Леванда, Лев Осипович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
(Биография)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
(Литературная деятельность)
Строка 36: Строка 36:
В «Еврейской библиотеке» (тт. 1–3, 1871–73, отдельное издание — 1875) был напечатан роман Леванды «Горячее время» (фрагменты на иврите «Хе-авар», 1967), признанный критикой лучшим художественным произведением Леванды. В романе, как и в публицистике Леванды после польского восстания 1863 г., нашли выражение русский патриотизм Леванды, его вера в спасительную силу приобщения евреев к русской культуре, противопоставляемая польскому влиянию. Устами героя романа Сарина Леванда призывал образованную еврейскую молодежь отказаться от польской ориентации и стать русскими во всем, кроме религии. Сходные идеи Леванда выражал в статьях, публиковавшихся в русских либеральных газетах («Санкт-Петербургские ведомости», «Новое время» и другие).
В «Еврейской библиотеке» (тт. 1–3, 1871–73, отдельное издание — 1875) был напечатан роман Леванды «Горячее время» (фрагменты на иврите «Хе-авар», 1967), признанный критикой лучшим художественным произведением Леванды. В романе, как и в публицистике Леванды после польского восстания 1863 г., нашли выражение русский патриотизм Леванды, его вера в спасительную силу приобщения евреев к русской культуре, противопоставляемая польскому влиянию. Устами героя романа Сарина Леванда призывал образованную еврейскую молодежь отказаться от польской ориентации и стать русскими во всем, кроме религии. Сходные идеи Леванда выражал в статьях, публиковавшихся в русских либеральных газетах («Санкт-Петербургские ведомости», «Новое время» и другие).
-
Литературное дарование Леванды проявилось в таких произведениях, как «Очерки прошлого» (1870), воспоминания о детстве «Школобоязнь» (1875), «Путевые впечатления и заметки» (1873) — о поездке по [[Черта Оседлости|черте оседлости]], исторические очерки «Гнев и милость магната» (1885; на иврите 1903), «Авраам Иозефович» (1887; на иврите в сб. «Кнесет Исраэль») и другие.
+
Литературное дарование Леванды проявилось в таких произведениях, как «Очерки прошлого» (1870), воспоминания о детстве «Школобоязнь» (1875), «Путевые впечатления и заметки» (1873) — о поездке по [[черта оседлости|черте оседлости]], исторические очерки «Гнев и милость магната» (1885; на иврите 1903), «Авраам Иозефович» (1887; на иврите в сб. «Кнесет Исраэль») и другие.
В 1879 г. на страницах журнала «Русский еврей» Леванда сформулировал радикальную ассимиляторскую (см. [[Ассимиляция]]) программу, призвав «энергически способствовать всему тому, что ведет к бесповоротному перерождению русского еврея в русского гражданина с оттенком своей религиозной особенности». Когда в 1880 г. возникла опасность [[Погромы|погромов]], Леванда готов был возложить ответственность за это на самих евреев. Однако уже в 1881 г. он признал, что пропасть, отделяющая евреев от окружающего населения, создана ограничительным законодательством.
В 1879 г. на страницах журнала «Русский еврей» Леванда сформулировал радикальную ассимиляторскую (см. [[Ассимиляция]]) программу, призвав «энергически способствовать всему тому, что ведет к бесповоротному перерождению русского еврея в русского гражданина с оттенком своей религиозной особенности». Когда в 1880 г. возникла опасность [[Погромы|погромов]], Леванда готов был возложить ответственность за это на самих евреев. Однако уже в 1881 г. он признал, что пропасть, отделяющая евреев от окружающего населения, создана ограничительным законодательством.

Версия 19:53, 26 марта 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Леванда, Лев Осипович (Иехуда Лейб; 1835, Минск, – 1888, Санкт-Петербург), русско-еврейский писатель и публицист (брат — В. О. Леванда, известный юрист).

Содержание

Биография

Родился в еврейской бедной семье. Учился в реформированной минской талмуд-торе,[1], а затем после ее закрытия (1846) в казённом еврейском училище.

В 1850 г. Леванда поступил в Виленское раввинское училище, по окончании которого преподавал в минском казенном еврейском училище (1854–60). В 1860–86 гг. занимал пост учёного еврея при виленском генерал-губернаторе. Леванда владел несколькими языками и хорошо знал русскую и западную литературу. Живя в Минске, Леванда печатал в местных губернских ведомостях фельетоны под псевдонимом Ладнев. С 1860 года занимал пост ученого еврея при виленском генерал-губернаторе: начал печататься в «Минских губ. ведомостях», где выступал с фельетонами: в 1860 совм. с О. А. Рабиновичем разработал программу журнала «Рассвет», был его сотрудником.

Литературная деятельность

В 1860 г. он стал одним из ведущих сотрудников первого еврейского журнала на русском языке «Рассвет». В 1865 г. — редактор газеты «Виленские губернские ведомости». Леванда разделял широко распространенные в эпоху великих реформ 1860-х гг. надежды на быстрое улучшение гражданского положения еврейства России, обретение им равноправия и полную интеграцию с русским обществом. Публицистика Леванды стремилась «действовать оборонительно против нападок извне, когда дело идет о защите наших человеческих и конфессиональных интересов, а наступательно против нашего внутреннего врага: мракобесия, рутины, общинных неурядиц и т. д.». Отрицательным явлениям еврейского быта Леванда противопо­став­лял идеализированную картину русского общества.

С 1871 г. Леванда печатал свои произведения в издававшихся А. Ландау сборниках «Еврейская библиотека», а с 1881 г. — в журнале «Восход». Свои идеи Леванда облекал в беллетристическую форму. Еще в журнале «Рассвет» (1860–61) было напечатано первое беллетристическое произведение Леванды «Дело бакалейных товаров. Картины еврейского быта» (перевод на иврит под названием «hа-марколет» /»Бакалея»/, 1874).

В «Еврейской библиотеке» (тт. 1–3, 1871–73, отдельное издание — 1875) был напечатан роман Леванды «Горячее время» (фрагменты на иврите «Хе-авар», 1967), признанный критикой лучшим художественным произведением Леванды. В романе, как и в публицистике Леванды после польского восстания 1863 г., нашли выражение русский патриотизм Леванды, его вера в спасительную силу приобщения евреев к русской культуре, противопоставляемая польскому влиянию. Устами героя романа Сарина Леванда призывал образованную еврейскую молодежь отказаться от польской ориентации и стать русскими во всем, кроме религии. Сходные идеи Леванда выражал в статьях, публиковавшихся в русских либеральных газетах («Санкт-Петербургские ведомости», «Новое время» и другие).

Литературное дарование Леванды проявилось в таких произведениях, как «Очерки прошлого» (1870), воспоминания о детстве «Школобоязнь» (1875), «Путевые впечатления и заметки» (1873) — о поездке по черте оседлости, исторические очерки «Гнев и милость магната» (1885; на иврите 1903), «Авраам Иозефович» (1887; на иврите в сб. «Кнесет Исраэль») и другие.

В 1879 г. на страницах журнала «Русский еврей» Леванда сформулировал радикальную ассимиляторскую (см. Ассимиляция) программу, призвав «энергически способствовать всему тому, что ведет к бесповоротному перерождению русского еврея в русского гражданина с оттенком своей религиозной особенности». Когда в 1880 г. возникла опасность погромов, Леванда готов был возложить ответственность за это на самих евреев. Однако уже в 1881 г. он признал, что пропасть, отделяющая евреев от окружающего населения, создана ограничительным законодательством.

Социально-политическая деятельность

Погромы 1881 г. заставили Леванду признать крах надежд на слияние евреев с русским народом. Из противника палестинофильской идеи Леванда постепенно, преодолевая сомнения, стал сторонником движения Ховевей Цион, главные задачи которого усматривал в пробуждении национального сознания еврейских масс России, покупке земли в Эрец-Исраэль и обретении таким образом евреями «почвы под ногами» («Сущность так называемого палестинского движения» в сб. «Палестина», 1884). В своих последних статьях «Об ассимиляции» («Недельная хроника «Восхода», №37–38, 1885) Леванда указывал на необходимость, «следуя общему примеру всех культурных народов, считаться с воцарившимся в мире принципом национальности». Духовная эволюция Леванды отражает три стадии развития социально-политической идеологии еврейской интеллигенции в России от традиционного мессианства к поискам родины (Хаскала — ассимиляторство — палестинофильство). Тяжело больной Леванда последние годы жизни (с 1882 г.) находился на излечении в психиатрической лечебнице, где и скончался.

Семья

Брат Леванды, Виталий Осипович (1840–1920), русский юрист и публицист. Печатал статьи по еврейскому вопросу в «Еврейской библиотеке», «Русском еврее» и других изданиях. Составил «Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев, от уложения царя Алексея Михайловича до настоящего времени, 1649–1873. Извлечение из Полных собраний законов Российской империи» (СПб., 1874).

Библиография

Источник информации — электронный каталог РНБ:

  1. «1 Скромные беседы о прошлогоднем снеге и 2 о том, как гора родила мышь» / Екатеринослав: печ. Л. Я. Шпарбера, 1894. — C. 55.
  2. «К вопросу о евреях в Западном крае» / [Соч.] Льва Леванды. - Вильна : тип. А. Сыркина, 1866. — С. 24. — Из "Вилен. вестн." 1866 г., № 20, 26 и 27.
  3. «Самуил Гимпель»: Повесть из еврейск. быта Льва Леванды / Вильна : тип. Р. М. Ромма, 1867. — С. 172.
  4. «Депо бакалейных товаров»: (Картины еврейск. быта) / [Соч.] Льва Леванды. — Вильна : М. Р. Ромм, 1869. — С. 276.
  5. «Горячее время» : Роман из последнего пол. восстания / Соч. Л. О. Леванды. — Санкт-Петербург: тип. А. Е. Ландау, 1875. — С. 348.
  6. «Виленская жизнь»: Фельетон. этюды / [Соч.] Л. О. Леванды. — Вильна : А. Г. Сыркин, 1878. — IV, С. 160.
  7. «Исповедь дельца»: Роман в 2 ч. / [Соч.] Л.О. Леванды. — Санкт-Петербург : И. Л. Тузов, 1880. — С. 353.
  8. «Большой ремиз»: Роман из коммерч. жизни евреев / [Соч.] Л. О. Леванды. — Санкт-Петербург: тип. И лит. Л. Бермана и Г. Рабиновича, 1881. — С. 379.
  9. «Мировоззрение талмудистов» : Свод рел.-нравств. поучений, в выдержках из главнейших книг раввин. письменности : Сост. по подлинникам С. И. Фином и Х. Л. Каценеленбогеном и пер. под ред. Л. О. Леванды, с введ., библиогр. указателями и примеч., сост. Л.О. Гордоном. Т. 1—3. — Санкт-Петербург: тип. Э. Гоппе, 1874—1876. — 3 т. Т. 1: О человеке и обязанностях к богу. — 1874. — С. 60. Т. 2: Обязанности человека к своему ближнему. — 1876. — С. 228. Т. 3: Обязанности человека в общественной и гражданской жизни. — 1876. — С. 88.
  10. «Очерки прошлого»: Рассказы Л. О. Леванды / Санкт-Петербург : тип. и лит. А. Е. Ландау, 1875. — С. 227. На обл. дата: 1876. Содерж.: 1. Пэшка; 2. Переполох в Н-ской общине; 3. Пэйсы моего меламда; 4. Школобоязнь; 5. Еврейский Вертер; 6. За границей.
  11. «Среди полек»: Повести Л. О. Леванды. / Москва : А.В. Хлебников, 1880. — С. 251. Содерж.: 1. Капитанша Кваповская. 2. Бабушка и внучка.
  12. «Л.О. Леванда как публицист» : (По случаю сорокалет. юбилея возникновения рус.-евр. печати): Очерк Б. А. Гольдберга: Вильна 27 мая 1900 г. / Вильна : тип. бр. Д. и Х. Яловцер, 1900. — С. 50.
  13. «Гнев и милость магната»: (Быль XVIII столетия): Обраб. для юношества / Л. Леванда. — Одесса: Juventus, 1912. — С. 80.
  14. «Авраам Иезофович»: Ист. повесть первой половины XVI века : Обраб. для юношества / Л. Леванда. — Одесса : Juventus, 1910. С. 84. Экз. РНБ (20.83.8.122): деф.: с. 49—64 повторяются 2 раза, с. 65—81 нет совсем.

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛЕВАНДА Лев Осипович в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация