Еврейско-испанская литература
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Литература на еврейско-португальском языке) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→Поэтическое наследие) |
||
Строка 30: | Строка 30: | ||
Наряду с обширным корпусом переводных и оригинальных сочинений на религиозные, морально-этические, мистические, исторические, медицинские и другие темы, а также богатым сказочным фольклором, на еврейско-испанском языке сохранился ряд оригинальных художественных произведений. | Наряду с обширным корпусом переводных и оригинальных сочинений на религиозные, морально-этические, мистические, исторические, медицинские и другие темы, а также богатым сказочным фольклором, на еврейско-испанском языке сохранился ряд оригинальных художественных произведений. | ||
- | === | + | === Поэзия === |
Наиболее сохранившаяся часть еврейско-испанского поэтического наследия — это собрание традиционных баллад романсеро, которое содержит многие памятники средневековой испанской поэзии, сохраненные испанскими евреями. | Наиболее сохранившаяся часть еврейско-испанского поэтического наследия — это собрание традиционных баллад романсеро, которое содержит многие памятники средневековой испанской поэзии, сохраненные испанскими евреями. | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
Корпус еврейских романсеро включает как оригинальные испанские романсеро средних веков и Ренессанса, лишь частично сохранившиеся в самой Испании, так и новые произведения в этом жанре, созданные потомками испанских изгнанников в странах своего рассеяния, в первую очередь, в Северной Африке, Греции и Турции. Характерно, что в еврейских версиях испанских романсеро исключены элементы, связанные с христианской религией и обрядностью. | Корпус еврейских романсеро включает как оригинальные испанские романсеро средних веков и Ренессанса, лишь частично сохранившиеся в самой Испании, так и новые произведения в этом жанре, созданные потомками испанских изгнанников в странах своего рассеяния, в первую очередь, в Северной Африке, Греции и Турции. Характерно, что в еврейских версиях испанских романсеро исключены элементы, связанные с христианской религией и обрядностью. | ||
- | Среди наиболее ранних значительных произведений еврейско-испанской литературы — «Превербиос моралес» Шем-Това (Сантоба) Ардутиэля де Карриона (14–15 вв.; писал также на [[Иврит Язык|иврите]]; см. [[Еврейская литература средних веков и Возрождения. Еврейская поэзия в христианской Испании и Провансе]]). | + | Среди наиболее ранних значительных произведений еврейско-испанской литературы — «Превербиос моралес» Шем-Това (Сантоба) Ардутиэля де Карриона (14–15 вв.; писал также на [[Иврит Язык|иврите]]; см. [[Еврейская литература средних веков и Возрождения. Еврейская поэзия в христианской Испании и Провансе]]). |
+ | |||
=== Стихи и песни, приуроченные к праздникам === | === Стихи и песни, приуроченные к праздникам === | ||
Версия 09:49, 23 апреля 2012
Источник: | ||||||||
|
Еврейско-испанская литература, литературное творчество сефардов в Испании и странах изгнания (после 1492 г.) на еврейско-испанском языке.
Содержание |
Еврейско-испанская литература
Разностороннее литературное наследие
Наряду с обширным корпусом переводных и оригинальных сочинений на религиозные, морально-этические, мистические, исторические, медицинские и другие темы, а также богатым сказочным фольклором, на еврейско-испанском языке сохранился ряд оригинальных художественных произведений.
Поэзия
Наиболее сохранившаяся часть еврейско-испанского поэтического наследия — это собрание традиционных баллад романсеро, которое содержит многие памятники средневековой испанской поэзии, сохраненные испанскими евреями.
Корпус еврейских романсеро включает как оригинальные испанские романсеро средних веков и Ренессанса, лишь частично сохранившиеся в самой Испании, так и новые произведения в этом жанре, созданные потомками испанских изгнанников в странах своего рассеяния, в первую очередь, в Северной Африке, Греции и Турции. Характерно, что в еврейских версиях испанских романсеро исключены элементы, связанные с христианской религией и обрядностью.
Среди наиболее ранних значительных произведений еврейско-испанской литературы — «Превербиос моралес» Шем-Това (Сантоба) Ардутиэля де Карриона (14–15 вв.; писал также на иврите; см. Еврейская литература средних веков и Возрождения. Еврейская поэзия в христианской Испании и Провансе).
Стихи и песни, приуроченные к праздникам
В еврейско-испанских общинах была распространена поэтическая форма — коплас или комплас — стихи и песни, приуроченные к датам еврейского календаря и праздникам (в первую очередь — к Пуриму).
Одним из наиболее ранних памятников этого жанра является анонимная «Поэма де Иосеф» («Поэма об Иосефе»), фрагменты которой сохранились в рукописи начала 15 в. Поэма состояла из трехсот кватренов и представляла собой адаптацию материалов из мидрашей и «Сефер hа-яшар». Она обнаруживает влияние еврейской литургической поэзии.
В 1732 г. Аврахам де Толедо написал поэму на тот же сюжет в четырехстах кватренах — «Коплас де Иосеф» («Песнь об Иосефе»), которую пели на Пурим во многих сефардских общинах.
Ранние печатные издания
Наиболее ранними печатными изданиями на еврейско-испанском языке являются переводы Библии: еврейско-испанский текст в многоязычном Пятикнижии (1546); так называемая Феррарская Библия (1553, напечатана латинским шрифтом); несколько более поздний, но близкий по языку перевод Аврахама бен Ицхака Ассы (1700–1768; Стамбул, 1739–45). Они характеризуются искусственностью лексики и синтаксиса, что является результатом строгого следования перевода ивритскому оригиналу. Очевидно, что язык этих переводов значительно отличается от разговорного еврейско-испанского языка времени их создания. Аналогичные особенности присущи переводам Пиркей авот и Хаггады 17 в.
Тексты раввинских толкований и комментариев
Тексты раввинских толкований и комментариев, хотя и содержат массу заимствований и калек из иврита, написаны на языке, более близком к обыденному. Таковы перевод книги Бахьи Ибн Пакуды «Ховот hа-левавот» («Обязанности сердца»), а также извлечения из кодекса Иосеф Каро Шулхан арух (обе книги напечатаны в Салониках в 1568 г.). Шедевром еврейско-испанской литературы, оказавшим наибольшее влияние на литературный еврейско-испанский язык, является книга «Меам лоэз» («Из народа иноязычного», см. Пс. 114:1), опубликованная в 18 в. Эта сокровищница еврейско-испанской цивилизации создана под влиянием Мишны, Талмуда, Мидраша и Каббалы.
Переводы произведений европейской художественной литературы
С конца 1880-х гг. начинают публиковаться переводы произведений европейской художественной литературы на еврейско-испанском языке. Количество этих переводов значительно возрастает с начала 20 в. С 1901 г. по 1938 г. на еврейско-испанский язык было переведено около 150 романов. Были переведены классики литературы идиш Шалом Алейхем и И. Л. Перец.
Крупнейшими переводчиками художественной литературы на еврейско-испанский язык были Ицхак Габбай, Давид Фреско (1853–1936), Виктор Леви, Александр Ибн Гират, Жан Флориан и Элияху Кармона.
Драматургия
В конце 19 в. возникает драматургия на еврейско-испанском языке, реалистически разрабатывающая еврейские национальные мотивы — иногда с сатирической или юмористической окраской. Наиболее значительными из авторов произведений на еврейско-испанском языке были Жак Луриа и Яким Бхор.
Периодика
В 1900–30-х гг. существовала значительная периодика на еврейско-испанском языке (библиография еврейско-испанских газет издана в 1965 г. М. Д. Таоном). В настоящее время выходит лишь несколько газет, в том числе еженедельник «Ла лус де Исраэль» (Т.-А.).
Еврейско-португальская литература
На близком еврейско-испанскому языку еврейско-португальском (позднее был поглощен еврейско-испанским) была создана обширная литература научного и религиозного характера, печатавшаяся еврейским или латинским шрифтом (в основном — в Голландии, 16–18 вв.).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЕВРЕЙСКО-ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в ЭЕЭ