Еврейские больницы

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Marianna (Обсуждение | вклад)
Marianna (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
{{Остатье\ЭЕЭ
{{Остатье\ЭЕЭ
-
|ТИП СТАТЬИ=4
+
|ТИП СТАТЬИ=2
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|КАЧЕСТВО=

Версия 18:49, 4 марта 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья



Больницы Существовали У Евреев Еврейская больница имени М. Ризе в Чикаго. С фотографии начала 20 в. Джуиш энциклопедия (1901–1912).


Еврейские больницы

Содержание

Первые упоминания

Больницы существовали у евреев, очевидно, еще в глубокой древности. Библия упоминает о подобии изолятора, куда помещались больные проказой: в книге II Царей (15:5) употребляется термин бет hа-хофшит (который обычно переводится как «отдельный дом») для обозначения помещения, где находился пораженный проказой иудейский царь Азария (см. Уззия). Во времена Талмуда как название операционной применялся термин бейта де-шаиш («мраморная комната»).

Европа

Возникновение

Еврейские учреждения для ухода за больными и обслуживания путешественников, очевидно, существовали на территории современной Югославии в 5 в. н. э. и в Палермо (Сицилия) в 6 в. Подобное же учреждение в Кельне в 11 в., называвшееся по латыни Domus Hospitale Judaeorum (на иврите хекдеш — приют для бедных), видимо, служило, как и еврейские постоялые дворы в Испании и Франции (Париж), главным образом гостиницей для путешественников. Имеются упоминания о еврейских гостиницах-больницах в Регенсбурге (начало 13 в.), Мюнхене (1381), Барселоне (1385), Трире (1422), Ульме (1499), Вене и Берлине (16 в.).

Отделение для ухода за больными путешественниками, очевидно, являлось частью помещения, служившего гостиницей. Последние поддерживались общинами и благотворительными обществами. Поскольку еврейские общины были малы и бедны и постоянно находились под угрозой изгнания, больничная часть этих учреждений была весьма примитивна и состояла из одной–двух комнат, насчитывавших не более шести коек.

Больницы, соответствующие стандартам своего времени

В 40-х гг. 18 в. сефардская (см. Сефарды) община открыла в Лондоне больницу современного типа, которая соответствовала западноевропейским стандартам того времени. В Берлине, Бреславле и Вене еврейские больницы возникли во второй половине 18 в. В течение 19 в. и первой четверти 20 в. еврейские больницы появились в Париже (1836), Амстердаме и Базеле (1840), Риме (1881), Манчестере (1903) и Лондоне (1919). В относительно короткое время еврейские больницы возникли по всей Европе и Америке.

В Польше, например, в 1933 г. было 48 еврейских больниц с 3,5 тыс. коек (из них более тысячи коек в Варшаве). Еврейские больницы существовали в Латвии, Литве, Румынии, Греции (Салоники), Германии (Гамбург, Франкфурт), Австрии (Вена) и других странах. В Англии ортодоксальная община содержала особые еврейские палаты в ряде больниц (например, в больнице Мидлсекс в Лондоне).

Вторая мировая война

Вторая мировая война привела к ликвидации еврейских больниц.

Послевоенный период

В 1945 г. были вновь открыты, хотя и в значительно меньших масштабах, больницы в Берлине, Гамбурге, Вене, Амстердаме и Париже. Распространение государственной системы медицинского обслуживания привело к резкому снижению роли еврейских больниц.

Америка

Возникновение

В США выходцы из Германии основали в 1852 г. первую еврейскую больницу в Нью-Йорке (ныне больница «Маунт Сайнай»). В 1854 г. была открыта еврейская больница в Цинциннати, которая в первые годы своего существования, в традициях старого хекдеша, предоставляла также кров нищим и проезжим. В конце 19 в. ряд больниц был создан евреями — выходцами из стран Восточной Европы.

Еврейские больницы - вклад в развитие американского общества

После 1920 г. в США потребность в особых больницах для евреев постепенно уменьшалась. Однако дискриминация при приеме на работу евреев-врачей в другие больницы привела к тому, что еврейские больницы стали играть важную роль в трудоустройстве многих еврейских медиков. После 1950 г. евреи-больные составляли лишь 10–25% всех больных, находившихся на излечении в еврейских больницах США. Прекратилась также дискриминация евреев-врачей. Поэтому еврейские общины начали рассматривать свои больницы как вклад в развитие американского общества. В 1966 г. в США имелись 64 больницы, поддерживаемые еврейскими общинами. В них насчитывалось 25 тыс. коек, и они обслуживали приблизительно 560 тыс. больных в год. В указанном году в родильных отделениях этих больниц родилось около 76 тыс. детей, а в поликлинических отделениях было зарегистрировано почти 3,5 млн. посещений. Еврейские общины США поддерживают такие знаменитые медицинские центры (многие из них университетские), как, например, имени Маймонида и имени Мозеса Монтефиоре в Нью-Йорке, имени Альберта Эйнштейна в Филадельфии, имени Майкла Риза и «Маунт Сайнай» в Чикаго, «Сидарс Сайнай» в Лос-Анджелесе, а также больницы в Сент-Луисе, Балтиморе, Кливленде, Детройте, Милуоки, Бостоне, Майами, Денвере, Канзас-Сити, Новом Орлеане и других городах. Еврейские больницы существуют также в Канаде.

О больницах в Государстве Израиль см. Государство Израиль. Здравоохранение.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья БОЛЬНИЦЫ существовали у евреев в ЭЕЭ



Первые больницы в Иерусалиме

Начало девятнадцатого века

В начале девятнадцатого века в Иерусалиме почти не было медицинских учреждений. В городе остро ощущалась нехватка лекарственных средств. Единственная аптека, содержавшая самый необходимый набор медикаментов, принадлежала Францисканскому монастырю. Путешественники, посещавшие Иерусалим, регулярно сообщали об эпидемиях чумы и холеры, связанных с недостатком воды и еды, отсутствием медицинских учреждений, отсутствием лекарственных средств, всеобщим невежеством. В периоды эпидемий христианские монастыри – почти единственный источник медицинской помощи – наглухо закрывали ворота и изолировали себя от всего города. В 1834г., во время очередной эпидемии чумы, Иерусалим посетил доктор Дж.Розер, который констатировал, что в городе с населением 22000 нет ни одного настоящего врача. Врача не было и в турецкой армии.


Угнетающее впечатление производил факт существования в городе квартала прокаженных. Эти несчастные люди, ютившиеся в глинобитных хижинах неподалеку от Сионских ворот, промышляли попрошайничеством на рынках, у городских ворот и на Яффской дороге. Только в 70-е годы в Иерусалиме появились первые закрытые учреждения, в которые удалось поместить лишь часть больных. Остальные были выселены за пределы города.

Деятельность Лондонского миссионерского общества в Иерусалиме

В 1838 г. в Иерусалим приехала делегация Лондонского миссионерского общества и начала внедрять в городе различные медицинские службы. До этого здесь не было практикующих врачей. Европейцы, приезжавшие в Иерусалим по делам, прибегали к помощи врачей с английских кораблей, прибывавших в Яффский порт. Первые медицинские учреждения в Иерусалиме были основаны протестантскими миссионерами, прибывшими сюда из Германии. Нищие, лишенные многих гражданских прав иерусалимские евреи казались им благодатной почвой для распространения христианских идей (к тому же официально переходить в другую веру разрешалось лишь немусульманам). Одной из самых привлекательных сторон их деятельности, безусловно, являлась медицинская помощь. Реакция последовала незамедлительно. Глава сефардской общины, который также был ее политическим лидером, грозил проклятием и изгнанием из общины всякому, кто осмелится принять помощь у христиан. Проще было иметь дело с ашкеназами, которые не до такой степени подчинялись своим раввинам: они считались иностранцами, и их интересы защищали западные консулы. Община отчаянно сопротивлялась домогательствам миссионеров, сжигая христианские книги и отвергая всякую благотворительную помощь, в том числе и медицинскую. Раввины запрещали евреям, даже в случаях опасности для жизни, обращаться в больницу Английской Миссии, располагавшуюся неподалеку от Еврейского квартала. Администрация больницы, "отчитываясь о проделанной работе", сообщала, что принимает на лечение исключительно евреев. Правда, при тщательных проверках оказывалось, что в больнице держали и случайных, совершенно здоровых людей – "для поддержания статистики". Но факт остается фактом: евреи время от времени прибегали к помощи миссионеров, и те даже купили участок земли рядом с еврейским кладбищем и хоронили на нем умерших в стенах их больницы евреев, которым община отказала в погребении по еврейскому обряду. Борьба с миссионерами дала и гораздо более положительные результаты. Богатые западные евреи поняли, что самым действенным средством может быть только создание собственных медицинских учреждений. В 1842 г. сэр Монтефиоре прислал в Иерусалим доктора Симона Френкеля для создания еврейской клиники. Он оплатил ему дорожные расходы, снабдил необходимым набором медикаментов и хирургических инструментов, положил достойное жалование и пообещал покровительство британского консула и турецкого паши. Клиника д-ра Френкеля располагалась в северо-западной части Еврейского квартала.


Первая еврейская больница в Иерусалиме

В 1853 г. из Парижа приехал посланник семейства Ротшильдов, которому было поручено учредить в Святом городе несколько благотворительных и медицинских еврейских учреждений. Так в 1854 г. в Еврейском квартале появилась больница Меира Ротшильда, весь штат которой состоял из главного врача, хирурга, двух фармацевтов и администратора. Сама больница (не считая относящихся к ней синагоги, кухни и аптеки) состояла из трех небольших палат: мужской и двух женских - всего на 18 коек. В ней ежегодно принимали 600 больных и выписывали около 30000 рецептов. Среди пациентов больничной клиники значились и неевреи. Медицинское обслуживание, включая лекарства, было бесплатным. Путешественники отмечали, что в больнице неукоснительно соблюдались порядок и чистота. Однако больница была слишком мала и не могла конкурировать с христианскими лечебницами, которых к тому времени в Иерусалиме было уже довольно много. В 1857 г. ашкеназское общество Бикур Холим арендовало два участка для строительства больницы. В газете Га-Магид были опубликованы призывы о благотворительных взносах. Первый взнос сделал Мозес Монтефиоре, пожертвовав крупную сумму на строительство аптеки и клиники. Вначале в больнице Бикур Холим в трех ее палатах могли одновременно разместиться только 12 больных, однако к 1891 г. там было уже 5 палат и 36 коек. Три раза в неделю больничный врач обслуживал пациентов клиники; лекарства предоставлялись за символическую плату. Больница содержалась и оснащалась за счет пожертвований из России, Америки, Германии, Австрии и Венгрии. Иерусалимская ашкеназская община также ежегодно вносила определенную сумму на ее содержание. Вплоть до первой мировой войны больница находилась под покровительством германского консула. Когда Иерусалим разросся и вышел за стены Старого города, больница переехала на свое нынешнее место на улице Пророков, а в старом здании разместился госпиталь для хронических больных.

Источники

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация