|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Кугель, Александр Рафаилович]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Алекса́ндр (Авраам) Рафаи́лович Ку́гель''' - псевдоним Homo novus и другие ([[26 августа|14 (26) августа]] [[1864]], [[Мозырь]] — [[5 октября]] [[1928]], [[Санкт-Петербург|Ленинград]]) — российский театральный критик, создатель театра [[Кривое зеркало (театр)|«Кривое зеркало»]]. Сын раввина. Брат [[Кугель, Иона Рафаилович|Ионы Кугеля]].
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Окончил [[Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета|юридический]] факультет [[Санкт-Петербургский университет|Санкт-Петербургского университета]] ([[1886]]). С 1882 г. выступал в печати, особенно интересовался театром. Публиковал театральные рецензии и фельетоны в [[Петербургская газета|«Петербургской газете»]], газетах [[Русь (газета)|«Русь»]], [[День (газета)|«День»]] и других; пользовался [[псевдоним]]ами ''«Homo Novus»,'' ''«Н. Негорев»'' и ''«Квидам»''. Часть опубликованных статей собрал в вышедшие отдельными изданиями книги «Без заглавия» ([[1890]]), «Под сенью конституции» ([[1907]]), «Театральные портреты» ([[1923]], одна из первых советских публикаций о [[Плевицкая, Надежда Васильевна|Надежде Плевицкой]]).
| + | |
- | | + | |
- | В 1897–1918 гг. был издателем (совместно с актрисой З. В. Холмской) и главным редактором иллюстрированного еженедельника «Театр и искусство», имевшего ряд приложений, в том числе «Словарь сценических деятелей» (1898–1916, 16 выпусков, буквы А—М), сборники пьес, театральных мемуаров и нот. В остро полемичных и блестящих по стилю статьях о театре, которые выделялись глубиной поставленных проблем и независимостью мысли, Кугель последовательно отстаивал идею примата актерского искусства, второстепенного значения всех других компонентов спектакля. Особенно непримиримой была борьба Кугеля против режиссерского диктата, который неизбежно ведет к превращению актера в безличного исполнителя чужой воли, к нивелировке творческой индивидуальности.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно характеристике, данной Кугелю [[Энциклопедия Брокгауза и Ефрона|Энциклопедией Брокгауза и Ефрона]],
| + | |
- | | + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Будучи «старовером» в вопросах театра и считая самым существенным на сцене актерскую «смелость, яркость и силу, то есть способность экспрессии и выразительности», Кугель горячо выступил в конце прошлого века против «символизма, декадентства и фантастических сказаний в театре», которые, по его мнению, «совершенно чужды и художественным вопросам вообще, и нашим национальным в особенности». Резко отрицательно относясь к «новым течениям» в театральной жизни, Кугель является, вместе с тем, одним из самых выдержанных идейных противников московского [[МХАТ|Художественного театра]].
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | Как поясняет современный специалист,
| + | |
- | | + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Кугель, остроумный и язвительный критик, был последовательным сторонником актёрского театра и непримиримым борцом с «режиссёрским засильем». Он не принимал режиссуры в принципе — будь то реалистическая эстетика МХТ или поиски [[Мейерхольд]]а в области формы<ref>[http://www.krugosvet.ru/articles/116/1011622/1011622a1.htm Татьяна Шабалина. «Кривое зеркало»] // Энциклопедия «Кругосвет»</ref>.
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | Свои взгляды на театральное искусство Кугель предполагал систематизировать в серии книг, однако их подготовку прервали [[Первая мировая война]] и последовавший революционный период, так что Кугель успел выпустить только книгу «Утверждение театра» ([[1923]]).
| + | |
- | | + | |
- | == Театр пародий ==
| + | |
- | В [[1908]] вместе с женой, актрисой [[Холмская, Зинаида Васильевна|Зинаидой Холмской]], основал театр пародий [[Кривое зеркало (театр)|«Кривое зеркало»]]. Руководил театром до его закрытия в [[1918]] г., сотрудничал с [[Евреинов, Николай Николаевич|Николаем Евреиновым]], [[Измайлов, Александр Александрович|Александром Измайловым]], [[Тэффи]] и др. В [[1922]] г. предпринял попытку восстановить театр и работал с возобновлённым «Кривым зеркалом» до смерти.
| + | |
- | | + | |
- | Кугель считал себя деятелем русской культуры, но всегда остро реагировал на правительственный [[Антисемитизм|антисемитизм]] и его проявления в театральной среде. Проблемы права на жительство актеров-евреев, их положения в русских труппах, факты самоуправства властей постоянно привлекали его внимание. Так, чрезвычайно резким было выступление Кугеля на 2-м Съезде сценических деятелей (1901, Москва) против известной актрисы П. Стрепетовой, призывавшей ограничить жительство артистов-евреев [[Черта Оседлости|чертой оседлости]]. Его волновало правовое положение еврейских трупп, низкий уровень их искусства. Кугель принимал участие в основании Еврейского театрального общества (1917).
| + | |
- | | + | |
- | Выпустил мемуарные книги «Литературные воспоминания ([[1882]]—[[1896]])» ([[1923]]) и «Листья с дерева. Воспоминания» ([[1926]], охватывают период [[1896]]—[[1908]] гг.).
| + | |
- | | + | |
- | == Еврейское искусство==
| + | |
- | Чрезвычайную важность имела для Кугеля проблема национальной сущности еврейского искусства: еврейский театр должен, прежде всего, передавать специфичность народного духа. Признавая поставленный в театре [[«Хабима»]] Е. Б. Вахтанговым спектакль «Диббук» интересным с точки зрения режиссерской, а игру [[Ровина, Ханна|Ханны Ровиной]] и [[Цемах, Нахум Давид|Н. Цемаха]] выдающейся, Кугель категорически возражал против применения к пьесе [[Ан-Ский С|С. Ан-ского]] методов условного театра и превращения половины персонажей в фигуры символические. Еще резче критиковал Кугель спектакль «Вечный жид» (автор [[Пинский, Давид|Д. Пинский]]), ставший в «Хабиме» внебытовым, внеисторическим и вненациональным (режиссер В. Мчеделов, художник Г. Якулов), а также постановку в Петербурге оперы [[Мильнер, Моше Михаэль|М. М. Мильнера]] «Небеса пылают» (1923, по пьесе «Диббук»). Лучшие свои статьи об актерском искусстве Кугель объединил в сборники «Утверждение театра» (1922), «Театральные портреты» (1923), «Профили театра» (1929).
| + | |
- | | + | |
- | == Факты ==
| + | |
- | В [[2002 год в театре|2002 году]] «[[Театральное товарищество 814]]» стало учредителем нового конкурса для театральных критиков. Победителям конкурса вручается премия им. Александра Кугеля<ref>[http://www.menshikov.ru/photo/kug/kug_121102.html Театральная премия им. А. Кугеля. От практики к теории]</ref><ref>[http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=541154 Обозреватель Ъ получил золотое перо] «Коммерсантъ» № 10/П (3094) от 24.01.2005</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=1573 Опись архива А. Р. Кугеля в Пушкинском доме]
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|12252|КУГЕЛЬ Александр}}
| + | |
- | {{checked_final}}
| + | |