Йосеф бен Гершон из Росхейма

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Иосеф Бен Гершон Из Росхейма» в «Иосеф Бен Гершон из Росhейма»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Иосеф Бен Гершон Из Росхейма''' (יוסף בן גרשון מרוסהיים‎; Josel von Rosheim; Yoselmann, Иосельман; около 1478 г., Миттельбергхейм, Эльзас, – 1554, Росхейм), посредник (штадлан) между еврейской общиной и властями в германских землях. Осиротев в возрасте шести лет, Иосеф бен Гершон был взят на воспитание семьей матери. Родство с императорским врачом Яаковом бен Иехиэлем открыло Иосефу бен Гершону доступ ко двору. После успешного заступничества перед властями за изгнанных из Оберенхейма (ныне Оберне) евреев в 1507 г., в результате чего император Максимилиан I отменил декрет об их изгнании, Иосеф бен Гершон становится «вождем и главой» (парнас у-манхиг) евреев Нижнего [[Эльзас|Эльзаса]] (1510), а несколько позже — «предводителем всех евреев» Германии. Поскольку последний титул был дан Иосефу бен Гершону не императором, а, видимо, немецким еврейством, здесь имел место единственный в своем роде случай, когда евреи Германии, добровольно отказавшись от общинной и региональной автономии, образовали своеобразные всегерманские еврейские конфедерации. На коронации императора Карла V в 1520 г. Иосеф бен Гершон получил от него «общую охранную грамоту» для евреев Германии. Во время крестьянского восстания в 1525 г. Иосеф бен Гершон спас эльзасских евреев, уплатив крестьянским бандам 80 гульденов. В 1529 г. Иосеф бен Гершон убедил императора и короля Фердинанда I в ложности [[Кровавый Навет|кровавого навета]] против евреев в городе Безинг (ныне Пезинок, Венгрия), в 1530 г. сумел доказать и ложность обвинения евреев в шпионаже в пользу Турции, после чего Карл V подтвердил «охранную грамоту». В 1530 г. по императорскому приказу Иосеф бен Гершон вступил в диспут (см. [[Диспуты]]) с отступником Антонием Маргаритой, издавшим клеветническую антиеврейскую книгу «Все о еврейской вере» (1530). Когда Иосефу бен Гершону удалось доказать ложность возводимых Антонием Маргаритой обвинений, последний был изгнан императором из Аугсбурга. В том же году Иосеф бен Гершон созвал общинных делегатов в Аугсбург, чтобы выработать кодекс, регулирующий кредитно-финансовые операции евреев Германии. В 1535 г. Иосеф бен Гершон выступил в защиту евреев Егерндорфа (Силезия), когда им угрожал кровавый навет, а год спустя добился отмены указа об изгнании евреев из Саксонии. На протестантской конвенции 1539 г. во Франкфурте-на-Майне Иосеф бен Гершон доказал невиновность евреев Бранденбурга, казненных по обвинению в [[Гостии Осквернение|гостии осквернении]]. В 1544 г. Иосеф бен Гершон обратился к императору с жалобой по поводу кровавого навета на евреев Вюрцбурга, получил новую «охранную грамоту» для евреев Германии, которая считается историками наиболее либеральной из когда-либо пожалованных евреям. В 1543 г. он обратился к страсбурскому магистрату с протестом против антиеврейских выступлений [[Лютер, Мартин|М. Лютера]] и добился запрета на распространение ряда клеветнических юдофобских писаний в городе. Во время войны императора против коалиции протестантских князей (1546) Иосеф бен Гершон ходатайствовал за евреев перед обеими сторонами.
+
'''Иосеф Бен Гершон Из Росхейма''' (יוסף בן גרשון מרוסהיים‎; Josel von Rosheim; Yoselmann, Иосельман; около 1478 г., Миттельбергхейм, Эльзас, – 1554, Росхейм), посредник (штадлан) между еврейской общиной и властями в германских землях.  
 +
=== Гершон - «предводитель всех евреев» Германии ===
 +
 
 +
Осиротев в возрасте шести лет, Иосеф бен Гершон был взят на воспитание семьей матери. Родство с императорским врачом Яаковом бен Иехиэлем открыло Иосефу бен Гершону доступ ко двору. После успешного заступничества перед властями за изгнанных из Оберенхейма (ныне Оберне) евреев в 1507 г., в результате чего император Максимилиан I отменил декрет об их изгнании, Иосеф бен Гершон становится «вождем и главой» (парнас у-манхиг) евреев Нижнего [[Эльзас|Эльзаса]] (1510), а несколько позже — «предводителем всех евреев» Германии.  
 +
 
 +
Поскольку последний титул был дан Иосефу бен Гершону не императором, а, видимо, немецким еврейством, здесь имел место единственный в своем роде случай, когда евреи Германии, добровольно отказавшись от общинной и региональной автономии, образовали своеобразные всегерманские еврейские конфедерации.  
 +
 
 +
На коронации императора Карла V в 1520 г. Иосеф бен Гершон получил от него «общую охранную грамоту» для евреев Германии.  
 +
 
 +
Во время крестьянского восстания в 1525 г. Иосеф бен Гершон спас эльзасских евреев, уплатив крестьянским бандам 80 гульденов.  
 +
 
 +
В 1529 г. Иосеф бен Гершон убедил императора и короля Фердинанда I в ложности [[Кровавый Навет|кровавого навета]] против евреев в городе Безинг (ныне Пезинок, Венгрия).
 +
 
 +
В 1530 г. сумел доказать и ложность обвинения евреев в шпионаже в пользу Турции, после чего Карл V подтвердил «охранную грамоту». В 1530 г. по императорскому приказу Иосеф бен Гершон вступил в диспут (см. [[Диспуты]]) с отступником Антонием Маргаритой, издавшим клеветническую антиеврейскую книгу «Все о еврейской вере» (1530). Когда Иосефу бен Гершону удалось доказать ложность возводимых Антонием Маргаритой обвинений, последний был изгнан императором из Аугсбурга. В том же году Иосеф бен Гершон созвал общинных делегатов в Аугсбург, чтобы выработать кодекс, регулирующий кредитно-финансовые операции евреев Германии. В 1535 г. Иосеф бен Гершон выступил в защиту евреев Егерндорфа (Силезия), когда им угрожал кровавый навет, а год спустя добился отмены указа об изгнании евреев из Саксонии. На протестантской конвенции 1539 г. во Франкфурте-на-Майне Иосеф бен Гершон доказал невиновность евреев Бранденбурга, казненных по обвинению в [[Гостии Осквернение|гостии осквернении]]. В 1544 г. Иосеф бен Гершон обратился к императору с жалобой по поводу кровавого навета на евреев Вюрцбурга, получил новую «охранную грамоту» для евреев Германии, которая считается историками наиболее либеральной из когда-либо пожалованных евреям. В 1543 г. он обратился к страсбурскому магистрату с протестом против антиеврейских выступлений [[Лютер, Мартин|М. Лютера]] и добился запрета на распространение ряда клеветнических юдофобских писаний в городе. Во время войны императора против коалиции протестантских князей (1546) Иосеф бен Гершон ходатайствовал за евреев перед обеими сторонами.
Наиболее значительными произведениями Иосефа бен Гершона являются «Иггерет нехама» («Утешительное послание», 1537; сохранилось в отрывках), которое он рекомендовал читать по субботам в синагогах с тем, чтобы евреи научились отражать юдофобские нападки, «Дерех hа-кодеш» («Путь святости», 1531), содержащее наставления о благочестивой жизни и готовности принять мученическую смерть, а также «Сефер hа-микна» («Книга приобретений», 1546) — сборник мемуаров, этических поучений и проповедей.
Наиболее значительными произведениями Иосефа бен Гершона являются «Иггерет нехама» («Утешительное послание», 1537; сохранилось в отрывках), которое он рекомендовал читать по субботам в синагогах с тем, чтобы евреи научились отражать юдофобские нападки, «Дерех hа-кодеш» («Путь святости», 1531), содержащее наставления о благочестивой жизни и готовности принять мученическую смерть, а также «Сефер hа-микна» («Книга приобретений», 1546) — сборник мемуаров, этических поучений и проповедей.

Версия 20:06, 4 мая 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Иосеф Бен Гершон Из Росхейма (יוסף בן גרשון מרוסהיים‎; Josel von Rosheim; Yoselmann, Иосельман; около 1478 г., Миттельбергхейм, Эльзас, – 1554, Росхейм), посредник (штадлан) между еврейской общиной и властями в германских землях.

Гершон - «предводитель всех евреев» Германии

Осиротев в возрасте шести лет, Иосеф бен Гершон был взят на воспитание семьей матери. Родство с императорским врачом Яаковом бен Иехиэлем открыло Иосефу бен Гершону доступ ко двору. После успешного заступничества перед властями за изгнанных из Оберенхейма (ныне Оберне) евреев в 1507 г., в результате чего император Максимилиан I отменил декрет об их изгнании, Иосеф бен Гершон становится «вождем и главой» (парнас у-манхиг) евреев Нижнего Эльзаса (1510), а несколько позже — «предводителем всех евреев» Германии.

Поскольку последний титул был дан Иосефу бен Гершону не императором, а, видимо, немецким еврейством, здесь имел место единственный в своем роде случай, когда евреи Германии, добровольно отказавшись от общинной и региональной автономии, образовали своеобразные всегерманские еврейские конфедерации.

На коронации императора Карла V в 1520 г. Иосеф бен Гершон получил от него «общую охранную грамоту» для евреев Германии.

Во время крестьянского восстания в 1525 г. Иосеф бен Гершон спас эльзасских евреев, уплатив крестьянским бандам 80 гульденов.

В 1529 г. Иосеф бен Гершон убедил императора и короля Фердинанда I в ложности кровавого навета против евреев в городе Безинг (ныне Пезинок, Венгрия).

В 1530 г. сумел доказать и ложность обвинения евреев в шпионаже в пользу Турции, после чего Карл V подтвердил «охранную грамоту». В 1530 г. по императорскому приказу Иосеф бен Гершон вступил в диспут (см. Диспуты) с отступником Антонием Маргаритой, издавшим клеветническую антиеврейскую книгу «Все о еврейской вере» (1530). Когда Иосефу бен Гершону удалось доказать ложность возводимых Антонием Маргаритой обвинений, последний был изгнан императором из Аугсбурга. В том же году Иосеф бен Гершон созвал общинных делегатов в Аугсбург, чтобы выработать кодекс, регулирующий кредитно-финансовые операции евреев Германии. В 1535 г. Иосеф бен Гершон выступил в защиту евреев Егерндорфа (Силезия), когда им угрожал кровавый навет, а год спустя добился отмены указа об изгнании евреев из Саксонии. На протестантской конвенции 1539 г. во Франкфурте-на-Майне Иосеф бен Гершон доказал невиновность евреев Бранденбурга, казненных по обвинению в гостии осквернении. В 1544 г. Иосеф бен Гершон обратился к императору с жалобой по поводу кровавого навета на евреев Вюрцбурга, получил новую «охранную грамоту» для евреев Германии, которая считается историками наиболее либеральной из когда-либо пожалованных евреям. В 1543 г. он обратился к страсбурскому магистрату с протестом против антиеврейских выступлений М. Лютера и добился запрета на распространение ряда клеветнических юдофобских писаний в городе. Во время войны императора против коалиции протестантских князей (1546) Иосеф бен Гершон ходатайствовал за евреев перед обеими сторонами.

Наиболее значительными произведениями Иосефа бен Гершона являются «Иггерет нехама» («Утешительное послание», 1537; сохранилось в отрывках), которое он рекомендовал читать по субботам в синагогах с тем, чтобы евреи научились отражать юдофобские нападки, «Дерех hа-кодеш» («Путь святости», 1531), содержащее наставления о благочестивой жизни и готовности принять мученическую смерть, а также «Сефер hа-микна» («Книга приобретений», 1546) — сборник мемуаров, этических поучений и проповедей.

Иосеф бен Гершон выступал против мессианского движения Давида Реувени и Шломо Молхо.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИОСЕФ БЕН ГЕРШОН ИЗ РОСХЕЙМА в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация