологический характер. С точки зрения мусульманской теологии, хотя евреи не исповедуют «истинную» веру, то есть ислам, они все же являются монотеистами, а потому за ними было признано право на жизнь и имущество, но они были значительно ограничены в других признаваемых за мусульманским населением правах (см. Дискриминация, Зимми, Омаровы законы). По этой причине для мусульманского мира более характерны попытки обращения евреев в ислам, нежели изгнания, хотя и таковые имели место на Аравийском полуострове, в Алжире (город Тлемсен) и другие случаи.
Христианство
В отличие от ислама, для христианства существование евреев в христианской среде представляло собой теологическую проблему: с одной стороны, грех евреев, распявших Христа (см. Иисус), мог быть искуплен либо смертью, либо принятием христианства; с другой — необходимо было сохранить униженное положение еврейского народа как историческое доказательство правоты христианской доктрины (Августин).
Одним из первых в христианских странах было изгнание евреев в 414 г. из Александрии, подвластной Византии.
Наряду с идеологическими факторами значительное влияние на отношение к евреям оказывали экономические соображения. Развитие городов, торгового и банковского дела в позднее средневековье привело к тому, что изгнания, позволявшие избавиться от конкуренции со стороны евреев, стали альтернативой насильственному крещению в периоды антиеврейских гонений.
Первые изгнания в христианской Европе
для первых изгнаний в христианской Европе (Майнц, Германия, 1012 г.; Франция, 1182 г. и другие) были случаи перехода христиан в иудаизм. С конца 12 в. отношение местного населения к евреям все в большей мере определяется экономикой. Усиливается травля евреев, выдвигаются обвинения в ритуальных убийствах христианских детей (см. Кровавый навет), власти прибегают к новым ограничительным мерам против евреев. От них требуют перейти от торговли и ростовщичества (см. Ссуда денежная) к занятиям ремеслами и земледелием; при этом власти не создают условий, позволяющих осуществить такой переход, а окружающее население не проявляет никакой готовности к нему. Следствием этого положения явились изгнания.
Изгонание из Англии
В 1290 г. евреев изгоняют из Англии, которая оставалась закрытой для них вплоть до 50-х гг. 17 в. В 1306 г. евреи изгоняются из Франции; через некоторое время они получили разрешение вернуться, однако в 1394 г. их изгоняют вновь. Во время эпидемии чумы (середина 14 в.; см. «Чёрная смерть») множество еврейских общин Германии было уничтожено, и евреев изгнали из большинства городов и сел страны; с течением времени экономические интересы правителей, а иногда и городского населения, привели к тому, что евреям было разрешено вернуться в большинство городов, однако в ряде мест еврейские общины никогда уже не были восстановлены.
Изгонание из Испании
В Испании в период Реконкисты христиане нуждались в евреях, игравших важную роль в экономической и культурной жизни страны, а также занимавших ключевые посты в местной администрации. По этой причине изгнания евреев из Испании начались несколько позднее.
В 1391 г. в стране произошли погромы, завершившие преследования евреев, поощрявшиеся королем и церковью. На протяжении 15 в. церковь пыталась принудить евреев к массовому крещению, и многие евреи Испании перешли в христианство.
концу века церковь пришла к убеждению, что присутствие евреев в стране оказывает вредное влияние на новообращенных, и в 1492 г. евреи были изгнаны из страны.
Некоторые изгнанники нашли пристанище в Португалии, однако под влиянием испанского двора вскоре были подвергнуты насильственному крещению.
Изгнание из Испании навсегда сохранилось в памяти народа как одна из ужаснейших катастроф, постигших еврейский народ со времени разрушения Храма. Лишившиеся покровительства властей, изгнанники становились легкой добычей для грабителей и убийц. Даже предпринимавшиеся властями (например, в Англии и Испании) меры для их охраны не предотвращали частых грабежей и убийств изгнанников. Скитания, голод, бездомность резко увеличивали заболеваемость, смертность. Среди изгнанников, особенно малоимущих, наблюдается спад рождаемости.
Прекращение систематических массовых изгнаний
В 17 в. систематические изгнания прекратились, однако ряд государств и областей был закрыт для евреев. В 1614 г., после погрома и грабежа, евреи Франкфурта были изгнаны из города, но полтора года спустя торжественно возвращены по приказу императора.
В 1744 г. произошло изгнание из Праги под предлогом, что евреи проявляли лояльность к властям во время французской оккупации города; лишь под влиянием общественного мнения в других европейских странах евреям было разрешено вернуться.
России евреям запрещалось жить вне черты оседлости; нарушение этого запрета приводило к частичным или поголовным изгнаниям из запретных районов (например, из Москвы в 1891 г.). Во время Первой мировой войны евреи были изгнаны из прифронтовой полосы России как ненадежный элемент.
Катастрофа европейского еврейства
Систематические изгнания евреев возобновились во время нацистской оккупации Европы (см. Катастрофа). В Советском Союзе И. Сталин незадолго до смерти планировал изгнание евреев из европейской части России по примеру совершенных им в годы Второй мировой войны насильственных переселений ряда народов СССР.
Изгнания отразились на всех аспектах жизни еврейского народа. Постоянно поддерживая в евреях стран рассеяния чувство чужеродности в окружающей среде, изгнания приводили к перемещению центров еврейской жизни, вызывали мессианские движения, возобновляли связь евреев с Эрец-Исраэль. В глазах христианского мира изгнания способствовали созданию облика бездомного еврея, обреченного на беспрестанные скитания; этот образ воплотился в легенде о Вечном Жиде.
Подробнее об изгнании из отдельных городов и стран см. соответствующие статьи. См. также Антисемитизм.