Динур, Бенцион
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Общественные деятели Израиля» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Члены Кнессета» с помощью HotCat) |
||
Строка 61: | Строка 61: | ||
[[Категория:Историки Израиля]] | [[Категория:Историки Израиля]] | ||
[[Категория:Общественные деятели Израиля]] | [[Категория:Общественные деятели Израиля]] | ||
+ | [[Категория:Члены Кнессета]] |
Версия 20:54, 15 апреля 2012
Источник: | ||||||||
|
Динур (Динабург) Бенцион (Бен-Цион; 1884, Хорол, Полтавская губерния, – 1973, Иерусалим), историк, педагог и общественный деятель.
Содержание |
Биографические сведения
Получил образование в иешивах Литвы, в Бернском университете, в берлинской Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс и в Петербургском университете.
Преподавал в еврейских учительских семинариях и на курсах востоковедения; принимал активное участие в рабочем и сионистском (см. Сионизм) движении.
Преподавательская деятельность в Израиле
С 1921 г. жил в Эрец-Исраэль. В 1923–48 гг. — преподаватель, а затем директор Еврейской учительской семинарии в Иерусалиме. С 1936 г. читал лекции по современной еврейской истории в Еврейском университете в Иерусалиме, профессором которого стал в 1948 г.
Основатель и редактор журналов
Динур был одним из основателей и редакторов библиографического журнала «Кирьят сефер» и исторического журнала «Цион», а также историографических изданий «Сефер hа-ишшув» («История ишува», тт. 1–2, 1939–44), «Сефер hа-ционут» («История сионизма», 1938, 1954) и «Толдот hа-Хагана» («История Хаганы», 1954–59).
Политическая и общественная деятельность
Член Кнесета первого созыва от партии Мапай (см. Израильская партия труда); в 1951–55 гг. занимал пост министра образования и культуры. С 1953 г. по 1959 г. Динур был президентом мемориального института Яд ва-Шем.
Историческая концепция Динура
Для исторической концепции Динура характерно рассмотрение еврейской истории сквозь призму сионизма. Согласно Динуру, как единство истории еврейского народа в диаспоре, так и смена исторических периодов и характер каждого из них определяются постоянным конфликтом между желанием еврейства упрочить свое положение в диаспоре и его стремлением к избавлению — конфликтом, в фокусе которого неизменно оказывается Эрец-Исраэль.
В работах Динура подчеркивается национально-историческое значение постоянного присутствия в Эрец-Исраэль еврейской общины после разрушения Второго храма. Он настаивал на важности изучения социальной идеологии хасидизма и движения Ховевей Цион.
Динур уделял значительное внимание проблеме периодизации еврейской истории, в особенности переходу от средних веков к новому времени, который, согласно периодизации Динура, следует относить к 1700 г. — году значительной иммиграции евреев в Эрец-Исраэль.
Труды Динура
Основные труды Динура: многотомная история еврейского народа, состоящая из двух основных разделов: «Исраэль бе-арцо» («Израиль в своей стране», 1938) и «Исраэль ба-гола» («Израиль в диаспоре», 3-е изд. — 1961–66); «Хиббат Цион» (тт. 1–2, 1932–34; история движения); «Мефалсей дерех» («Первопроходцы», 1947) и «Бе-мифне hа-дорот» («На рубеже веков», 1955) — сборник исторических исследований. В 1958–60 гг. вышли в свет два тома мемуаров Динура (первый том в переводе на русский язык под названием «Мир, которого не стало» вышел в издательстве «Гешарим» в 2008 г.).
Признание заслуг
Государственной премией Израиля отмечена деятельность Динура в области иудаистики (1958) и в области просвещения (1973). Имя Динура присвоено основанному в 1974 г. Центру исследования еврейской истории при Еврейском университете в Иерусалиме.