Иткинд, Исаак
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 56: | Строка 56: | ||
В 1944 г. переехал в Алма-Ату, где прожил до конца жизни. | В 1944 г. переехал в Алма-Ату, где прожил до конца жизни. | ||
+ | === Особенности творчества === | ||
Иткинд создавал скульптуры преимущественно из дерева, отдавая предпочтение крупным формам. Пользуясь широким спектром художественных средств, он иногда выявлял фактуру материала, в других случаях отказывался от этого. Ранняя работа «Еврейская мелодия» (1915–18, Государственный Русский музей) отличается лаконизмом. Барочная пышность в других его работах контрастировала с ясностью и чистотой отполированной поверхности (портрет поэтессы Берты фон Зутнер, 1962, Государственный музей искусств Казахстана, Алма-Ата). В поздних скульптурах «Лицо фашизма» (1960) и «Долой войну» (1963, обе — Государственный музей искусств Казахстана) стиль — экспрессивный. Иткинд не задавался вопросом о направлениях в искусстве, пластическое решение в каждом случае зависело исключительно от замысла и собственного видения художника. Органичность его произведений сравнима с работой старых еврейских мастеров, резчиков по дереву, создававших внутреннее убранство синагог. Отражением размышлений Иткинда о смерти стали скульптуры «Иткинд в раю» («Радость», 1966, Государственный музей искусств Казахстана) и «Иткинд в аду» (1968, местонахождение неизвестно). Иткинд часто шутил, что как художник он предпочел бы рай, потому что там «много обнаженной натуры и райского дерева». | Иткинд создавал скульптуры преимущественно из дерева, отдавая предпочтение крупным формам. Пользуясь широким спектром художественных средств, он иногда выявлял фактуру материала, в других случаях отказывался от этого. Ранняя работа «Еврейская мелодия» (1915–18, Государственный Русский музей) отличается лаконизмом. Барочная пышность в других его работах контрастировала с ясностью и чистотой отполированной поверхности (портрет поэтессы Берты фон Зутнер, 1962, Государственный музей искусств Казахстана, Алма-Ата). В поздних скульптурах «Лицо фашизма» (1960) и «Долой войну» (1963, обе — Государственный музей искусств Казахстана) стиль — экспрессивный. Иткинд не задавался вопросом о направлениях в искусстве, пластическое решение в каждом случае зависело исключительно от замысла и собственного видения художника. Органичность его произведений сравнима с работой старых еврейских мастеров, резчиков по дереву, создававших внутреннее убранство синагог. Отражением размышлений Иткинда о смерти стали скульптуры «Иткинд в раю» («Радость», 1966, Государственный музей искусств Казахстана) и «Иткинд в аду» (1968, местонахождение неизвестно). Иткинд часто шутил, что как художник он предпочел бы рай, потому что там «много обнаженной натуры и райского дерева». |
Версия 19:59, 9 мая 2012
Источник: | ||||||||
|
Иткинд, Исаак Яковлевич (1871, деревня Дикарки близ местечка Сморгонь, Виленская губерния, – 1969, Алма-Ата), советский скульптор.
Содержание |
Биографические сведения
Родился в семье меламеда, внук раввина из Коцка. Учился в иешиве. Постепенно отошел от религии, отказался от женитьбы на богатой невесте и в возрасте 26 лет уехал в Вильну (см. Вильнюс).
Начало творческого пути
Под влиянием книги о скульпторе М. Антокольском начал заниматься резьбой по дереву и лепкой из глины. Его первым наставником был польский живописец, профессор Краковской академии Ф. Рушиц. В 1910 г. состоялась первая выставка работ Иткинда (около 30 произведений).
Продолжение учебы
Получив субсидию на продолжение учебы, Иткинд в 1912 г. приехал в Москву, где был представлен скульптору С. Волнухину, который взял его учеником в свою мастерскую и познакомил с М. Горьким, скульпторами П. Трубецким, С. Коненковым, А. Голубкиной и многими другими известными представителями художественных кругов. К этому периоду относится также знакомство Иткинда с М. Шагалом.
Творческий путь
В 1917 г. Иткинд стал членом Союза русских художников, его скульптуры постоянно экспонировались на выставках Союза, а также Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства».
Участвовал в осуществлении так называемого ленинского плана монументальной пропаганды (см. Искусства пластические.
Вклад евреев в русское искусство 20 в. и в советские Искусства пластические), создал эскиз памятника Ф. Лассалю, однако работа не была завершена.
В 1918 г. в Москве в театре «Хабима» состоялась персональная выставка произведений Иткинда.
В 1924 г. по настоянию врачей переехал в Ялту, затем в Симферополь, где преподавал в художественном училище.
С начала 1930-х гг. жил в Ленинграде. Работая слесарем, продолжал трудиться над своими скульптурами. На выставке «15 лет советской скульптуры» Иткинд представил работу «Жертва фашистского погрома» («Голова композитора Маца, убитого “коричневыми”», 1927, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Тогда же началась литературная деятельность Иткинда — несколько его рассказов из еврейского дореволюционного быта по рекомендации А. Толстого были опубликованы в журнале «Звезда».
В 1935 г. по заказу Музея истории религии и атеизма АН СССР выполнил ряд работ для диорам.
В 1937 г. Иткинд был арестован и через девять месяцев выслан в поселок Зеренду Кокчетавской области Казахстана.
В 1944 г. переехал в Алма-Ату, где прожил до конца жизни.
Особенности творчества
Иткинд создавал скульптуры преимущественно из дерева, отдавая предпочтение крупным формам. Пользуясь широким спектром художественных средств, он иногда выявлял фактуру материала, в других случаях отказывался от этого. Ранняя работа «Еврейская мелодия» (1915–18, Государственный Русский музей) отличается лаконизмом. Барочная пышность в других его работах контрастировала с ясностью и чистотой отполированной поверхности (портрет поэтессы Берты фон Зутнер, 1962, Государственный музей искусств Казахстана, Алма-Ата). В поздних скульптурах «Лицо фашизма» (1960) и «Долой войну» (1963, обе — Государственный музей искусств Казахстана) стиль — экспрессивный. Иткинд не задавался вопросом о направлениях в искусстве, пластическое решение в каждом случае зависело исключительно от замысла и собственного видения художника. Органичность его произведений сравнима с работой старых еврейских мастеров, резчиков по дереву, создававших внутреннее убранство синагог. Отражением размышлений Иткинда о смерти стали скульптуры «Иткинд в раю» («Радость», 1966, Государственный музей искусств Казахстана) и «Иткинд в аду» (1968, местонахождение неизвестно). Иткинд часто шутил, что как художник он предпочел бы рай, потому что там «много обнаженной натуры и райского дерева».
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИТКИНД Исаак Яковлевич в ЭЕЭ