Седер
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) |
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад) (→Седер в Торе) |
||
Строка 22: | Строка 22: | ||
== Седер в Торе == | == Седер в Торе == | ||
- | Слово «седер» в [[Тора|Торе]] обозначает разделы, отрывки (сдарим) [[Тора|Торы]] в соответствии с трехгодичным циклом ее чтения; в арамейской форме [[Сидра|сидра]] термин иногда неправильно употребляется в применении к [[Недельные разделы Торы|недельным разделам]], читаемым в синагоге . Шесть разделов (шишша сдарим, акроним шас), на которые делится [[Мишна]]. Порядок молитв, сборник молитв, чаще называемый [[сиддур]].Порядок литургии, например, седер [[Бенедикция|бенедикций]] (РхШ. 4:5), звуков [[шофар]]а (РхШ. 4:9) или дней [[пост]]а (Таан. 2:1). | + | Слово «седер» в [[Тора|Торе]] обозначает разделы, отрывки (сдарим) [[Тора|Торы]] в соответствии с трехгодичным циклом ее чтения; в арамейской форме «[[Сидра|сидра]]» термин иногда неправильно употребляется в применении к [[Недельные разделы Торы|недельным разделам]], читаемым в синагоге. Шесть разделов (шишша сдарим, акроним шас), на которые делится [[Мишна]]. Порядок молитв, сборник молитв, чаще называемый [[сиддур]]. Порядок литургии, например, седер [[Бенедикция|бенедикций]] (РхШ. 4:5), звуков [[шофар]]а (РхШ. 4:9) или дней [[пост]]а (Таан. 2:1). |
== Седер Песах == | == Седер Песах == |
Версия 20:31, 9 февраля 2012
Источник: | ||||||||
|
Седер (סֵדֶר, `порядок`)- термин, который употребляется в нескольких значениях.
Содержание |
Седер в Торе
Слово «седер» в Торе обозначает разделы, отрывки (сдарим) Торы в соответствии с трехгодичным циклом ее чтения; в арамейской форме «сидра» термин иногда неправильно употребляется в применении к недельным разделам, читаемым в синагоге. Шесть разделов (шишша сдарим, акроним шас), на которые делится Мишна. Порядок молитв, сборник молитв, чаще называемый сиддур. Порядок литургии, например, седер бенедикций (РхШ. 4:5), звуков шофара (РхШ. 4:9) или дней поста (Таан. 2:1).
Седер Песах
Седер Песах - ритуальная семейная трапеза в праздник Песах, во время которой читается Хаггада пасхальная.
Неизвестно, когда возник обычай проводить седер в праздник Песах. Существует предположение, что он уходит корнями во времена Бар-Кохбы восстания, когда законоучители, чтобы обезопасить себя от доносчиков, обсуждали как бы исход из Египта, на самом же деле говорили о восстании. Ритуал пасхального седера окончательно сложился в средние века. Во время седера каждый участник трапезы должен выпить четыре бокала вина (Псах. 10:1), соответствующие четырем фразам в Исх. 6:6-7 («И так скажи сынам Израилевым: и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими, и приму вас Себе в народ…») или четырем чашам, упоминаемым в Быт. 40:11-13 (ТИ., Псах. 10:1, 3в).
Пасхальная еда
На пасхальном столе во время седера находятся: три (в некоторых общинах — две) пластины маццы, положенные одна на другую; крутое яйцо и куриное крылышко или мясо с костью (напоминание о пасхальном агнце и праздничном приношении во времена Храма); плошка с соленой водой (как символ слез Израиля в египетском рабстве), марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава, в память о горькой траве, которую израильтянам было заповедано есть вместе с опресноками и мясом пасхального агнца /Исх. 12:8/ во всех их поколениях /Чис. 9:11/); харосет (буквально `глина`, сладкая смесь из натертых фруктов, молотых орехов, специй, вина и маццовой муки для подслащивания марора, в память о глиняном сырье, использовавшимся для изготовления кирпичей на строительных работах в египетском рабстве).
Порядок трапезы
Порядок пасхальной трапезы следующий: каддеш (`освящение`) — произнесение киддуша — бенедикции, благодарящей Бога за дарование Израилю праздников; рхац — омовение рук в соответствии с древним правилом ритуальной чистоты; карпас (`зелень`) — зеленые листья (обычно салата) обмакивают в соленую воду; яхац (`деление`) — среднюю пластину маццы разламывают надвое и одну половину прячут (это афикоман, от несохранившегося греческого слова эпикомон, смысл которого — «веселье, празднование, после какого-либо события»); по сложившемуся обычаю дети ищут афикоман, нашедший получает награду; его едят в конце трапезы как напоминание о пасхальном агнце, который съедался в конце, чтобы вкус подольше оставался во рту; маггид — чтение пасхальной Хаггады; рахца — ритуальное омовение рук перед преломлением хлеба (в данном случае — маццы); моци (`производящий`) — благодарственная бенедикция перед трапезой: «Благословен Ты… производящий хлеб из земли…»;мацца — преломляют верхнюю пластину маццы и съедают ее; марор — к горькой траве добавляют харосет и едят; корех (буквально `связывание`) — на нижнюю пластину маццы кладут марор и съедают его;шулхан арух (`накрытый стол`), собственно праздничная трапеза; цафун (буквально `скрытый`) — находят и съедают афикоман; барех (`благословение`) — благодарственная бенедикция после еды; халлел (`восславляющие псалмы`) — читаются Пс. 115—118 (в русской традиции 113:9-117); нирца (буквально `приятие`) — завершение пасхального седера.
Обычаи
Существует обычай во время пасхального седера ставить на стол бокал вина для Илии. К концу трапезы открывают входную дверь, что символизирует «ночь бдения» (Исх. 12:42). Праздничная трапеза в последний день Песах называется Малый или Второй седер.