Гальберштам (династия цаддиков)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Гальберштам» в «Гальберштам (династия цаддиков)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Гальберштам''' (Хальберштам), династия [[Цаддик|цаддиков]]. Возникла в Западной [[Галиция|Галиции]] в 1830-х гг. Самым видным ее представителем был основатель династии Хаим бен Лейбуш Гальберштам, прозванный Хаим Цанзер (1793–1876). Раввин с 1811 г., он стал хасидом (см. [[Хасидизм]]) под влиянием [[Яаков Ицхак hа-Леви Горовиц|Яакова Ицхака hа-Леви Горовица]] (Провидца из Люблина). С 1830 г. был раввином в городе Новы-Сонч (на идиш — Цанз; приверженцев направления Хаима Гальберштама в хасидизме по сей день называют «цанзскими хасидами»). При нем город превратился в крупный галицийский центр хасидизма и еврейской учености. Галахические (см. [[Галаха]]) сочинения, [[Респонсы|респонсы]] и хасидские проповеди Хаима Гальберштама, собранные соответственно в трех книгах и названные «Диарей Хаим» («Речения Хаима», также «Слова жизни», 1864, 1875 и 1877 гг.), обнаруживают глубокое знание [[Талмуд|Талмуда]], его комментариев, [[Мидраш|мидрашей]] и средневековой философской литературы. Основами хасидизма Хаим Гальберштам считал традиционную ученость и религиозный экстаз. | + | '''Гальберштам''' (Хальберштам), династия [[Цаддик|цаддиков]]. |
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Возникла в Западной [[Галиция|Галиции]] в 1830-х гг. Самым видным ее представителем был основатель династии Хаим бен Лейбуш Гальберштам, прозванный Хаим Цанзер (1793–1876). Раввин с 1811 г., он стал хасидом (см. [[Хасидизм]]) под влиянием [[Яаков Ицхак hа-Леви Горовиц|Яакова Ицхака hа-Леви Горовица]] (Провидца из Люблина). С 1830 г. был раввином в городе Новы-Сонч (на идиш — Цанз; приверженцев направления Хаима Гальберштама в хасидизме по сей день называют «цанзскими хасидами»). При нем город превратился в крупный галицийский центр хасидизма и еврейской учености. Галахические (см. [[Галаха]]) сочинения, [[Респонсы|респонсы]] и хасидские проповеди Хаима Гальберштама, собранные соответственно в трех книгах и названные «Диарей Хаим» («Речения Хаима», также «Слова жизни», 1864, 1875 и 1877 гг.), обнаруживают глубокое знание [[Талмуд|Талмуда]], его комментариев, [[Мидраш|мидрашей]] и средневековой философской литературы. Основами хасидизма Хаим Гальберштам считал традиционную ученость и религиозный экстаз. | ||
Особый резонанс вызвало выступление Хаима Гальберштама в 1867 г. против подчеркнуто роскошного быта сыновей [[Ружинский Цаддик|Ружинского цаддика]] Исраэля, живших в Садагоре. Спор между их сторонниками и приверженцами Хаима Гальберштама вышел далеко за пределы Галиции, в него включились и раввины — противники хасидизма (см. [[Митнагдим]]). | Особый резонанс вызвало выступление Хаима Гальберштама в 1867 г. против подчеркнуто роскошного быта сыновей [[Ружинский Цаддик|Ружинского цаддика]] Исраэля, живших в Садагоре. Спор между их сторонниками и приверженцами Хаима Гальберштама вышел далеко за пределы Галиции, в него включились и раввины — противники хасидизма (см. [[Митнагдим]]). |
Версия 07:43, 26 марта 2012
Источник: | ||||||||
|
Гальберштам (Хальберштам), династия цаддиков.
Возникла в Западной Галиции в 1830-х гг. Самым видным ее представителем был основатель династии Хаим бен Лейбуш Гальберштам, прозванный Хаим Цанзер (1793–1876). Раввин с 1811 г., он стал хасидом (см. Хасидизм) под влиянием Яакова Ицхака hа-Леви Горовица (Провидца из Люблина). С 1830 г. был раввином в городе Новы-Сонч (на идиш — Цанз; приверженцев направления Хаима Гальберштама в хасидизме по сей день называют «цанзскими хасидами»). При нем город превратился в крупный галицийский центр хасидизма и еврейской учености. Галахические (см. Галаха) сочинения, респонсы и хасидские проповеди Хаима Гальберштама, собранные соответственно в трех книгах и названные «Диарей Хаим» («Речения Хаима», также «Слова жизни», 1864, 1875 и 1877 гг.), обнаруживают глубокое знание Талмуда, его комментариев, мидрашей и средневековой философской литературы. Основами хасидизма Хаим Гальберштам считал традиционную ученость и религиозный экстаз.
Особый резонанс вызвало выступление Хаима Гальберштама в 1867 г. против подчеркнуто роскошного быта сыновей Ружинского цаддика Исраэля, живших в Садагоре. Спор между их сторонниками и приверженцами Хаима Гальберштама вышел далеко за пределы Галиции, в него включились и раввины — противники хасидизма (см. Митнагдим).
Наиболее известным из восьми сыновей Хаима Гальберштама был Иехезкель Шрага Гальберштам из Сенявы (1811–99), который отменил ряд хасидских обычаев, не отвечавших Галахе, и требовал строгого соблюдения предписаний Шулхан аруха. Правнук Хаима, сын рабби Бен-Циона (1874–1944), который был цаддиком в Бобове (Польша) и погиб во время Катастрофы, рабби Шломо Гальберштам из Бобова (1907–2000), во время Второй мировой войны бежал в США, где создал центр хасидизма в Боро-Парке (Бруклин, Нью-Йорк). В 1959 г. по его инициативе был основан небольшой поселок хасидов в Бат-Яме, ставший центром последователей цаддиков из Бобова в Израиле. Правнук Хаима, Иекутиэль Иехуда Гальберштам из Клаузенбурга (Клуж; 1904–1994), создал свои центр хасидизма в Уильямсбурге (Бруклин), в 1956 г. основал поселение Кирьят-Цанз (ныне в черте Нетании), где затем поселился вместе со многими из своих хасидов. Его сын, Цви Элимелех Гальберштам (родился в 1953 г.), стал преемником отца в 1994 г. Другой сын Иекутиэля Иехуды, рабби Шмуэль Давид Гальберштам, возглавил общину цанзских-клойзенбергских хасидов в Боро-Парке.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГАЛЬБЕРШТАМ в ЭЕЭ