Авраам бен-Хия
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Vshach (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Авраам бен-Хия» в «Авраам бен-Хия (еврейский математик и астроном)») |
Vshach (Обсуждение | вклад) м («Авраам бен-Хия (еврейский математик и астроном)» переименована в «Авраам бен-Хия» поверх перенаправления) |
Версия 07:23, 11 марта 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Авраам бен-Хия | |
אברהם בר חייא | |
Дата рождения: |
1065? |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
1136? |
Место смерти: | |
Научная сфера: |
Авраам бен-Хия (ивр. אברהם בר חייא, лат. Abraham Judaeus; 1065—1136) — еврейский математик и астроном, живший в Барселоне. Латинизированное имя Савасорда, под которым он был известен в Западной Европе, происходит от занимавшейся им должности начальника стражей сахиб аш-Шурта. По-видимому, бывал в Южной Франции[1], так как в его книгах упоминается, что во Франции не знают наук, из-за чего он нашёл необходимым написать для них книги на иврите[2].
Содержание |
Творчество
Первый автор научных и философских книг на иврите, в частности, разработал научную терминологию на иврите, которые пользовались в дальнейшем еврейские философы средневековья, такие как Ибн Эзра и Маймонид[2][1]. В частности, явился первым автором, описавшим систему Птолемея на иврите[1]. Энциклопедический трактат «Основа мудрости и цитадель веры» (יסוד התבונה ומגדל האמונה) посвящён арифметике, геометрии, оптике, астрономии и музыке. От него сохранились только небольшие фрагменты. «Трактат о геометрии» (חבור המשיחה והתשבורת («Khibur ha-meshiha ve-ha-tishboret», буквальный перевод близок к «Измерение объёмов и площадей»[3])) возможно является частью предыдущего сочинения. Трактат «Форма земли» (צורת הארץ) посвящён вопросам астрономии и географии. Его продолжением служит трактат «Вычисление движений звёзд» (חשבון מהלכות הכוכבים).
Книга «Размышления о душе» (הגיון הנפש) посвящена вопросам рационального обоснования моральной философии.
Совместно с Платоном из Тиволи в период 1134—1145 перевёл с арабского языка на латынь более десятка научных трактатов по математике и астрономии. Среди выполненных переводов — «Четырёхкнижие» Птолемея, «Сферика» Феодосия, трактат «О движении звёзд» ал-Баттани.
В книге «Свиток открывающего» (מגילת המגלה) содержаться философские размышления, а также вычисления прихода мессии на основании толкования Библии, особенно книги Даниила, а также астрологии[4]. Мессия ожидался в 1358 году[5], в котором его ожидали и более поздние авторитетные авторы как Леви Бен Гершом[6].
Математика
Первый автор математических трудов на иврите. Первый в Европе описал полное решение квадратичного уравнения вида x2 - ax + b = 0 и оказал влияние на Фибоначчи. Одним из первых принёс в Европу достижения мусульманской математики — алгебры и тригонометрии. Сочинения Авраама переводились на латинский, пользовались влиянием[7] и даже становились основными учебниками, особенно «лат. Liber embadorum» (перевод упомянутой выше «Хибур га-мешиха ве-га-тишборет»)[7].
В трактате Авраама бен-Хия впервые встречается доказательство связи между площадью круга S и длиной L окружности с радиусом R, которую можно выразить в современной записи как L x R/2 = S. Сейчас это непосредственно вытекает из формул 2πRxR/2 = π R2. Доказательство Авраама носит геометро-механический характер: круг разрезается на тонкие концентрические кольца, которые распрямляются в прямые отрезки и укладываются в треугольник, с основанием равным длине окружности, и высотой равной радиусу. Предполагается, что когда кольца достаточно тонкие, ошибка при их распрямлении пренебрежима. Доказательство, тем самым, неявно использует элементы работы с бесконечно малыми величинами[8]. Это доказательство довольно часто цитируется ранними комментаторами Талмуда[9].
Авраам внёс также вклад в теорию музыки[10].
Философия
Философия Авраама бен-Хия является смесью неоплатонизма и аристотелизма, тем не менее, он утверждает, что философы истине научить не могут, а истинный источник знаний — Тора, из которой философы будто бы и черпали свои знания[11].
Авраам бен-Хия утверждает, что материя и форма существовали до сотворения Мира[11] и отождествляет их с ивр. תוהו ובוהו («tohu va-vohu», эти слова обычно переводятся как «безвидна и пуста» в Быт.1:2). Все последующие предметы были созданы в результате актуализации и сочетаний первобытных материи и форм[12]. На четвёртой ступени иеррахии стоит человек[13], а ещё выше, на пятой ступени, стоит народ Израиля, история которого и есть главная часть человеческой истории, что позднее утверждал и Иехуда Галеви. Впрочем, по Аврааму бен-Хия, всё остальное человечество тоже может встать на эту ступень, если обратится к истине[14].
Авраам бен-Хия развивает также иерархию форм: самодостаточная, неразрывно связанная с материей, перемещающаяся от материи к материи и временно прикреплённая к телу. Последний вид материи и есть человеческая душа, которая возвражается после смерти в мир ангелов, один из миров света. Всего таких миров пять, и они имеют соответствие уровням пророчества, a земная история соответствует развитию души. [15].
Души принадлежат одному из четырёх классов: мудрые и праведные души попадают в высший мир и навеки соединяются с чистой формой, мудрые и неправедные души попадают в сферу жара, праведные, но невежественные души подвергаются реинкарнации, неправедные и невежественные души бесследно исчезают после смерти[16].
Идеи Авраама бен-Хия оказали влияние на последующих авторов, в частности Нахманида[5].
Литература
- Shlomo Sela. Abraham Bar Hiyya’s astrological work and thought. Jewish Studies Quarterly, 13, 2006, p. 128—158.
- Колетт Сират, перевод с английского Т. Баскаковой История средневековой еврейской философии. = A history of Jewish Philosophy in the Middle Ages / У. Гершович, Д. Фролов. — 1-е изд. — Иерусалим-М.: Гешарим-Мосты культуры, 2003. — Т. 1. — С. 157-166. — 712 с. — ISBN 5-93273-101-X
- Под редакцией др. Мордехая Марголиoта Энциклопедия великих мудрецов Израиля (Биографический словарь) = ивр. אנציקלופדיה לתולדות גדולי ישראל (Encyclopediya letoldot gdolei Israel). — Тель-Авив: Явне, 1973. — Т. 1. — С. 49-53.
- Bernard Raphael Goldstein and David Pingree Предсказание Герсонида о сближении планет в 1345 году (англ.) = Levi ben Gerson's Prognostication for the Conjunction of 1345 // American Philosophical Society Transactions of the American Philosophical Society. — Philadelphia: 1967. — Т. 80. — № 6. — С. 1-60. — ISSN 1538-4586.
- Авраам бен-Хия Книга размышления души = ивр. ספר הגיון הנפש (Sefer Hegyion haNefesh ). — PublishYourSefer.com, 2007. — 152 с.
Ссылки
- Авраам бен-Хия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
- Авраам бар-Хия Ганаси, Еврейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона, 1908-1913.
- Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi, Complete Dictionary of Scientific Biography.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Колетт Сират, 2003, p. 158
- ↑ 2,0 2,1 M.Margaliot, 1973
- ↑ Понятие «площадь» на языке Талмуда (иврит). Источник. Иешива Шаалабим. Проверено 11 апреля 2011.
- ↑ Колетт Сират, 2003, p. 166
- ↑ 5,0 5,1 Авраам бар-Хия Ганаси, Еврейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона
- ↑ B. R. Goldstein, D. Pingree, 1967
- ↑ 7,0 7,1 Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi (англ.). Complete Dictionary of Scientific Biography. Проверено 27 марта 2011.
- ↑ Boaz Tsaban and David Garber The proof of Rabbi Abraham Bar Hiya Hanasi (англ.). Проверено 28 марта 2011.
- ↑ Например, Тосфот ивр. Kama meruba yter al igul rvia к Сука, 8А на сайте e-daf
- ↑ Abraham Bar Ḥiyya Ha-Nasi (фр.). musicology.org. Проверено 27 марта 2011.
- ↑ 11,0 11,1 Колетт Сират, 2003, p. 159
- ↑ Колетт Сират, 2003, p. 160
- ↑ Колетт Сират, 2003, p. 161
- ↑ Колетт Сират, 2003, p. 162
- ↑ Колетт Сират, 2003, pp. 163-165
- ↑ Колетт Сират, 2003, pp. 165-166
ca:Abraham Bar Hiyya
cs:Avraham bar Chijafa:ابراهیم برحیاja:サヴァソルダ nl:Abraham Bar Hiyya sk:Avraham bar Chijja ha-Nasi sl:Abraham Hija sv:Abraham bar Hiyya
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.