Юдифь
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Add notice: From Wiki) |
Shcootsn (Обсуждение | вклад) (→В кинематографе) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | {{IsFromWiki}}{{Другие значения|Кац, Мария Львовна}} | ||
+ | [[Файл:Giorgione 038.jpg|thumb|220px|''«[[Юдифь (картина Джорджоне)|Юдифь]]»'', картина [[Джорджоне]]]] | ||
+ | '''Юди́фь''' ({{lang-he|יהודית}} — ''Йехуди́т'', женский вариант имени [[Иехуда]]) — персонаж [[Ветхий Завет|ветхозаветной]] [[второканонические книги|второканонической]] ''«Книги Юдифи»'', [[еврей]]ская [[вдова]], спасшая свой родной город от нашествия [[Ассирия|ассирийцев]]. | ||
+ | == Легенда == | ||
+ | В [[Иудейское царство|Иудею]] вторглась огромная армия [[Навуходоносор]]а под командованием полководца [[Олоферн]]а. Вавилоняне осадили город Ветилуя (Бетулия), в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой. | ||
+ | [[Файл:GENTILESCHI Judith.jpg|thumb|left||||''«Юдифь»'', картина [[Джентилески, Артемизия|Артемизии Джентилески]]]] | ||
+ | [[Файл:Gustav Klimt 039.jpg|thumb||left|''«Юдифь»'', картина [[Климт]]а]] | ||
+ | Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он засыпает пьяным, она отрезает ему голову и возвращается в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбегается. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие. | ||
+ | |||
+ | == «Книга Юдифи» == | ||
+ | Этот текст возник, как считается, в годы патриотического подъёма — во время восстания [[Маккавеи|Маккавеев]]. Он был создан на основе более ранних устных преданий в сер. II в. до н. э. | ||
+ | |||
+ | Записанная версия имела хождение в иудейской среде и была очень популярна, став частью [[Танах]]а. Затем эта Книга была включена в [[Септуагинта|Септуагинту]]. Но через некоторое время при окончательном отборе книг для канона [[Кетувим]]а она была отброшена из-за моральной оценки подвига Юдифи — ведь героиня совершила его, пойдя на притворство и обман, убив доверившегося ей врага. | ||
+ | |||
+ | Оригинал на [[иврит]]е не сохранился, книга дошла в греческом переводе. Существующие еврейские версии (равная по размеру греческой и сокращённый вариант) были сделаны в средние века (вероятно, обратный перевод). | ||
+ | |||
+ | «Книга Юдифи» входит в [[Септуагинта|Септуагинту]] и является частью канона [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]] [[Римско-католическая церковь|католической]] и [[православие|православной]] церквей, но исключена из него, так же как и иудеями, [[Протестантизм|протестантской]] церковью. | ||
+ | |||
+ | === Жанр «Книги», вымысел и анахронизмы === | ||
+ | «Книга» содержит ряд исторических [[анахронизм]]ов, и большинство учёных оценивают её как вымысел — [[притча|притчу]], или даже первый [[исторический роман]]. | ||
+ | |||
+ | Как в историческом романе, сцены «Книги» оживлены, им придана конкретика обозначением определённого времени и места действия (пусть и не точных), и, как во всех исторических романах, она расцвечена именами важных исторических личностей: в данном случае это царь [[Навуходоносор]], фигурирующий также в «[[Книга Есфирь|Книге Эсфири]]» и «Книге Даниила» — но ни в одной из них нет такого числа «исторических» деталей, как в «Книге Юдифи». Самые первые строчки — это не классические «Однажды давным-давно», а строго конкретные «В 12-й год царствования [[Навуходоносор]]а, царствовавшего над Ассириянами в великом городе [[Ниневия|Ниневии]]…». | ||
+ | [[Файл:Sandro Botticelli 020.jpg|thumb|Сандро Боттичелли, ''«Возвращение Юдифи в Ветилую»'']] | ||
+ | |||
+ | Родной город Юдифи называется ''Ветилуя'', о котором говорится, что он занимает важное стратегическое место на пути в Иудею, скорее всего — вымышленный географический пункт, хотя некоторые отождествляют его с городом ''Meselieh''. Место, где разбил свой лагерь Олоферн, отождествляют с районом ''Shechem''. | ||
+ | |||
+ | Главной погрешностью истории является утверждение о том, что подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи, в то время, как Навуходоносору на самом деле эту страну завоевать удалось. | ||
+ | |||
+ | Хотя «Книга» не является частью официального иудейского религиозного канона, он стал частью концепции ортодоксального иудаизма, представители которого относят время его действия к тому периоду, когда Иудея боролась с [[Селевкиды|Селевкидами]] в эллинистический период. История Юдифи расценивается как событие, связанное с фактами военных действий того периода, и считается, что она имеет отношение к второстепенным обстоятельствам еврейского праздника [[Ханука]] (см. также 1-ю и 2-ю книги Маккавеев). | ||
+ | |||
+ | == Юдифь в мировой культуре == | ||
+ | [[Файл:Judith mit dem Haupt des Holofernes.jpg|thumb||||''«Юдифь с головой Олоферна»'', картина [[Кранах, Лукас Старший|Кранаха]]]] | ||
+ | |||
+ | === В литературе === | ||
+ | Образ Юдифи распространился в европейской литературе. Ок. [[1000]] г. о ней написал проповедь англо-саксонский аббат Эльфрик (см. «[[:en:Judith (homily)|Judith]]»), поэма «[[:en:Judith (poem)|Judith]]» на старо-английском языке в Кодексе Вителлиусе следует за «[[Беовульф]]ом». | ||
+ | |||
+ | В эпоху Возрождения история вдовы стала примером мужества местных жителей перед лицом иностранной интервенции. Далмацкий гуманист [[Марко Марулич]] (1450—1524) обработал эту легенду в ренессансный роман «Judita», вдохновляясь современной ему героической борьбой хорватов против Оттоманской империи. | ||
+ | |||
+ | * [[Мей, Лев Александрович|Лев Мей]], стихотворение «Юдифь» ([[1855 год]]) | ||
+ | |||
+ | === В изобразительном искусстве === | ||
+ | [[Донателло]] изваял знаменитую бронзовую скульптуру «Юдифь и Олоферн», используя её как аллегорию борьбы флорентийской коммуны против тирании. [[Микеланджело]] изобразил Юдифь в углу Сикстинской капеллы. Эта тема интересовала [[Боттичелли]], [[Джорджоне]], [[Тициан]]a, [[Веронезе]], [[Караваджо]] («[[Юдифь и Олоферн (картина Караваджо)|Юдифь и Олоферн]]»), [[Беккафуми]], [[Рембрандт]]а, [[Рубенс]]а, [[Ридель, Август|Августа Риделя]] и т. д. | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Cristofano Allori 002.jpg|thumb|left|[[Кристофано Аллори]], ''Юдифь с головой Олоферна'', ок.[[1580]]]] | ||
+ | |||
+ | В европейском искусстве Юдифь изображается либо в процессе убийства, либо уже с отрубленной головой Олоферна в руках. В последнем случае за её плечами обычно пишут служанку (ту самую, с которой она пришла в лагерь) — для того, чтобы отличать её от [[Саломея|Саломеи]], которая обычно держит отрубленную голову [[Иоанн Креститель|Иоанна Крестителя]] на серебряном блюде. Тем не менее, в северноевропейской традиции можно найти Юдифь и со служанкой, и с блюдом — это знаменитый пример, приведённый [[Панофски]]м, о том, что эрудиция необходима для изучения иконографии. Широко распространились и гравюры, сочетающие вечные темы [[секс]]а и насилия, на которых Юдифь часто изображалась обнажённой. Из крупных мастеров гравюры на этот сюжет создавали [[Пармиджанино]] и [[Жак Калло]], а также по рисункам [[Мантенья|Мантеньи]]. | ||
+ | |||
+ | === В музыке === | ||
+ | * [[1693]]: Оратория ''«La Giuditta»'' [[Алессандро Скарлатти]] | ||
+ | * [[1716]]: ''«Juditha triumphans»'' — [[Антонио Вивальди]] | ||
+ | * [[1771]]: ''«La Betulia Liberata»'' — [[Моцарт]] | ||
+ | * [[1863]]: ''«Юдифь»'' — опера [[Серов, Александр Николаевич (композитор)|Александра Серова]]. | ||
+ | |||
+ | === В кинематографе === | ||
+ | * [[1913]]: «[[Юдифь из Бетулии]]» ({{lang-en|Judith of Bethulia}}) — художественный фильм режиссёра [[Гриффит, Дэвид|Дэвида Гриффита]] | ||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
+ | {{commonscat|Judith and Holofernes}} | ||
+ | * [http://www.magister.msk.ru/relig/bible/rusbib19.htm Книга Иудифи. Русский канонический перевод] | ||
+ | {{Link FA|he}} | ||
+ | |||
+ | {{Второканонические книги}} | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Женщины Ветхого Завета]] | ||
+ | [[Категория:Вымышленные женщины-убийцы]] | ||
+ | [[Категория:Праматери]] | ||
+ | |||
+ | [[ca:Llibre de Judit]] | ||
+ | [[cs:Kniha Júdit]] | ||
+ | [[da:Judits Bog]] | ||
+ | [[de:Buch Judit]] | ||
+ | [[en:Book of Judith]] | ||
+ | [[eo:Judit (libro)]] | ||
+ | [[es:Libro de Judit]] | ||
+ | [[fi:Juditin kirja]] | ||
+ | [[fr:Livre de Judith]] | ||
+ | [[fur:Judite]] | ||
+ | [[gl:Libro de Xudit]] | ||
+ | [[he:ספר יהודית]] | ||
+ | [[hr:Judita (knjiga)]] | ||
+ | [[id:Kitab Yudit]] | ||
+ | [[it:Libro di Giuditta]] | ||
+ | [[ja:ユディト記]] | ||
+ | [[jv:Kitab Yudit]] | ||
+ | [[ko:유딧기]] | ||
+ | [[la:Liber Iudith]] | ||
+ | [[ml:യൂദിത്തിന്റെ പുസ്തകം]] | ||
+ | [[nl:Judith (boek)]] | ||
+ | [[nn:Judits bok]] | ||
+ | [[no:Judits bok]] | ||
+ | [[pl:Księga Judyty]] | ||
+ | [[pt:Livro de Judite]] | ||
+ | [[simple:Judith]] | ||
+ | [[sk:Judit]] | ||
+ | [[sv:Judits bok]] | ||
+ | [[sw:Kitabu cha Yuditi]] | ||
+ | [[tl:Aklat ni Judit]] | ||
+ | [[zh:友第德]]{{WikiCopyRight}} |
Версия 13:49, 10 января 2010
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Юди́фь (ивр. יהודית — Йехуди́т, женский вариант имени Иехуда) — персонаж ветхозаветной второканонической «Книги Юдифи», еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев.
Содержание |
Легенда
В Иудею вторглась огромная армия Навуходоносора под командованием полководца Олоферна. Вавилоняне осадили город Ветилуя (Бетулия), в котором жила целомудренная и богобоязненная молодая вдова Юдифь. Надежды для горожан не было никакой.
Надев красивые одежды и взяв с собой служанку, она отправилась в стан врага и сделала так, что Олоферн проникся к ней доверием. Когда в один из вечеров он засыпает пьяным, она отрезает ему голову и возвращается в родной город. Вражеская армия, оказавшись без начальника, в панике разбегается. Юдифь вернулась к своей прежней жизни и до конца соблюдала безбрачие.
«Книга Юдифи»
Этот текст возник, как считается, в годы патриотического подъёма — во время восстания Маккавеев. Он был создан на основе более ранних устных преданий в сер. II в. до н. э.
Записанная версия имела хождение в иудейской среде и была очень популярна, став частью Танаха. Затем эта Книга была включена в Септуагинту. Но через некоторое время при окончательном отборе книг для канона Кетувима она была отброшена из-за моральной оценки подвига Юдифи — ведь героиня совершила его, пойдя на притворство и обман, убив доверившегося ей врага.
Оригинал на иврите не сохранился, книга дошла в греческом переводе. Существующие еврейские версии (равная по размеру греческой и сокращённый вариант) были сделаны в средние века (вероятно, обратный перевод).
«Книга Юдифи» входит в Септуагинту и является частью канона Ветхого Завета католической и православной церквей, но исключена из него, так же как и иудеями, протестантской церковью.
Жанр «Книги», вымысел и анахронизмы
«Книга» содержит ряд исторических анахронизмов, и большинство учёных оценивают её как вымысел — притчу, или даже первый исторический роман.
Как в историческом романе, сцены «Книги» оживлены, им придана конкретика обозначением определённого времени и места действия (пусть и не точных), и, как во всех исторических романах, она расцвечена именами важных исторических личностей: в данном случае это царь Навуходоносор, фигурирующий также в «Книге Эсфири» и «Книге Даниила» — но ни в одной из них нет такого числа «исторических» деталей, как в «Книге Юдифи». Самые первые строчки — это не классические «Однажды давным-давно», а строго конкретные «В 12-й год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии…».
Родной город Юдифи называется Ветилуя, о котором говорится, что он занимает важное стратегическое место на пути в Иудею, скорее всего — вымышленный географический пункт, хотя некоторые отождествляют его с городом Meselieh. Место, где разбил свой лагерь Олоферн, отождествляют с районом Shechem.
Главной погрешностью истории является утверждение о том, что подвиг Юдифи остановил вторжение Навуходоносора и разгром Иудеи, в то время, как Навуходоносору на самом деле эту страну завоевать удалось.
Хотя «Книга» не является частью официального иудейского религиозного канона, он стал частью концепции ортодоксального иудаизма, представители которого относят время его действия к тому периоду, когда Иудея боролась с Селевкидами в эллинистический период. История Юдифи расценивается как событие, связанное с фактами военных действий того периода, и считается, что она имеет отношение к второстепенным обстоятельствам еврейского праздника Ханука (см. также 1-ю и 2-ю книги Маккавеев).
Юдифь в мировой культуре
В литературе
Образ Юдифи распространился в европейской литературе. Ок. 1000 г. о ней написал проповедь англо-саксонский аббат Эльфрик (см. «Judith»), поэма «Judith» на старо-английском языке в Кодексе Вителлиусе следует за «Беовульфом».
В эпоху Возрождения история вдовы стала примером мужества местных жителей перед лицом иностранной интервенции. Далмацкий гуманист Марко Марулич (1450—1524) обработал эту легенду в ренессансный роман «Judita», вдохновляясь современной ему героической борьбой хорватов против Оттоманской империи.
- Лев Мей, стихотворение «Юдифь» (1855 год)
В изобразительном искусстве
Донателло изваял знаменитую бронзовую скульптуру «Юдифь и Олоферн», используя её как аллегорию борьбы флорентийской коммуны против тирании. Микеланджело изобразил Юдифь в углу Сикстинской капеллы. Эта тема интересовала Боттичелли, Джорджоне, Тицианa, Веронезе, Караваджо («Юдифь и Олоферн»), Беккафуми, Рембрандта, Рубенса, Августа Риделя и т. д.
В европейском искусстве Юдифь изображается либо в процессе убийства, либо уже с отрубленной головой Олоферна в руках. В последнем случае за её плечами обычно пишут служанку (ту самую, с которой она пришла в лагерь) — для того, чтобы отличать её от Саломеи, которая обычно держит отрубленную голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде. Тем не менее, в северноевропейской традиции можно найти Юдифь и со служанкой, и с блюдом — это знаменитый пример, приведённый Панофским, о том, что эрудиция необходима для изучения иконографии. Широко распространились и гравюры, сочетающие вечные темы секса и насилия, на которых Юдифь часто изображалась обнажённой. Из крупных мастеров гравюры на этот сюжет создавали Пармиджанино и Жак Калло, а также по рисункам Мантеньи.
В музыке
- 1693: Оратория «La Giuditta» Алессандро Скарлатти
- 1716: «Juditha triumphans» — Антонио Вивальди
- 1771: «La Betulia Liberata» — Моцарт
- 1863: «Юдифь» — опера Александра Серова.
В кинематографе
- 1913: «Юдифь из Бетулии» (англ. Judith of Bethulia) — художественный фильм режиссёра Дэвида Гриффита
Ссылки
Юдифь на Викискладе? |
ca:Llibre de Judit
cs:Kniha Júdit da:Judits Bogeo:Judit (libro)fi:Juditin kirjafur:Judite gl:Libro de Xudithr:Judita (knjiga) id:Kitab Yuditja:ユディト記 jv:Kitab Yudit ko:유딧기 la:Liber Iudith ml:യൂദിത്തിന്റെ പുസ്തകം nl:Judith (boek) nn:Judits bok no:Judits bok pl:Księga Judyty pt:Livro de Juditesk:Judit sv:Judits bok sw:Kitabu cha Yuditi tl:Aklat ni Judit zh:友第德Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.