Койре, Александр Владимирович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Katerina (Обсуждение | вклад) |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 39: | Строка 39: | ||
Александр Койре родился в [[Таганрог]]е в [[еврей]]ской семье. Среднее образование получил в гимназиях [[Тбилиси|Тифлиса]] и [[Ростов-на-Дону|Ростова-на-Дону]]. В [[1908]] переехал в [[Гёттинген]], где в течение трех лет, в частности, слушал курсы лекций по философии основателя [[феноменология|феноменологии]] [[Эдмунд Гуссерль|Э. Гуссерля]] и курсы по математике [[Давид Гильберт|Д. Гильберта]]. Для завершения образования Койре переехал в [[Париж]], где его застало начало [[Первая мировая война|Первой мировой войны]]. В 1914 г. Койре волонтером вступил вступил в Иностранный легион, потом перешёл в русский полк и вплоть до осени [[1917]] сражался на юго-западном фронте России. | Александр Койре родился в [[Таганрог]]е в [[еврей]]ской семье. Среднее образование получил в гимназиях [[Тбилиси|Тифлиса]] и [[Ростов-на-Дону|Ростова-на-Дону]]. В [[1908]] переехал в [[Гёттинген]], где в течение трех лет, в частности, слушал курсы лекций по философии основателя [[феноменология|феноменологии]] [[Эдмунд Гуссерль|Э. Гуссерля]] и курсы по математике [[Давид Гильберт|Д. Гильберта]]. Для завершения образования Койре переехал в [[Париж]], где его застало начало [[Первая мировая война|Первой мировой войны]]. В 1914 г. Койре волонтером вступил вступил в Иностранный легион, потом перешёл в русский полк и вплоть до осени [[1917]] сражался на юго-западном фронте России. | ||
- | В 1918 г. Койре эмигрировал во Францию, жил в Париже, затем преподавал философию в университете [[Монпелье]]. В 1930 г. получил пост руководителя исследований по теме «История религиозной мысли в Европе нового времени» в Практической школе высших исследований в Париже. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию, тогда же опубликованную («Философ Якоб Бёме»). В 1931–37 гг. Койре один из издателей журнала «Философские исследования», распространявшего во Франции идеи феноменологии и экзистенциализма в период между двумя мировыми войнами. Койре активно участвует в международной научной жизни, много публикуется, часто выступает в [[Париж]]е и вне его как с отдельными лекциями, так и с целыми курсами. В частности, с [[1934]] по [[1940]] Койре несколько раз посещает в качестве гостевого профессора Каирский университет | + | В 1918 г. Койре эмигрировал во Францию, жил в Париже, затем преподавал философию в университете [[Монпелье]]. В 1930 г. получил пост руководителя исследований по теме «История религиозной мысли в Европе нового времени» в Практической школе высших исследований в Париже. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию, тогда же опубликованную («Философ Якоб Бёме»). В 1931–37 гг. Койре один из издателей журнала «Философские исследования», распространявшего во Франции идеи феноменологии и экзистенциализма в период между двумя мировыми войнами. Койре активно участвует в международной научной жизни, много публикуется, часто выступает в [[Париж]]е и вне его как с отдельными лекциями, так и с целыми курсами. В частности, с [[1934]] по [[1940]] Койре несколько раз посещает в качестве гостевого профессора Каирский университет. |
- | Начало [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] застало Койре в [[Каир]]е. В [[1940]] он ненадолго возвращается в [[Париж]], и Койре с женой почти сразу возвращаются в [[Каир]], где во время визита [[Шарль де Голль|Ш. де Голля]] Койре поручается [[Движение Сопротивления во Франции|движением Сопротивления]] важная дипломатическая миссия, для выполнения которой Койре уезжает в [[США]]. Миссия была выполнена успешно, и в [[1942]] в [[Лондон]]е Койре вновь встречается с [[Шарль де Голль|де Голлем]]. Вместе с тем за время пребывания в [[США]] Койре активно включился в научную жизнь Америки, работая в Свободной школе высших исследований, организованой эмигрантами из [[Франция|Франции]] и [[Бельгия|Бельгии]], а также в американской Новой школе социальных исследований, а также постоянно выступая с многочисленными докладами по истории философии и науки в различных учебных заведениях страны. | + | == Вторя мировая война == |
+ | Начало [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] застало Койре в [[Каир]]е. В [[1940]] он ненадолго возвращается в [[Париж]], и Койре с женой почти сразу возвращаются в [[Каир]], где во время визита [[Шарль де Голль|Ш. де Голля]] Койре поручается [[Движение Сопротивления во Франции|движением Сопротивления]] важная дипломатическая миссия, для выполнения которой Койре уезжает в [[США]]. Миссия была выполнена успешно, и в [[1942]] в [[Лондон]]е Койре вновь встречается с [[Шарль де Голль|де Голлем]]. Вместе с тем за время пребывания в [[США]] Койре активно включился в научную жизнь Америки, работая в Свободной школе высших исследований, организованой эмигрантами из [[Франция|Франции]] и [[Бельгия|Бельгии]], а также в американской Новой школе социальных исследований, а также постоянно выступая с многочисленными докладами по истории философии и науки в различных учебных заведениях страны. | ||
- | По окончании [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] Койре продолжил работу в парижской Практической школе высших исследований, а затем возглавил французский Центр исследований по истории науки и техники. В [[1956]] Койре одновременно получил назначение в Институте высших исследований в [[Принстон]]е,[[США]], и с тех пор поочередно проводил по шесть месяцев в [[Париж]]е и в [[Принстон]]е, где был освобожден от выполнения каких-либо административных функций. В том же [[1956]] Койре занимает пост неприменного секретаря Международной акадекмии истории науки. В [[1961]] болезнь заставила его оставить этот пост, а в [[1962]] — прекратить поездки в [[Принстон]]. | + | По окончании [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] Койре продолжил работу в парижской Практической школе высших исследований, а затем возглавил французский Центр исследований по истории науки и техники. Также преподавал в университете Чикаго (штат Висконсин), университете Джона Гопкинса. В [[1956]] Койре одновременно получил назначение в Институте высших исследований в [[Принстон]]е,[[США]], и с тех пор поочередно проводил по шесть месяцев в [[Париж]]е и в [[Принстон]]е, где был освобожден от выполнения каких-либо административных функций. В том же [[1956]] Койре занимает пост неприменного секретаря Международной акадекмии истории науки. В [[1961]] болезнь заставила его оставить этот пост, а в [[1962]] — прекратить поездки в [[Принстон]]. |
== Основные труды == | == Основные труды == | ||
- | |||
В 1920-х гг. предметом исследований Койре являлась главным образом история и философия религиозной мысли («Эссе об идее Бога и доказательствах его существования у Декарта», 1922; «Декарт и схоластика», 1923; «Идея Бога в философии св. Ансельма», 1923), позже к этой теме он обратился в книге «Мистики, спиритуалисты, алхимики 16-го века» (1955). С начала 1930-х гг. под влиянием [[Мейерсон, Эмиль|Э. Мейерсона]] и [[Леви-Брюль, Люсьен|Л. Леви-Брюля]], которые руководили кружком по теории познания, Койре перешел к другой теме — история и философия науки, он стал одним из основателей так называемого интерналистского подхода, предвосхитил концепцию [[Кун, Томас Сэмюэл|Т. Куна]] о смене парадигм как причине скачкообразного развития науки («научных революций»). Койре продолжает заниматься историей философской мысли, изучает истоки немецкой метафизики, пишет серию работ, посвященных русским философам [[Иван Киреевский|И.Кириеевскому]], [[Александр Герцен|А. Герцену]], [[Петр Чаадаев|П. Чаадаеву]], а также истории распространения идей [[Гегель|Гегеля]] в России. | В 1920-х гг. предметом исследований Койре являлась главным образом история и философия религиозной мысли («Эссе об идее Бога и доказательствах его существования у Декарта», 1922; «Декарт и схоластика», 1923; «Идея Бога в философии св. Ансельма», 1923), позже к этой теме он обратился в книге «Мистики, спиритуалисты, алхимики 16-го века» (1955). С начала 1930-х гг. под влиянием [[Мейерсон, Эмиль|Э. Мейерсона]] и [[Леви-Брюль, Люсьен|Л. Леви-Брюля]], которые руководили кружком по теории познания, Койре перешел к другой теме — история и философия науки, он стал одним из основателей так называемого интерналистского подхода, предвосхитил концепцию [[Кун, Томас Сэмюэл|Т. Куна]] о смене парадигм как причине скачкообразного развития науки («научных революций»). Койре продолжает заниматься историей философской мысли, изучает истоки немецкой метафизики, пишет серию работ, посвященных русским философам [[Иван Киреевский|И.Кириеевскому]], [[Александр Герцен|А. Герцену]], [[Петр Чаадаев|П. Чаадаеву]], а также истории распространения идей [[Гегель|Гегеля]] в России. | ||
Строка 53: | Строка 53: | ||
Особенно известны его книги «От замкнутого мира к бесконечной вселенной» («From the closed world to the infinite universe»), вышедшая в [[1957]] в [[США]], посвященная истории развития космологии в XVI—XVII веках, а также обширная монография «Революция в астрономии: Коперник, Кеплер, Борелли» («La Revolution astronomique: Copernic, Kepler, Borelli»), вышедшая во [[Франция|Франции]] в [[1961]]. | Особенно известны его книги «От замкнутого мира к бесконечной вселенной» («From the closed world to the infinite universe»), вышедшая в [[1957]] в [[США]], посвященная истории развития космологии в XVI—XVII веках, а также обширная монография «Революция в астрономии: Коперник, Кеплер, Борелли» («La Revolution astronomique: Copernic, Kepler, Borelli»), вышедшая во [[Франция|Франции]] в [[1961]]. | ||
+ | Основные философские произведения (на французском, английском и немецком языках): «Три лекции о Декарте» (1938, издано в Каире на французском и арабском языках, переиздано в «Беседах о Декарте», 1944), «Исследования о Галилее» (1939), «Открытие Платона» (1945), «Очерки по истории философской мысли» (1961, русский перевод 1985), «Введение в прочтение Платона» (1962), «Ньютоновские исследования» (1965), «Метафизика и измерение: эссе о научной революции» (1968). | ||
+ | |||
+ | == Отношение к революции == | ||
Койре считал причиной революций в истории научной мысли смену философских предпосылок (глубинных, устойчивых структур мышления). Койре полагал, что источником развития науки являются внутренние, а не внешние факторы (социальные, политические, экономические, технические), а ее основой — «чистая мысль», не зависящая от опыта и чувственного восприятия. Развитие науки определяется имманентными законами человеческого духа. При этом Койре не отрывал науку от общего контекста духовной культуры. | Койре считал причиной революций в истории научной мысли смену философских предпосылок (глубинных, устойчивых структур мышления). Койре полагал, что источником развития науки являются внутренние, а не внешние факторы (социальные, политические, экономические, технические), а ее основой — «чистая мысль», не зависящая от опыта и чувственного восприятия. Развитие науки определяется имманентными законами человеческого духа. При этом Койре не отрывал науку от общего контекста духовной культуры. | ||
- | |||
- | |||
== Литература == | == Литература == |
Версия 21:58, 13 февраля 2012
Источник: | ||||||||
|
Александр Койре | |
Файл:Koyre.jpg | |
Имя при рождении: |
Александр Владимирович Койранский |
---|---|
Дата рождения: |
29 августа 1892 |
Место рождения: |
Таганрог |
Дата смерти: |
28 апреля 1964 |
Место смерти: | |
Основные интересы: |
история науки, история философии |
Алекса́ндр Влади́мирович Койре́ (Койранский) (фр. Alexandre Koyré; 29 августа 1892, Таганрог — 28 апреля 1964, Париж) — французский философ российского происхождения, историк науки и философии, педагог.
Содержание |
Биография
Александр Койре родился в Таганроге в еврейской семье. Среднее образование получил в гимназиях Тифлиса и Ростова-на-Дону. В 1908 переехал в Гёттинген, где в течение трех лет, в частности, слушал курсы лекций по философии основателя феноменологии Э. Гуссерля и курсы по математике Д. Гильберта. Для завершения образования Койре переехал в Париж, где его застало начало Первой мировой войны. В 1914 г. Койре волонтером вступил вступил в Иностранный легион, потом перешёл в русский полк и вплоть до осени 1917 сражался на юго-западном фронте России.
В 1918 г. Койре эмигрировал во Францию, жил в Париже, затем преподавал философию в университете Монпелье. В 1930 г. получил пост руководителя исследований по теме «История религиозной мысли в Европе нового времени» в Практической школе высших исследований в Париже. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию, тогда же опубликованную («Философ Якоб Бёме»). В 1931–37 гг. Койре один из издателей журнала «Философские исследования», распространявшего во Франции идеи феноменологии и экзистенциализма в период между двумя мировыми войнами. Койре активно участвует в международной научной жизни, много публикуется, часто выступает в Париже и вне его как с отдельными лекциями, так и с целыми курсами. В частности, с 1934 по 1940 Койре несколько раз посещает в качестве гостевого профессора Каирский университет.
Вторя мировая война
Начало Второй мировой войны застало Койре в Каире. В 1940 он ненадолго возвращается в Париж, и Койре с женой почти сразу возвращаются в Каир, где во время визита Ш. де Голля Койре поручается движением Сопротивления важная дипломатическая миссия, для выполнения которой Койре уезжает в США. Миссия была выполнена успешно, и в 1942 в Лондоне Койре вновь встречается с де Голлем. Вместе с тем за время пребывания в США Койре активно включился в научную жизнь Америки, работая в Свободной школе высших исследований, организованой эмигрантами из Франции и Бельгии, а также в американской Новой школе социальных исследований, а также постоянно выступая с многочисленными докладами по истории философии и науки в различных учебных заведениях страны.
По окончании Второй мировой войны Койре продолжил работу в парижской Практической школе высших исследований, а затем возглавил французский Центр исследований по истории науки и техники. Также преподавал в университете Чикаго (штат Висконсин), университете Джона Гопкинса. В 1956 Койре одновременно получил назначение в Институте высших исследований в Принстоне,США, и с тех пор поочередно проводил по шесть месяцев в Париже и в Принстоне, где был освобожден от выполнения каких-либо административных функций. В том же 1956 Койре занимает пост неприменного секретаря Международной акадекмии истории науки. В 1961 болезнь заставила его оставить этот пост, а в 1962 — прекратить поездки в Принстон.
Основные труды
В 1920-х гг. предметом исследований Койре являлась главным образом история и философия религиозной мысли («Эссе об идее Бога и доказательствах его существования у Декарта», 1922; «Декарт и схоластика», 1923; «Идея Бога в философии св. Ансельма», 1923), позже к этой теме он обратился в книге «Мистики, спиритуалисты, алхимики 16-го века» (1955). С начала 1930-х гг. под влиянием Э. Мейерсона и Л. Леви-Брюля, которые руководили кружком по теории познания, Койре перешел к другой теме — история и философия науки, он стал одним из основателей так называемого интерналистского подхода, предвосхитил концепцию Т. Куна о смене парадигм как причине скачкообразного развития науки («научных революций»). Койре продолжает заниматься историей философской мысли, изучает истоки немецкой метафизики, пишет серию работ, посвященных русским философам И.Кириеевскому, А. Герцену, П. Чаадаеву, а также истории распространения идей Гегеля в России.
В начале 1930-х круг интересов Койре перемещается в область исследования истории науки. Особое внимание он уделяет исследованию истории развития научных и философских концепций Нового времени, взаимосвязи науки и философии, в частности, его перу принадлежат многочисленные статьи по истории теоретической механики и космологии.
Особенно известны его книги «От замкнутого мира к бесконечной вселенной» («From the closed world to the infinite universe»), вышедшая в 1957 в США, посвященная истории развития космологии в XVI—XVII веках, а также обширная монография «Революция в астрономии: Коперник, Кеплер, Борелли» («La Revolution astronomique: Copernic, Kepler, Borelli»), вышедшая во Франции в 1961.
Основные философские произведения (на французском, английском и немецком языках): «Три лекции о Декарте» (1938, издано в Каире на французском и арабском языках, переиздано в «Беседах о Декарте», 1944), «Исследования о Галилее» (1939), «Открытие Платона» (1945), «Очерки по истории философской мысли» (1961, русский перевод 1985), «Введение в прочтение Платона» (1962), «Ньютоновские исследования» (1965), «Метафизика и измерение: эссе о научной революции» (1968).
Отношение к революции
Койре считал причиной революций в истории научной мысли смену философских предпосылок (глубинных, устойчивых структур мышления). Койре полагал, что источником развития науки являются внутренние, а не внешние факторы (социальные, политические, экономические, технические), а ее основой — «чистая мысль», не зависящая от опыта и чувственного восприятия. Развитие науки определяется имманентными законами человеческого духа. При этом Койре не отрывал науку от общего контекста духовной культуры.
Литература
- Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий Пер. с фр. Я. Ляткера. 2-е изд. — М.: Едиториал УРСС, 2003.
- Койре А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века. Пер. с фр. А. М. Руткевича. — М.: Модест Колеров, 2003.
ar:ألكسندر كويري bg:Александър Койре cs:Alexandre Koyréfi:Alexandre Koyréko:알렉상드르 쿠아레 nl:Alexandre Koyré pl:Alexandre Koyré pt:Alexandre Koyré sk:Alexandre Koyré sl:Alexandre Koyré
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КОЙРЕ Александр в ЭЕЭ