Януш Корчак

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «Ха-» на «hа-»)
Наталья (Обсуждение | вклад)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 31: Строка 31:
== Биография ==
== Биография ==
-
Родился в [[Варшава|Варшаве]] [[22 июля]] [[1878 год]]а<ref>Его отец не сразу оформил метрику, поэтому точный год рождения Корчака неизвестен.</ref> в интеллигентной [[Ассимиляция (социология)|ассимилированной]] [[еврей]]ской семье. Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «[[hа-Маггид]]», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846-96) — адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона [[Моше|Моисея]] и [[Талмуд]]а» (1871). Корчак в «Воспоминаниях» пишет: «Меня назвали именем деда, которого звали Гершем», именно это имя проставлено в его метрической справке о рождении. Просто в ассимилированной еврейской семье, в которой он родился и вырос, его называли Генриком — на польский манер.
+
Родился в [[Варшава|Варшаве]] [[22 июля]] [[1878 год]]а<ref>Его отец не сразу оформил метрику, поэтому точный год рождения Корчака неизвестен.</ref> в интеллигентной [[Ассимиляция (социология)|ассимилированной]] [[еврей]]ской семье. Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «[[hа-Маггид]]», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846-96) — адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона [[Моше|Моисея]] и [[Талмуд]]а» (1871). Корчак в «Воспоминаниях» пишет: «Меня назвали именем деда, которого звали Гершем», именно это имя проставлено в его метрической справке о рождении.  
-
Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10—11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий.
+
Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Преподавание велось на русском языке.  
После смерти отца в [[1896 год]]у семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15—16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.
После смерти отца в [[1896 год]]у семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15—16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.
В [[1898 год]]а Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом [[1899 год]]а он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью [[Песталоцци]]. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами. В [[1903 год]]у он получил диплом врача.
В [[1898 год]]а Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом [[1899 год]]а он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью [[Песталоцци]]. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами. В [[1903 год]]у он получил диплом врача.
 +
В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов<ref>ул. Слиская 51/Сенная 60</ref> и воспитателем в летних детских лагерях.
 +
Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.
-
В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов<ref>ул. Слиская 51/Сенная 60</ref> и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.
+
В 1903–11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов, воспитателем в летних детских лагерях,
 +
был членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.  
-
В 1904—1905 гг. Корчак принимал участие в [[Русско-японская война|Русско-японской войне]].
+
В 1904–1905 гг. — участвовал в русско-японской войне.
В [[1907 год]]у Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомясь с различными воспитательными учреждениями.
В [[1907 год]]у Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомясь с различными воспитательными учреждениями.
[[Файл:Krochmalna Street orphanage.PNG|250px|thumb|«Дом сирот» на улице Крохмальной. Комната Корчака находилась в [[Аттик (архитектура)|аттике]]]]
[[Файл:Krochmalna Street orphanage.PNG|250px|thumb|«Дом сирот» на улице Крохмальной. Комната Корчака находилась в [[Аттик (архитектура)|аттике]]]]
В [[1911 год]]у Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной,<ref>во время войны он был переведён в гетто на ул. Хлодну 33, а позже на ул. Сенная 16/Слиска 9</ref> которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.
В [[1911 год]]у Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной,<ref>во время войны он был переведён в гетто на ул. Хлодну 33, а позже на ул. Сенная 16/Слиска 9</ref> которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.
 +
 +
В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, [[плебисцит]] и т. д.
В 1914-18 гг. Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребенка».
В 1914-18 гг. Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребенка».
Строка 55: Строка 60:
В 1926-32 гг. Корчак редактировал еженедельник «Mały przegląd» («Малое обозрение», приложение для детей к сионистской газете «Nasz przegląd» «Наше обозрение»), в котором активно участвовали его воспитанники.
В 1926-32 гг. Корчак редактировал еженедельник «Mały przegląd» («Малое обозрение», приложение для детей к сионистской газете «Nasz przegląd» «Наше обозрение»), в котором активно участвовали его воспитанники.
 +
С 1918 года Корчак выступал под псевдонимом ''«Старый Доктор»'' с воспитательными беседами по радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников.
 +
 +
Отвлеченно веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.
=== Еврейская деятельность ===
=== Еврейская деятельность ===
В 1899 году Корчак присутствовал в качестве гостя на [[Сионистский всемирный конгресс|Втором Сионистском конгрессе]]. Преклоняясь перед [[Герцль, Теодор|Теодором Герцлем]], он, однако, не принял идей [[сионизм]]а, считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого. Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские [[Еврейские погромы|погромы]], устроенные польскими националистами в 1918-19 гг., посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.
В 1899 году Корчак присутствовал в качестве гостя на [[Сионистский всемирный конгресс|Втором Сионистском конгрессе]]. Преклоняясь перед [[Герцль, Теодор|Теодором Герцлем]], он, однако, не принял идей [[сионизм]]а, считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого. Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские [[Еврейские погромы|погромы]], устроенные польскими националистами в 1918-19 гг., посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.
Строка 63: Строка 71:
==== В годы холокоста ====
==== В годы холокоста ====
-
В [[1940 год]]у вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в [[Варшавское гетто]]. Он отклонил все предложения неевреев-почитателей своего таланта вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.
+
В [[1940 год]]у вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в [[Варшавское гетто]].  
В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Освобождён по ходатайству провокатора [[Ганцвайх, Абрам|А. Ганцвайха]], который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев.
В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Освобождён по ходатайству провокатора [[Ганцвайх, Абрам|А. Ганцвайха]], который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев.
Строка 69: Строка 77:
В [[гетто]] Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали [[иврит]] и основы [[иудаизм]]а, да и он сам, видя равнодушие [[христианство|христианского]] мира к страданиям евреев, страстно мечтал вернуться к истокам иудаизма. За несколько недель до [[Песах]]а 1942 Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа [[Пятикнижие]] в руках, взял с детей клятву быть хорошими [[евреи|евреями]] и честными людьми.
В [[гетто]] Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали [[иврит]] и основы [[иудаизм]]а, да и он сам, видя равнодушие [[христианство|христианского]] мира к страданиям евреев, страстно мечтал вернуться к истокам иудаизма. За несколько недель до [[Песах]]а 1942 Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа [[Пятикнижие]] в руках, взял с детей клятву быть хорошими [[евреи|евреями]] и честными людьми.
-
Когда в августе [[1942]] пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом [[Вильчинская, Стефания|Стефанией Вильчинской]] (1886—1942)<ref>работала с Корчаком с 1911 г., в 1914-18 гг. руководила приютом</ref> и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в [[Треблинка (концентрационный лагерь)|Треблинку]]. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми (факт того что ему было предложено спасение, однако, остается недоказанным), приняв с ними смерть в [[Газовая камера|газовой камере]].<ref name="KEE">{{ЭЕЭ|12200|Корчак Януш}}</ref>
+
Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Он отклонил все предложения почитателей своего таланта (неевреев) вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне. Когда в августе 1942 г. пришел приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошел вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886–1942; работала с Корчаком с 1911 г., в 1914–18 гг. руководила приютом) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в [[Треблинка|Треблинку]]. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
-
== Педагогическая деятельность ==
+
Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары И. Неверли «Живые связи» (1966, польский язык), поэма А. Цейтлина (1898–1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык), поэма [[Галич, Александр Аркадьевич|А. Галича]] «Каддиш» и другие. Памятник Б. Сакциера (родился в 1942 г.) «Я. Корчак с детьми» (1978) установлен в Иерусалиме на территории [[Яд Ва-Шем|Яд ва-Шем]].
-
В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, [[плебисцит]] и т. д.
+
-
 
+
-
С 1918 года Корчак выступал под псевдонимом ''«Старый Доктор»'' с воспитательными беседами по радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников.
+
-
 
+
-
Отвлеченно веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.<ref name="KEE" />
+
== Литературное творчество ==
== Литературное творчество ==
Печататься Корчак начал в 1898 г., тогда же он взял и свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1939 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.
Печататься Корчак начал в 1898 г., тогда же он взял и свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1939 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.
-
Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главная из них «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).
+
Произведения Корчака переведены на многие языки мира, в том числе на иврит и русский.
 +
 
 +
Корчаку принадлежит свыше 20 книг о воспитании (главная из них «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).
=== Сочинения ===
=== Сочинения ===
Строка 133: Строка 138:
'''Мультфильмы'''
'''Мультфильмы'''
-
* «[[«Расскажите сказку, доктор»(мультфильм)|„Расскажите сказку, доктор“]]» — советский мультфильм, © ЭКРАН, 1988 г.
+
* «[[Расскажите сказку, доктор(мультфильм)|Расскажите сказку, доктор]]» — советский мультфильм, © ЭКРАН, 1988 г.
Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных линии, одна построена по мотивам повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей. В психологическом плане очень тяжёлый мультфильм.
Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных линии, одна построена по мотивам повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей. В психологическом плане очень тяжёлый мультфильм.
Строка 197: Строка 202:
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
 +
 +
{{ElevenCopyRight|12200|КОРЧАК Януш}}
 +
 +
 +
[[Категория:Холокост]]

Текущая версия на 20:37, 23 июня 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Януш Корчак
Janusz Korczak
Файл:Janusz Korczak.PNG
педагог, писатель, врач и общественный деятель
Имя при рождении:

Герш Гольдшмит

Дата рождения:

22 июля 1878(1878-07-22)

Место рождения:

Варшава

Дата смерти:

6 августа 1942(1942-08-06) (64 года)

Место смерти:

Треблинка

Я́нуш Ко́рчак (Janusz Korczak; настоящее имя Ге́нрик Го́льдшмит; 22 июля 1878, Варшава — 6 августа 1942, Треблинка) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Содержание

Биография

Родился в Варшаве 22 июля 1878 года[1] в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Дед Корчака, врач Хирш Гольдшмидт, сотрудничал в газете «hа-Маггид», отец, Юзеф Гольдшмидт (1846-96) — адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда» (1871). Корчак в «Воспоминаниях» пишет: «Меня назвали именем деда, которого звали Гершем», именно это имя проставлено в его метрической справке о рождении.

Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Преподавание велось на русском языке.

После смерти отца в 1896 году семья оказалась в тяжёлом материальном положении. С пятого класса (15—16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.

В 1898 года Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета. Летом 1899 года он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью Песталоцци. В своей поездке Корчак особенно интересуется школами и детскими больницами. В 1903 году он получил диплом врача. В 1903-11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов[2] и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

В 1903–11 гг. работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов, воспитателем в летних детских лагерях, был членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам.

В 1904–1905 гг. — участвовал в русско-японской войне.

В 1907 году Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках, знакомясь с различными воспитательными учреждениями.

Файл:Krochmalna Street orphanage.PNG
«Дом сирот» на улице Крохмальной. Комната Корчака находилась в аттике

В 1911 году Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной,[3] которым руководил (с перерывом в 1914-18 гг.) до конца жизни. От филантропов, субсидировавших его начинание, Корчак потребовал полной независимости в своей административной и воспитательской деятельности.

В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и т. д.

В 1914-18 гг. Корчак находился на Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребенка».

В 1919—36 гг. он принимал участие в работе интерната «Наш дом» (на Белянах) — детского дома для польских детей, — где также применял новаторские педагогические методики.

Корчак возвращается в Варшаву в 1918 году, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах.

В 1926-32 гг. Корчак редактировал еженедельник «Mały przegląd» («Малое обозрение», приложение для детей к сионистской газете «Nasz przegląd» «Наше обозрение»), в котором активно участвовали его воспитанники.

С 1918 года Корчак выступал под псевдонимом «Старый Доктор» с воспитательными беседами по радио, читал лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, вёл работу в суде по делам малолетних преступников.

Отвлеченно веря в Бога («Один на один с Богом», 1922; содержит 18 молитв «для тех, кто не молится»), Корчак отличался широкой веротерпимостью и видел в вере источник морального очищения.

Еврейская деятельность

В 1899 году Корчак присутствовал в качестве гостя на Втором Сионистском конгрессе. Преклоняясь перед Теодором Герцлем, он, однако, не принял идей сионизма, считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого. Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев. Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918-19 гг., посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.

С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве. В 1934 г. и 1936 г. он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников. Педагогические и социальные принципы киббуцного движения произвели глубокое впечатление на Корчака. В письме 1937 г. он писал:

«Приблизительно в мае еду в Эрец. И именно на год в Иерусалим. Я должен изучить язык, а там — поеду, куда позовут… Самое трудное было решение. Я хочу уже сегодня сидеть в маленькой темной комнате с Библией, учебником, словарем иврита… Там самый последний не плюнет в лицо самому лучшему только за то, что он еврей»

Отъезду помешала лишь невозможность покинуть своих сирот. Корчак в эти годы собирался написать повесть о возрождении еврейской родины, о пионерах-халуцим.

В годы холокоста

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто.

В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме. Освобождён по ходатайству провокатора А. Ганцвайха, который таким образом хотел заработать авторитет среди евреев.

В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма, да и он сам, видя равнодушие христианского мира к страданиям евреев, страстно мечтал вернуться к истокам иудаизма. За несколько недель до Песаха 1942 Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.

Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Он отклонил все предложения почитателей своего таланта (неевреев) вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне. Когда в августе 1942 г. пришел приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошел вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской (1886–1942; работала с Корчаком с 1911 г., в 1914–18 гг. руководила приютом) и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочел остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары И. Неверли «Живые связи» (1966, польский язык), поэма А. Цейтлина (1898–1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык), поэма А. Галича «Каддиш» и другие. Памятник Б. Сакциера (родился в 1942 г.) «Я. Корчак с детьми» (1978) установлен в Иерусалиме на территории Яд ва-Шем.

Литературное творчество

Печататься Корчак начал в 1898 г., тогда же он взял и свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1939 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.

Произведения Корчака переведены на многие языки мира, в том числе на иврит и русский.

Корчаку принадлежит свыше 20 книг о воспитании (главная из них «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Сочинения

Книги для детей

  • Którędy (1898) — драма
  • Дети улицы (Dzieci ulicy, Warsaw 1901)
  • Koszałki Opałki (Warsaw, 1905)
  • Дитя гостиной (Dziecko salonu, Warsaw 1906, 2-ое издание 1927) — частично автобиографический.
  • Моськи, Иоськи и Срули (Mośki, Joski i Srule, Warsaw 1910); в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961
  • Юзки, Яськи и Франки (Józki, Jaśki i Franki, Warsaw 1911)
  • Слава (Sława, Warsaw 1913, corrected 1935 and 1937)
  • Bobo (Warsaw 1914)
  • Роковая неделя (Feralny tydzień, 1914)
  • Король Матиуш Первый (Król Maciuś Pierwszy, Warsaw 1923)
  • Король Матиуш на необитаемом острове (Król Maciuś na wyspie bezludnej, Warsaw 1923)
  • Банкротство маленького Джека (Bankructwo małego Dżeka, Warsaw 1924)
  • Когда я снова стану маленьким (Kiedy znów będę mały, Warsaw 1925)
  • Senat szaleńców, humoreska ponura (1931) — сценарий для варшавского театра Ateneum
  • Кайтусь-чародей (Kajtuś czarodziej, Warsaw 1935)

Педагогические произведения

  • Momenty wychowawcze (Warsaw, 1919, 2-ое издание 1924)
  • Как любить ребенка (Jak kochać dziecko, Warsaw 1919; 2-ое издание 1920 Jak kochać dzieci)
  • Право ребёнка на уважение (Prawo dziecka do szacunku, Warsaw 1929)
  • Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых (1930)
  • Шутливая педагогика (Pedagogika żartobliwa, Warsaw 1933)

Другие книги

  • Дневник (Pamiętnik, Warsaw 1958) — опубликован посмертно
  • Упрямый мальчик: Жизнь Пастера (Warsaw 1935)

Произведения, посвящённые Янушу Корчаку

Файл:Yad Vashem BW 2.JPG
Памятник «Я. Корчак с детьми», Б. Сакциер, Яд ва-Шем, Иерусалим
Файл:Korczak orphanage.jpg
Детский дом Корчака. Продолжает действовать по сей день

Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения: мемуары И. Неверли «Живые связи» (1966, польский язык), поэма А. Цейтлина (1898—1973) «Последний путь Януша Корчака» («Януш Корчакс лецтер ганг», 1970?, идиш), драма Э. Сильваниуса «Корчак и дети» (1958, немецкий язык) и другие.

Памятник Б. Сакциера (родился в 1942 г.) «Я. Корчак с детьми» (1978) установлен в Иерусалиме на территории Яд ва-Шем.

Книги на русском языке

Фильмы

  • «Корчак» (Korczak), режиссёр А. Вайда, сценарий А. Холланд. Польша-ФРГ-Великобритания. 1990.

Мультфильмы

  • «Расскажите сказку, доктор» — советский мультфильм, © ЭКРАН, 1988 г.

Режиссёр: Аида Зябликова. В мультфильме две сюжетных линии, одна построена по мотивам повести Януша Корчака «Король Матиуш Первый», другая рассказывает о реальных событиях во время Второй Мировой войны. Януш Корчак добровольно остался со своими воспитанниками и погиб вместе с ними в немецком концлагере. Мультфильм состоит из 3 частей. В психологическом плане очень тяжёлый мультфильм.

Театр

  • Пьеса Джефри Хатчера (Jeffrey Hatcher) «Дети Корчака» (Korczak’s Children)

Опера

  • Детская опера-мюзикл «Король Матиуш I», Льва Конова по сказке Януша Корчака. Премьера состоялась в Москве, 1988 г. Звукозапись оперы произведена в 1992 году.
  • Опера «Король Матиуш Первый» в новой редакции 2009 года.

Автор либретто-сценария и музыки — Лев Конов

Примечания

  1. Его отец не сразу оформил метрику, поэтому точный год рождения Корчака неизвестен.
  2. ул. Слиская 51/Сенная 60
  3. во время войны он был переведён в гетто на ул. Хлодну 33, а позже на ул. Сенная 16/Слиска 9

Ссылки








da:Janusz Korczakeo:Janusz Korczakfi:Janusz Korczakhu:Janus Korczak id:Janusz Korczakja:ヤヌシュ・コルチャック ka:იანუშ კორჩაკი lb:Janusz Korczak lv:Janušs Korčaks nl:Janusz Korczak pl:Janusz Korczak pt:Janusz Korczak sk:Janusz Korczak sv:Janusz Korczak tr:Janusz Korczak


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КОРЧАК Януш в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация