|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Добровейн, Исай Александрович]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Исай Александрович Добровейн''' (наст. имя и фамилия ''Ицхок Зорахович Барабейчик''; [[15 февраля]] [[1891]], [[Нижний Новгород]], [[Россия]] — [[9 декабря]] [[1953]], [[Осло]], [[Норвегия]]) — российский пианист, дирижёр и композитор.
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Концертировал как [[пианист]] с пяти лет, дирижировал театральными оркестрами ([[1920]]—[[1922]]). Дружил с [[Горький, Максим|Горьким]], [[Нансен, Фритьоф|Нансеном]]. Известно, в частности, что Добровейн играл для [[Ленин, Владимир Ильич|Ленина]] его любимую сонату [[Бетховен, Людвиг ван|Бетховена]] «[[Аппассионата]]».
| + | |
- | | + | |
- | По рекомендации [[Шор, Давид|Д. Шора]] вместе со старшим братом был принят в Московскую консерваторию, где учился в 1901–11 гг. у К. Игумнова (фортепьяно) и С. Танеева (композиция). В 1911 — 12 гг. совершенствовался в [[Вена|Вене]] у Л. Годовского. В 1917–21 гг. — профессор Московского филармонического училища, в 1921–22 гг. — дирижер Большого театра. Добровейн играл однажды для Ленина в доме у Е. Пешковой концертную фортепьянную программу, включавшую «Аппассионату» Л. Бетховена, что впоследствии было описано [[Горький, Максим|М. Горьким]] в очерке «Владимир Ильич Ленин» и воссоздано в некоторых других произведениях советского искусства. Факт эмиграции Добровейна (вскоре после выступления перед Лениным) в Советском Союзе не афишировался.
| + | |
- | | + | |
- | == Эмиграция ==
| + | |
- | С [[1923]] г. жил за рубежом, в [[1929]] г. получил гражданство Норвегии, но в период гитлеровской оккупации переехал в [[Швеция|Швецию]]. Практически прекратил фортепьянные концерты и стал симфоническим и оперным дирижером, в особенности прославившимся пропагандой русской музыки. В 1923 — 1927 гг. работал в Германии, в частности, впервые поставил там оперу «Борис Годунов» М. Мусоргского. В 1927–28 гг. руководил оперным театром в Софии, в 1931–35 гг. — симфоническим оркестром в [[Сан-Франциско]], в те же годы дирижировал крупнейшими оркестрами, был дирижером в оперных театрах Европы и Америки. После создания в 1936 г. [[Израильский Филармонический Оркестр|Израильского филармонического оркестра]] Добровейн дирижировал этим оркестром в его первом сезоне (1937) и впоследствии регулярно выступал с ним.
| + | |
- | | + | |
- | Руководил филармоническими оркестрами [[Берлин]]а ([[1924]]) и Осло ([[1928]]—[[1931]]), Будапештской оперой ([[1927]]—[[1928]]), Сан-Францисским ([[1931]]—[[1934]]) и [[Гётеборгский симфонический оркестр|Гётеборгским]] симфоническими оркестрами ([[1941]]—[[1953]]). Автор фортепианных и скрипичных произведений, [[Романс (музыка)|романсов]], театральной музыки. В 1941–45 гг. руководил Королевской оперой в Стокгольме.
| + | |
- | | + | |
- | == Послевоенные годы ==
| + | |
- | В 1948–53 гг. много работал в Милане, в театре «Ла Скала», в основном ставя русские классические оперы. Сезон 1948–49 гг., проведенный Добровейном в «Ла Скала», включавший блистательную постановку «Хованщины» М. Мусоргского с Б. Христовым в главной роли, был назван «русским». Среди ряда сделанных Добровейном звукозаписей выделяется запись «Бориса Годунова» с труппой Парижской оперы и Б. Христовым — одна из лучших записей этой оперы. Кроме русской музыки репертуар Добровейна включал в основном сочинения западноевропейских романтиков, среди которых особо успешно он дирижировал симфониями И. Брамса. Добровейна-дирижера отличали артистизм и яркий темперамент, исключительное чувство ритма и мастерское владение оркестром, высокая музыкальная культура и непосредственность интерпретации.
| + | |
- | | + | |
- | Сочинения Добровейна близки по стилю романтикам и А. Скрябину. Наиболее значительные из них — опера «Тысяча и одна ночь» (1922), концерты и сонаты для фортепиано, сонаты для скрипки, отдельные пьесы, в том числе с ярко выраженными еврейскими интонациями («Еврейская мелодия» для скрипки и фортепиано и другие).
| + | |
- | | + | |
- | Брат Добровейна, Барабейчик Лев Александрович (1889–1975), пианист и педагог, в 1921–60 гг. — музыкант оркестра Большого театра в Москве.
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.norge.ru/music/dobrovejn.html Биография на русском языке]
| + | |
- | * [http://www.simax.no/artikkel.php?id=953 Биография на английском языке]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Музыканты по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | [[de:Issay Dobrowen]]
| + | |
- | [[en:Issay Dobrowen]]
| + | |
- | [[es:Issay Dobrowen]]
| + | |
- | [[he:איזאיי דוברובן]]
| + | |
- | [[it:Isaj Aleksandrovič Dobrovejn]]
| + | |
- | [[ja:イサイ・ドブローウェン]]
| + | |
- | [[lt:Isajus Dobroveinas]]
| + | |
- | [[no:Issay Dobrowen]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|11445|ДОБРОВЕЙН Исай Александрович}}
| + | |
- | {{checked_final}}
| + | |