Неер, Андре

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
Строка 43: Строка 43:
Основал во Франции центр изучения иудаики, много способствовал улучшению отношения к [[сионизм]]у. После [[Шестидневная война (1967)|Шестидневной войны]] вместе с женой Рене Неер-Бернхайм переселился в Иерусалим и преподавал в израильских университетах, прежде всего [[Тель-Авивский университет|Тель-Авивском]]. В 1973 году Неер удостоился премии президента Израиля. Писал по большей части на [[Французский язык|французском]], последние книги - на [[иврит]]е.
Основал во Франции центр изучения иудаики, много способствовал улучшению отношения к [[сионизм]]у. После [[Шестидневная война (1967)|Шестидневной войны]] вместе с женой Рене Неер-Бернхайм переселился в Иерусалим и преподавал в израильских университетах, прежде всего [[Тель-Авивский университет|Тель-Авивском]]. В 1973 году Неер удостоился премии президента Израиля. Писал по большей части на [[Французский язык|французском]], последние книги - на [[иврит]]е.
-
 
==Творчество==
==Творчество==
Строка 53: Строка 52:
Особое место в творчестве Неера занимал знаменитый пражский раввин 16 в. [[Иехуда Лива|Иехуда Лива бен Бецалель]] (Махарал), с которым связана легенда о [[Голем|Големе]]; идеям и жизни Махарала Неер посвятил ряд статей, несколько книг, написанных в последние десятилетия жизни: «Кладезь в изгнании, диалектическая теология Махарала из Праги», 1966; в 1991 г. (посмертно) вышло расширенное издание «Кладезь изгнания. Традиция и современность: мысль Махарала из Праги»; «Давид Ганс — ученик Махарала из Праги, ассистент Тихо Браге и Иоганна Кеплера», 1974 г.; «Фауст и Махарал из Праги, миф и действительность», 1987 г. Неер занимался также проблемой перевода на французский язык ивритских текстов, главным образом древних («С иврита на французский», 1969).
Особое место в творчестве Неера занимал знаменитый пражский раввин 16 в. [[Иехуда Лива|Иехуда Лива бен Бецалель]] (Махарал), с которым связана легенда о [[Голем|Големе]]; идеям и жизни Махарала Неер посвятил ряд статей, несколько книг, написанных в последние десятилетия жизни: «Кладезь в изгнании, диалектическая теология Махарала из Праги», 1966; в 1991 г. (посмертно) вышло расширенное издание «Кладезь изгнания. Традиция и современность: мысль Махарала из Праги»; «Давид Ганс — ученик Махарала из Праги, ассистент Тихо Браге и Иоганна Кеплера», 1974 г.; «Фауст и Махарал из Праги, миф и действительность», 1987 г. Неер занимался также проблемой перевода на французский язык ивритских текстов, главным образом древних («С иврита на французский», 1969).
-
==Философия Неера==
+
== Философия Неера ==
Философия Андре Неера соединяет в себе религиозное направление французскоги экзистенциализма с духом древних еврейских источников. Некоторые его работы были чисто философскими, как ''Трансцендентность и имманеннтость'', в других дух пророков проявляется сильнее, как в ''Амос, вклад в изучение пророчества''. Кроме того, он внёс вклад в изучение истории философии, особенно [[Махараль из Праги|Махарала из Праги]], а также в историю науки, особенно про [[Ганс, Давид|Давида Ганса]].
Философия Андре Неера соединяет в себе религиозное направление французскоги экзистенциализма с духом древних еврейских источников. Некоторые его работы были чисто философскими, как ''Трансцендентность и имманеннтость'', в других дух пророков проявляется сильнее, как в ''Амос, вклад в изучение пророчества''. Кроме того, он внёс вклад в изучение истории философии, особенно [[Махараль из Праги|Махарала из Праги]], а также в историю науки, особенно про [[Ганс, Давид|Давида Ганса]].
-
===Человек===
+
=== Человек ===
На характерный для экзистенциалистов вопрос, каков смысл существования человека, Неер цитирует книгу Бытия: «сотворим человека» ({{Библия|Быт|1:26}}), почему множественное число? Потому, отвечает он вместе с Махарлом, что человек - партнёр Бога по сотворению себя. У нерелигиозных экзистенциалистов отсутствие Бога придаёт важность самоопределению смысла существования человека. У Неера важность определения смысла человека проистекает из ответственности, возложенной не него Богом.
На характерный для экзистенциалистов вопрос, каков смысл существования человека, Неер цитирует книгу Бытия: «сотворим человека» ({{Библия|Быт|1:26}}), почему множественное число? Потому, отвечает он вместе с Махарлом, что человек - партнёр Бога по сотворению себя. У нерелигиозных экзистенциалистов отсутствие Бога придаёт важность самоопределению смысла существования человека. У Неера важность определения смысла человека проистекает из ответственности, возложенной не него Богом.
-
===Мир===
+
=== Мир ===
Для определения смысла истории и мира вообще, Неер использует другой библейский источник - [[Книга Екклесиаста|книгу Екклесиаста]]. Да, все суета сует, причём слово «суета» от того же корня, что и имя «[[Авель]]». Но и все материальные приобретения тоже суета, и слово «приобретение» от того же корня, что и имя «[[Каин]]». Так, что и томление духа, и материя, дела Авеля и Каина - суета. А что же нет?  На это Неер приводит конец книги Екклесиаста: «всё услышано». Бог сохраняет всё, поэтому прошедшее не пропало, а продолжает играть роль.
Для определения смысла истории и мира вообще, Неер использует другой библейский источник - [[Книга Екклесиаста|книгу Екклесиаста]]. Да, все суета сует, причём слово «суета» от того же корня, что и имя «[[Авель]]». Но и все материальные приобретения тоже суета, и слово «приобретение» от того же корня, что и имя «[[Каин]]». Так, что и томление духа, и материя, дела Авеля и Каина - суета. А что же нет?  На это Неер приводит конец книги Екклесиаста: «всё услышано». Бог сохраняет всё, поэтому прошедшее не пропало, а продолжает играть роль.
-
===Пророчество===
+
=== Пророчество ===
-
Пророк отождествляется с Божественным пафосом, но иногда пророчество может выразиться в голосе тонкой тишины, в молчании. Безмолвие Бога указывает человеку на тайны, непостижимые земному уму.<ref>Харви, Зеев. «О сборнике статей проф. А. Неера»</ref>
+
Пророк отождествляется с Божественным пафосом, но иногда пророчество может выразиться в голосе тонкой тишины, в молчании. Безмолвие Бога указывает человеку на тайны, непостижимые земному уму.<ref>Харви, Зеев. «О сборнике статей проф. А. Неера».
-
 
+
-
<!-- <ref>{{в планах}}</ref> -->
+
== Источники ==
== Источники ==
Строка 187: Строка 184:
|isbn =  
|isbn =  
}}
}}
 +
 +
== Сноски ==
 +
<references/>
[[Категория:Писатели на иврите]]
[[Категория:Писатели на иврите]]

Версия 19:45, 29 апреля 2012

Автор статьи: Китросский, Леви


Андре Неер
André Neher
Файл:Andreneher.jpg
Дата рождения:

1914

Место рождения:

Обернхайм, Германия

Дата смерти:

1988

Место смерти:

Иерусалим, Израиль

Период:

Философия XX века

Направление:

Западная философия, еврейская философия, экзистенциализм

Основные интересы:

экзистенциализм, Библия, Холокост

Оказавшие влияние:

Розенцвейг, Франц

Гражданство:

Франция, Израиль

Андре́ Нее́р (фр. André Neher); 1914, Оберне, Франция (тогда Обернхайм, Эльзас-Лотарингия, Германия) — 1988, Иерусалим) — религиозный философ-экзистенциалист, теолог, специалист в области иудаистики и еврейской истории, французский и израильский писатель.

Содержание

Биография

Родился в еврейской семье в Оберне, тогдашней Лотарингии, которая стала снова Францией в результате Первой мировой войны. Учился и занимал должность профессора в Страсбурге вплоть до 1960-х годов.о время нацистской оккупации Франции скрывался с семьей и избежал депортации. Эти годы он посвятил интенсивным исследованиям еврейской тематики.

В 1948–68 гг. Неер был профессором Страсбурского университета, преподавал иврит и еврейскую литературу разных эпох; создал Центр иудаистики, руководителем которого был многие годы. Неер участвовал во мнгих акциях в поддержку Израиля и сумел убедить ряд влиятельных представителей католической и протестантских церквей в законности устремлений еврейского народа, в том числе целей сионистского движения.

Основал во Франции центр изучения иудаики, много способствовал улучшению отношения к сионизму. После Шестидневной войны вместе с женой Рене Неер-Бернхайм переселился в Иерусалим и преподавал в израильских университетах, прежде всего Тель-Авивском. В 1973 году Неер удостоился премии президента Израиля. Писал по большей части на французском, последние книги - на иврите.

Творчество

Неер — автор многочисленных работ по еврейской философии и истории. Ему принадлежат около 30 книг и 400 статей (в энциклопедиях, периодических изданиях и т. п.). Неер — представитель религиозного экзистенциализма в еврейской философии. Он поставил перед собой задачу пересказать библейские тексты современным языком (как с точки зрения философии, так и популярности формы), возродить дух пророков. В его работах терминология экзистенциализма сочетается с библейским пафосом (например, книга на французском языке «Амос, вклад в изучение пророков», 1950 г.; «Моисей и миссия народа Израиля», 1956). Кроме чисто философских трудов («Трансцендентность и имманентность», совместно со старшим братом Ришаром, 1946; «Психология трансцендентности», сборник статей, 1990, издано посмертно), ему принадлежит ряд работ о еврейском самосознании («Трудное счастье быть евреем», 1978; «Они обновили свою душу», 1979, русский перевод — Иер., 1991; «Еврейская идентификация», 1987).

Неер был одним из редакторов и авторов четырехтомного издания «Еврейское самосознание», в котором собраны материалы коллоквиумов франкоязычных еврейских интеллектуалов за 1963–72 гг. Неер — автор многочисленных исследований в области иудаизма («Размышления об Экклесиасте», 1951; «Сущность пророчества», 1955; «Иеремия», 1960; «Ключи к иудаизму», 1977, русский перевод — Иер., издательство «Библиотека-Алия», 1988; «Иудаизм вчера и завтра», совместно с Р. Ароном и В. Малка, 1977; «Взгляд на еврейскую традицию», 1989, посмертно), а также работ по истории еврейства в Эрец-Исраэль и в диаспоре («Еврейское бытие, одиночество и преследования», 1962; «Библейская история народа Израиля», 1962, в соавторстве с женой — Рене /Рина/ Неер, родилась в 1922 г.; «Изгнание слова — от безмолвия библейского до безмолвия Освенцима», 1970; «Во вратах твоих, Иерусалим», 1972; «Вопреки всему», 1977; «Иерусалим, еврейское пережитое и его смысл», 1984).

Особое место в творчестве Неера занимал знаменитый пражский раввин 16 в. Иехуда Лива бен Бецалель (Махарал), с которым связана легенда о Големе; идеям и жизни Махарала Неер посвятил ряд статей, несколько книг, написанных в последние десятилетия жизни: «Кладезь в изгнании, диалектическая теология Махарала из Праги», 1966; в 1991 г. (посмертно) вышло расширенное издание «Кладезь изгнания. Традиция и современность: мысль Махарала из Праги»; «Давид Ганс — ученик Махарала из Праги, ассистент Тихо Браге и Иоганна Кеплера», 1974 г.; «Фауст и Махарал из Праги, миф и действительность», 1987 г. Неер занимался также проблемой перевода на французский язык ивритских текстов, главным образом древних («С иврита на французский», 1969).

Философия Неера

Философия Андре Неера соединяет в себе религиозное направление французскоги экзистенциализма с духом древних еврейских источников. Некоторые его работы были чисто философскими, как Трансцендентность и имманеннтость, в других дух пророков проявляется сильнее, как в Амос, вклад в изучение пророчества. Кроме того, он внёс вклад в изучение истории философии, особенно Махарала из Праги, а также в историю науки, особенно про Давида Ганса.

Человек

На характерный для экзистенциалистов вопрос, каков смысл существования человека, Неер цитирует книгу Бытия: «сотворим человека» (Быт.1:26), почему множественное число? Потому, отвечает он вместе с Махарлом, что человек - партнёр Бога по сотворению себя. У нерелигиозных экзистенциалистов отсутствие Бога придаёт важность самоопределению смысла существования человека. У Неера важность определения смысла человека проистекает из ответственности, возложенной не него Богом.

Мир

Для определения смысла истории и мира вообще, Неер использует другой библейский источник - книгу Екклесиаста. Да, все суета сует, причём слово «суета» от того же корня, что и имя «Авель». Но и все материальные приобретения тоже суета, и слово «приобретение» от того же корня, что и имя «Каин». Так, что и томление духа, и материя, дела Авеля и Каина - суета. А что же нет? На это Неер приводит конец книги Екклесиаста: «всё услышано». Бог сохраняет всё, поэтому прошедшее не пропало, а продолжает играть роль.

Пророчество

Пророк отождествляется с Божественным пафосом, но иногда пророчество может выразиться в голосе тонкой тишины, в молчании. Безмолвие Бога указывает человеку на тайны, непостижимые земному уму.[1]


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация