“hа-Шахар” (журнал)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Hа-Шахар» в «“hа-Шахар” (журнал)») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''«hа-Шахар»''' (״הַשַּׁחַר״, `заря`), журнал на иврите | + | '''«hа-Шахар»''' (״הַשַּׁחַר״, `заря`), журнал на иврите. |
+ | === Организация издания === | ||
- | + | Журнал выходил в Вене с осени 1868 г. до 1886 г. | |
+ | Инициатором издания журнала и бессменным издателем и редактором, а также автором значительного числа его материалов был [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскин]]. После его смерти по подготовленным им материалам младший брат И. Л. Смоленскин издал в 1885–86 гг. четыре последних выпуска журнала. «hа-Шахар» был задуман как ежемесячное издание (ежегодный том включал 12 выпусков), однако трудности финансирования привели к тому, что за 17 лет вышло 11 полных томов, а 12-й том состоял из четырех выпусков. | ||
+ | === Программа журнала === | ||
- | + | «hа-Шахар» предназначался для российских [[Маскилим|маскилим]], хотя выпускался за пределами Российской империи. В предисловии («Петах давар») к первому выпуску П. | |
+ | Смоленскин определил программу журнала: распространение просвещения; борьба с ортодоксами, прежде всего с хасидами (см. [[Хасидизм]]); борьба с ассимиляторами и религиозными реформаторами; защита национальных идеалов и языка иврит. | ||
+ | === Журнал как независимое издание === | ||
- | + | Редактор поддерживал репутацию журнала как независимого издания, что способствовало его популярности. Для распространения в России каждый номер представлялся в российскую цензуру. Иногда власти отвергали какую-либо статью, и она вымарывалась в рассылавшихся подписчикам экземплярах; эти статьи доставлялись впоследствии нелегальной почтой. За пределами России журнал получил распространение в [[Австрия|Австрии]] (особенно [[Галиция|Галиции]]) и [[Румыния|Румынии]]. Тираж колебался от 800 до 1300 экземпляров. | |
+ | === Материальные трудности === | ||
+ | Несмотря на читательскую поддержку, журнал испытывал большие материальные трудности и мог существовать только благодаря пожертвованиям [[Альянс|Альянса]], а впоследствии и [[Общество Для Распространения Просвещения Между Евреями В России|Общества для распространения просвещения между евреями в России]]. Многие авторы, учитывая трудности издания, сотрудничали в «hа-Шахар» без гонорара. | ||
+ | === Журнал - трибуна молодых ивритских писателей === | ||
+ | |||
+ | Журнал стал трибуной молодых ивритских писателей: [[Брандштедтер, Мордехай Давид|М. Д. Брандштедтера]], Р. А. Бройдеса (1851–1902), поэтов [[Гордон, Иехуда Лейб|И. Л. Гордона]], [[Готлобер, Аврахам Бер|А. Б. Готлобера]], [[Левин, Иехуда Лейб|И. Л. Левина]] (Иехаллела), И. Каминера (1834–1901), [[Манделькерн, Шломо|Ш. Манделькерна]], [[Долицкий, Менахем Мендл|М. М. Долицкого]], в нем дебютировал в 1875–76 гг. молодой [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Перец]]. Здесь были опубликованы все романы П. Смоленскина: «hа-тоэ бе-дархей hа-хаим» («Блуждающий по путям жизни», 1868–71), «Симхат-ханеф» («Радость лицемера», 1873), «Квурат-хамор» («Ослиное погребение», 1874), «Гмул иешарим» («Воздаяние прямодушным», 1876), цикл его рассказов «Гаон ва-шевер» («Гордыня и погибель», 1874) и знаменитые публицистические статьи «Ам олам» («Вечный народ», 1872), «Эт лаасот» («Время делать», 1873), «Эт латаат» («Время насаждать», 1875–78), вызвавшие бурную полемику и острый интерес многих читателей. В целом журнал ориентировался на радикальных маскилим; социалистическая идеология была представлена лишь в произведениях И. Л. Левина. | ||
+ | === Позиция - за национальное возрождение народа в Эрец-Исраэль и восстановление иврита как разговорного языка === | ||
+ | |||
+ | С конца 1870-х гг., с появлением в «hа-Шахар» статей [[Бен-Иехуда Элиэзер|Э. Бен-Иехуды]], ратовавшего за национальное возрождение еврейского народа в Эрец-Исраэль и восстановление иврита как разговорного языка, журнал склоняется к палестинофильству, окончательно примкнув к этому направлению после волны погромов в России 1881 г. Видными публицистами журнала наряду со Смоленскиным стали [[Лилиенблюм, Моше Лейб|М. Л. Лилиенблюм]] (сторонник практического заселения Эрец-Исраэль, полемизировавший с [[Ахад-hа-Ам|Ахад-hа-Амом]]), А. Ш. Фрейдберг, А. А. Сироткин и другие. | ||
+ | === Отражение науки о еврействе === | ||
Наряду с художественной литературой и публицистикой «hа-Шахар» широко представлял свои страницы [[Наука О Еврействе|науке о еврействе]]. Свои статьи и исследования в «hа-Шахар» печатали Ш. Рубин (1823–1910), Д. Кахана, Я. Рейфман (1818–95), Ш. Бубер (1827–1906), [[Гурлянд, Хаим Иона|Х. И. Гурлянд]], [[Вайс, Ицхак Хирш|И. Х. Вайс]], С. Закс (1815–92), М. Иш-Шалом (Фридман, 1831–1908), [[Еллинек, Адольф|А. Еллинек]], [[Гаркави, Александр|А. Я. Гаркави]], Х. Ц. Лернер (1815–89), А. Крохмаль (см. [[Н. Крохмаль]]), Э. Шульман (1837–1903), Д. Холуб. Публиковались также работы представителей ранней Хаскалы: [[Рапопорт, Шломо Иехуда Лейб|Ш. И. Л. Рапопорта]], [[Луццатто, Шмуэль Давид|Ш. Луццатто]], [[Перл, Иосеф|И. Перла]]. Большинство книжных обзоров и рецензий были написаны Смоленскиным. | Наряду с художественной литературой и публицистикой «hа-Шахар» широко представлял свои страницы [[Наука О Еврействе|науке о еврействе]]. Свои статьи и исследования в «hа-Шахар» печатали Ш. Рубин (1823–1910), Д. Кахана, Я. Рейфман (1818–95), Ш. Бубер (1827–1906), [[Гурлянд, Хаим Иона|Х. И. Гурлянд]], [[Вайс, Ицхак Хирш|И. Х. Вайс]], С. Закс (1815–92), М. Иш-Шалом (Фридман, 1831–1908), [[Еллинек, Адольф|А. Еллинек]], [[Гаркави, Александр|А. Я. Гаркави]], Х. Ц. Лернер (1815–89), А. Крохмаль (см. [[Н. Крохмаль]]), Э. Шульман (1837–1903), Д. Холуб. Публиковались также работы представителей ранней Хаскалы: [[Рапопорт, Шломо Иехуда Лейб|Ш. И. Л. Рапопорта]], [[Луццатто, Шмуэль Давид|Ш. Луццатто]], [[Перл, Иосеф|И. Перла]]. Большинство книжных обзоров и рецензий были написаны Смоленскиным. | ||
Версия 16:56, 4 марта 2012
Источник: | ||||||||
|
«hа-Шахар» (״הַשַּׁחַר״, `заря`), журнал на иврите.
Содержание |
Организация издания
Журнал выходил в Вене с осени 1868 г. до 1886 г. Инициатором издания журнала и бессменным издателем и редактором, а также автором значительного числа его материалов был П. Смоленскин. После его смерти по подготовленным им материалам младший брат И. Л. Смоленскин издал в 1885–86 гг. четыре последних выпуска журнала. «hа-Шахар» был задуман как ежемесячное издание (ежегодный том включал 12 выпусков), однако трудности финансирования привели к тому, что за 17 лет вышло 11 полных томов, а 12-й том состоял из четырех выпусков.
Программа журнала
«hа-Шахар» предназначался для российских маскилим, хотя выпускался за пределами Российской империи. В предисловии («Петах давар») к первому выпуску П. Смоленскин определил программу журнала: распространение просвещения; борьба с ортодоксами, прежде всего с хасидами (см. Хасидизм); борьба с ассимиляторами и религиозными реформаторами; защита национальных идеалов и языка иврит.
Журнал как независимое издание
Редактор поддерживал репутацию журнала как независимого издания, что способствовало его популярности. Для распространения в России каждый номер представлялся в российскую цензуру. Иногда власти отвергали какую-либо статью, и она вымарывалась в рассылавшихся подписчикам экземплярах; эти статьи доставлялись впоследствии нелегальной почтой. За пределами России журнал получил распространение в Австрии (особенно Галиции) и Румынии. Тираж колебался от 800 до 1300 экземпляров.
Материальные трудности
Несмотря на читательскую поддержку, журнал испытывал большие материальные трудности и мог существовать только благодаря пожертвованиям Альянса, а впоследствии и Общества для распространения просвещения между евреями в России. Многие авторы, учитывая трудности издания, сотрудничали в «hа-Шахар» без гонорара.
Журнал - трибуна молодых ивритских писателей
Журнал стал трибуной молодых ивритских писателей: М. Д. Брандштедтера, Р. А. Бройдеса (1851–1902), поэтов И. Л. Гордона, А. Б. Готлобера, И. Л. Левина (Иехаллела), И. Каминера (1834–1901), Ш. Манделькерна, М. М. Долицкого, в нем дебютировал в 1875–76 гг. молодой И. Л. Перец. Здесь были опубликованы все романы П. Смоленскина: «hа-тоэ бе-дархей hа-хаим» («Блуждающий по путям жизни», 1868–71), «Симхат-ханеф» («Радость лицемера», 1873), «Квурат-хамор» («Ослиное погребение», 1874), «Гмул иешарим» («Воздаяние прямодушным», 1876), цикл его рассказов «Гаон ва-шевер» («Гордыня и погибель», 1874) и знаменитые публицистические статьи «Ам олам» («Вечный народ», 1872), «Эт лаасот» («Время делать», 1873), «Эт латаат» («Время насаждать», 1875–78), вызвавшие бурную полемику и острый интерес многих читателей. В целом журнал ориентировался на радикальных маскилим; социалистическая идеология была представлена лишь в произведениях И. Л. Левина.
Позиция - за национальное возрождение народа в Эрец-Исраэль и восстановление иврита как разговорного языка
С конца 1870-х гг., с появлением в «hа-Шахар» статей Э. Бен-Иехуды, ратовавшего за национальное возрождение еврейского народа в Эрец-Исраэль и восстановление иврита как разговорного языка, журнал склоняется к палестинофильству, окончательно примкнув к этому направлению после волны погромов в России 1881 г. Видными публицистами журнала наряду со Смоленскиным стали М. Л. Лилиенблюм (сторонник практического заселения Эрец-Исраэль, полемизировавший с Ахад-hа-Амом), А. Ш. Фрейдберг, А. А. Сироткин и другие.
Отражение науки о еврействе
Наряду с художественной литературой и публицистикой «hа-Шахар» широко представлял свои страницы науке о еврействе. Свои статьи и исследования в «hа-Шахар» печатали Ш. Рубин (1823–1910), Д. Кахана, Я. Рейфман (1818–95), Ш. Бубер (1827–1906), Х. И. Гурлянд, И. Х. Вайс, С. Закс (1815–92), М. Иш-Шалом (Фридман, 1831–1908), А. Еллинек, А. Я. Гаркави, Х. Ц. Лернер (1815–89), А. Крохмаль (см. Н. Крохмаль), Э. Шульман (1837–1903), Д. Холуб. Публиковались также работы представителей ранней Хаскалы: Ш. И. Л. Рапопорта, Ш. Луццатто, И. Перла. Большинство книжных обзоров и рецензий были написаны Смоленскиным.
«hа-Шахар» сыграл большую роль в становлении новой литературы на иврите и еврейской национальной мысли.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья «hа-ШАХАР» в ЭЕЭ