Горовиц, Владимир Самойлович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
(Биография)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
(Характеристика творчества)
Строка 65: Строка 65:
== Характеристика творчества ==
== Характеристика творчества ==
 +
 +
Горовиц — один из крупнейших пианистов в истории музыки, стоящий в одном ряду с Ф. Листом, [[Рубинштейн, Антон Григорьевич|А. Рубинштейном]] и С. Рахманиновым, которые представляют виртуозно-романтическое направление в фортепьянном исполнительстве. Блестящая техника и энергия сочетаются в игре Горовица с романтической приподнятостью и поэтическим изяществом.
Представитель романтического стиля исполнения (сочинения [[Лист, Ференц|Ф. Листа]], в том числе в собственных транскрипциях, [[Шопен|Ф. Шопена]], русских композиторов и др.). Его называли «Королем Королей пианистов», «последним великим романтиком».В фундаментальном труде Д.Рабиновича «Исполнитель и стиль» В.Горовиц причислен к «исполинам романтического пианизма», к которым автор относит Ф.Листа, С.Рахманинова, В.Горовица.
Представитель романтического стиля исполнения (сочинения [[Лист, Ференц|Ф. Листа]], в том числе в собственных транскрипциях, [[Шопен|Ф. Шопена]], русских композиторов и др.). Его называли «Королем Королей пианистов», «последним великим романтиком».В фундаментальном труде Д.Рабиновича «Исполнитель и стиль» В.Горовиц причислен к «исполинам романтического пианизма», к которым автор относит Ф.Листа, С.Рахманинова, В.Горовица.
 +
В поздних интерпретациях Горовица заметно более глубокое проникновение в художественную суть сочинения и меньшее увлечение внешним музыкальным блеском. Периодические кризисы Горовица и его уходы со сцены были обусловлены честностью художника, стремившегося к совершенству музыкальной интерпретации. Горовиц — один из лучших исполнителей музыки С. Рахманинова, его интерпретации Третьего концерта для фортепьяно с оркестром и сонаты №2 были названы совершенными самим композитором. Известное влияние оказал на музыкальное мировоззрение Горовица А. Тосканини. Записи концертов П. Чайковского и И. Брамса в исполнении Горовица с оркестром под управлением Тосканини — образцы ярких, самобытных трактовок этих произведений. Расширяя свой репертуар, Горовиц занимался созданием ряда виртуозных переработок произведений Листа, ему также принадлежит технически сложная и оригинальная по композиторскому замыслу фантазия на темы «Кармен» Ж. Бизе.
== Видео ==
== Видео ==

Версия 20:38, 9 марта 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Владимир Горовиц
Файл:HorowitzStairsBain.jpg
Полное имя

Владимир Самойлович Горовиц

Дата рождения

1 октября 1903

Место рождения

Киев или Бердичев

Дата смерти

5 ноября 1989

Место смерти

Нью-Йорк

Страны

Союз Советских Социалистических Республик СССР, Соединённые Штаты Америки США

Профессии

пианист

Владимир Самойлович Горовиц (нем. Horowitz; 18 сентября (1 октября) 1903, Киев или Бердичев — 5 ноября 1989, Нью-Йорк, похоронен в Милане) — американский пианист российско-еврейского происхождения, один из величайших пианистов двадцатого века.[1][2]

Содержание

Биография

По собственным утверждениям, родился в Киеве в 1903 г. (справочная литература указывает на Бердичев, что неверно - найдены метрические книги киевских евреев, в которых зафиксировано рождение Владимира, его братьев, сестры, дяди Александра и отца Самоила - все они родились в Киеве [статьи и исследования Ю.Зильбермана]), в семье инженера и предпринимателя Самоила Иоахимовича Горовица, который в свою очередь был сыном киевского купца первой гильдии Иоахима Горовица. В Киеве еще в пятидесятых годах XIX века появился дед Владимира — Иоахим (Аким) Горовиц, который к семидесятым годам стал киевским купцом I-й гильдии (что позволяло ему селиться за пределами черты еврейской оседлости), а в 1875 г. даже был избран одним из директоров киевского отделения Императорского русского музыкального общества. Его жена — Регина Аароновна (урожденная Сенсор), по свидетельствам биографов, была пианисткой. Документы свидетельствуют, что она была записана «членом-посетителем» Киевского отделения ИРМО еще в 1873 г. Оба сына — Александр (дядя) и Самуил (отец) Владимира получили высшее образование: Александр окончил Киевское музыкальное училище и Московскую консерваторию (по классу А. Н. Скрябина), Самуил — физико-математический факультет Киевского университета Св. Владимира. Документально рождение В. С. Горовица 1 октября 1903 в Киеве подтверждено в кн. Ю. Зильбермана и Ю. Смилянской «Киевская симфония Владимира Горовица». Мать — прекрасная пианистка, окончившая Киевское музыкальное училище по классу В. В. Пухальского. В семье было четверо детей, которые родились в Киеве и учились музыке в Киевском музыкальном училище, а затем в консерватории: Яков, Регина и Владимир — пианисты, Григорий — скрипач.

Владимир Горовиц учился у В. В. Пухальского, С. В. Тарновского и Ф. М. Блуменфельда (1863–1931) в Киевском музыкальном училище, затем,в 1912 г. поступил в Киевскую консерваторию. Большую роль в формировании Горовица сыграла его встреча в 1914 г. с А. Скрябиным (организованная дядей Горовица Александром, учеником Скрябина) и частные занятия с Г. Нейгаузом (племянником Блюменфельда) во время его визитов в Киев. По окончании консерватории в 1919 г. (по другим данным, в 1921) диплом В.Горовиц так и не получил, так как у него не было свидетельства об окончании гимназии. Свой первый сольный концерт исполнил в Харькове в 1920. Затем концертировал в различных городах России совместно с молодым одесситом — скрипачом Натаном Мильштейном,вместе с Н. Мильштейном, сестрой Региной Горовиц (1900–85, в будущем профессор Харьковской консерватории)под руководством П. Когана (1894–1973), за что чаще платили хлебом, чем деньгами, из-за тяжелого экономического положения в стране. В течение 1922-1923 годов он исполнил 23 концерта, состоящих из одиннадцати программ в одном только Петрограде. Несмотря на свои ранние успехи, как пианиста, Горивиц утверждал, что хотел быть композитором , но предпринял карьеру пианиста, чтобы помогать семье, которая потеряла все свое состояние в Российской Революции.За неполные полтора года освоил фантастический по объему репертуар. Успех «детей Революции» (как их назвал в одной из статей Луначарский) был ошеломляющим. Во многих городах возникали клубы поклонников этих молодых музыкантов. В Петрограде Владимир Горовиц с октября 1924 по февраль 1925 года дал 20 концертов, в программе которых было 155 произведений.

В сентябре 1925 года Владимир Горовиц получил возможность уехать в Германию, в Берлин (официально он уезжал учиться у А. Шнабеля). Следом за ним уехал и Мильштейн. В Европе оба музыканта быстро завоевали славу блестящих виртуозов. Европейская слава Горовица началась с его дебюта в Гамбурге, где он, заменив заболевшего пианиста, исполнил Первый концерт для фортепьяно с оркестром П. Чайковского. Горовиц был выбран советскими властями представлять Украину на инаугурационном Международном конкурсе Шопена в 1927 году, однако пианист решил остаться на Западе и, поэтому в конкурсе не участвовал. До 1940 года он объездил с концертами почти все страны Европы и везде имел ошеломляющий успех. В Париже, когда играл В. Горовиц, вызывали жандармов, чтобы утихомирить публику, которая в экстазе ломала кресла. В 1928 году Владимир Горовиц блестяще выступил в Карнеги-холле в Нью-Йорке и объездил с оглушительным успехом множество городов Америки. Вскоре он познакомился с С. Рахманиновым, что сыграло важнейшую роль в его жизни. В 1928–36 гг. жил в Швейцарии и активно концертировал в странах Европы. 1936–39 гг. — период творческого кризиса Горовица и перерыва в выступлениях. С 1939 г. жил в США. Во время Второй мировой войны много исполнял произведения русской и советской музыки, в основном — П. Чайковского, С. Рахманинова и С. Прокофьева (был первым в США исполнителем ряда сочинений Прокофьева), давал концерты в фонд обороны. 1953–65 гг. — период второго творческого кризиса и перерыва в концертной деятельности, обусловленного переутомлением. В эти годы Горовиц работал в студии звукозаписи, записывая сочинения М. Клементи, А. Скрябина, Д. Скарлатти и других композиторов. В 1969–74 гг. Горовиц снова прервал выступления. На последнем этапе творчества Горовиц дал много концертов по всему миру (в том числе в Москве и Ленинграде в 1986 г., открывшие триумфальное турне по Европе, Америке и Японии). Особое место в его наследии занимают последние записи: видеозапись концерта №23 В. А. Моцарта — в Милане с оркестром «Ла Скала» и дирижером К. Джуллини и аудиозапись сонаты Ф. Й. Гайдна.

Семья

В 1934 году пианист женился на дочери Артуро Тосканини Ванде. В том же году у них родилась единственная дочь - Соня (погибла в 1975 г.). Судьбы членов семьи В.Горовица - трагичны. Брат Яков погиб в 1916 г. (в июле был призван в армию, а уже в декабре его родившийся сын был назван Яковым [у евреев родившийся сын назывался именем отца в случае смерти последнего]). В 1930 г. Григорий (Георг) был сослан НКВД на Соловки [3 года - за контрреволюционную деятельность]. В том же году на операционном столе умирает мать - Софья Горовиц, урожденная Бодик. В 1937 г. в четвертый раз арестован отец - Самоил (его подвергали арестам: деникинская контрразведка в 1918 г., большевицкая ЧК - в 1920 и в 1921 гг.). Самоил уже не вернулся из заключения и в 1940 г. семья получила известие о его смерти. В 1945 г. Григорий вновь подвергается аресту НКВД в Таганроге, где он работал преподавателем скрипки в музыкальной школе им. П.И.Чайковского. Из заключения был выпущен в том же году, но спустя три месяца умер и похоронен на городском кладбище города. Сестра Регина Горовиц до своей смерти так и не получила звание доцента, хотя за нее хлопотали Я.Зак, Г.Нейгауз, Д.Ойстрах. В 1975 г. Владимир Горовиц оформил запрос на поездку к нему в США его сестры, но КГБ не выпустило ее из СССР.

с 1940 года по настоящее время

В 1940 году он окончательно поселился в США и в 1944 году получил американское гражданство. В 1943 году В.Горовиц по инициативе Моргентау (министр финансов США) дал концерт в Карнеги-холле, исполнив 1-й концерт П. И. Чайковского (дирижировал его тесть — Артуро Тосканини). Это был благотворительный концерт для нужд военного ведомства (шла 2-я Мировая война). Он принес 10 миллионов 941 тысячу долларов — рекордная сумма для концерта классической музыки (более 100 миллионов по нынешней покупательской стоимости доллара). В 1953 году Горовиц внезапно объявил о прекращении концертной деятельности и до 1965 года — целых 12 лет — не дал ни единого концерта. В эти 12 лет и были сделаны основные записи, известные сейчас. В 1965 г. в Карнеги-холле прошел «концерт-возвращение» о котором писали все газеты мира. С тех пор пианист много концертировал и по США, и по Европе.

Файл:Reagans present Vladimir Horowitz with PMOF.jpg
Рональд и Нэнси Рейган награждают Горовица Президентской медалью свободы.

В 1986 г. после шестидесятилетнего отсутствия, дал концерты в Москве и Ленинграде. Концерт в Москве транслировался ведущими телекомпаниями мира, а видео-кассеты еще много лет не сходили с прилавков магазинов. В 1987 г. в нью-йоркской квартире Горовица был снят фильм «Последний романтик».

Владимир Горовиц похоронен в семейном склепе своего тестя Артуро Тосканини на кладбище Cimitero Monumentale в Милане.

С 1995 г. в Киеве проводится Международный конкурс пианистов памяти Владимира Горовица.

Характеристика творчества

Горовиц — один из крупнейших пианистов в истории музыки, стоящий в одном ряду с Ф. Листом, А. Рубинштейном и С. Рахманиновым, которые представляют виртуозно-романтическое направление в фортепьянном исполнительстве. Блестящая техника и энергия сочетаются в игре Горовица с романтической приподнятостью и поэтическим изяществом. Представитель романтического стиля исполнения (сочинения Ф. Листа, в том числе в собственных транскрипциях, Ф. Шопена, русских композиторов и др.). Его называли «Королем Королей пианистов», «последним великим романтиком».В фундаментальном труде Д.Рабиновича «Исполнитель и стиль» В.Горовиц причислен к «исполинам романтического пианизма», к которым автор относит Ф.Листа, С.Рахманинова, В.Горовица. В поздних интерпретациях Горовица заметно более глубокое проникновение в художественную суть сочинения и меньшее увлечение внешним музыкальным блеском. Периодические кризисы Горовица и его уходы со сцены были обусловлены честностью художника, стремившегося к совершенству музыкальной интерпретации. Горовиц — один из лучших исполнителей музыки С. Рахманинова, его интерпретации Третьего концерта для фортепьяно с оркестром и сонаты №2 были названы совершенными самим композитором. Известное влияние оказал на музыкальное мировоззрение Горовица А. Тосканини. Записи концертов П. Чайковского и И. Брамса в исполнении Горовица с оркестром под управлением Тосканини — образцы ярких, самобытных трактовок этих произведений. Расширяя свой репертуар, Горовиц занимался созданием ряда виртуозных переработок произведений Листа, ему также принадлежит технически сложная и оригинальная по композиторскому замыслу фантазия на темы «Кармен» Ж. Бизе.

Видео

Ссылки

Примечания

  1. Dubal, David (1989). The Art of the Piano. Amadeus Press. ISBN 1-57467-088-3.
  2. http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,1825139,00.html





bg:Владимир Хоровиц ca:Vladimir Horowitz cs:Vladimir Horowitz da:Vladimir Horowitzfi:Vladimir Horowitzgl:Vladimir Horowitzhr:Vladimir Horowitz io:Vladimir Horowitzja:ウラディミール・ホロヴィッツ ka:ვლადიმერ ჰოროვიცი ko:블라디미르 호로비츠 la:Vladimirus Horowitz mk:Владимир Хоровиц nl:Vladimir Horowitz no:Vladimir Horowitz pl:Vladimir Horowitz pt:Vladimir Horowitz ro:Vladimir Horowitzsv:Vladimir Horowitzvi:Vladimir Horowitz zh:弗拉基米爾·薩莫伊洛維奇·霍羅威茨

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация