Седер

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
Строка 16: Строка 16:
|ИСТОЧНИК=
|ИСТОЧНИК=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
-
}}
+
}}
Строка 25: Строка 25:
-
'''Седер''' (סֵדֶר, `порядок`)- термин, который употребляется в нескольких значениях.  
+
'''Седер''' (סֵדֶר, `порядок`)- термин, который употребляется в нескольких значениях.
== Седер в Торе ==
== Седер в Торе ==
-
Слово "седер" в [[Тора|Торе]] обозначает разделы, отрывки (сдарим) [[Тора|Торы]] в соответствии с трехгодичным циклом ее чтения; в арамейской форме [[Сидра|сидра]] термин иногда неправильно употребляется в применении к недельным разделам, читаемым в синагоге (см. [[Парашат hа-Шавуа|Парашат hа-шавуа]]). Шесть разделов (шишша сдарим, акроним шас), на которые делится [[Мишна]].Порядок молитв, сборник молитв, чаще называемый [[Сиддур|сиддур]].Порядок литургии, например, седер [[Бенедикция|бенедикций]] (РхШ. 4:5), звуков [[Шофар|шофара]] (РхШ. 4:9) или дней [[Пост|поста]] (Таан. 2:1).Седер Песах, ритуальная семейная трапеза в праздник [[Песах]], во время которой читается [[Хаггада Пасхальная|Хаггада пасхальная]].
+
Слово «седер» в [[Тора|Торе]] обозначает разделы, отрывки (сдарим) [[Тора|Торы]] в соответствии с трехгодичным циклом ее чтения; в арамейской форме [[Сидра|сидра]] термин иногда неправильно употребляется в применении к недельным разделам, читаемым в синагоге (см. [[Парашат hа-Шавуа|Парашат hа-шавуа]]). Шесть разделов (шишша сдарим, акроним шас), на которые делится [[Мишна]].Порядок молитв, сборник молитв, чаще называемый [[Сиддур|сиддур]].Порядок литургии, например, седер [[Бенедикция|бенедикций]] (РхШ. 4:5), звуков [[Шофар|шофара]] (РхШ. 4:9) или дней [[Пост|поста]] (Таан. 2:1).Седер Песах, ритуальная семейная трапеза в праздник [[Песах]], во время которой читается [[Хаггада Пасхальная|Хаггада пасхальная]].
-
Неизвестно, когда возник обычай проводить седер в праздник Песах. Существует предположение, что он уходит корнями во времена [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстания]], когда законоучители, чтобы обезопасить себя от доносчиков, обсуждали как бы [[Исход Из Египта|исход]] из Египта, на самом же деле говорили о восстании. Ритуал пасхального седера окончательно сложился в средние века. Во время седера каждый участник трапезы должен выпить четыре бокала вина (Псах. 10:1), соответствующие четырем фразам в Исх. 6:6–7 («И так скажи сынам Израилевым: и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими, и приму вас Себе в народ...») или четырем чашам, упоминаемым в Быт. 40:11–13 (ТИ., Псах. 10:1, 3в).
+
Неизвестно, когда возник обычай проводить седер в праздник Песах. Существует предположение, что он уходит корнями во времена [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстания]], когда законоучители, чтобы обезопасить себя от доносчиков, обсуждали как бы [[Исход Из Египта|исход]] из Египта, на самом же деле говорили о восстании. Ритуал пасхального седера окончательно сложился в средние века. Во время седера каждый участник трапезы должен выпить четыре бокала вина (Псах. 10:1), соответствующие четырем фразам в Исх. 6:6-7 («И так скажи сынам Израилевым: и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими, и приму вас Себе в народ…») или четырем чашам, упоминаемым в Быт. 40:11-13 (ТИ., Псах. 10:1, 3в).
-
На пасхальном столе во время седера находятся: три (в некоторых общинах — две) пластины [[Мацца|маццы]], положенные одна на другую; крутое яйцо и куриное крылышко или мясо с костью (напоминание о пасхальном агнце и праздничном приношении во времена [[Храм|Храма]]); плошка с соленой водой (как символ слез Израиля в египетском рабстве), марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава, в память о горькой траве, которую израильтянам было заповедано есть вместе с опресноками и мясом пасхального агнца /Исх. 12:8/ во всех их поколениях /Чис. 9:11/); харосет (буквально `глина`, сладкая смесь из натертых фруктов, молотых орехов, специй, вина и маццовой муки для подслащивания марора, в память о глиняном сырье, использовавшимся для изготовления кирпичей на строительных работах в египетском рабстве).
+
На пасхальном столе во время седера находятся: три (в некоторых общинах — две) пластины [[Мацца|маццы]], положенные одна на другую; крутое яйцо и куриное крылышко или мясо с костью (напоминание о пасхальном агнце и праздничном приношении во времена [[Храм]]а); плошка с соленой водой (как символ слез Израиля в египетском рабстве), марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава, в память о горькой траве, которую израильтянам было заповедано есть вместе с опресноками и мясом пасхального агнца /Исх. 12:8/ во всех их поколениях /Чис. 9:11/); харосет (буквально `глина`, сладкая смесь из натертых фруктов, молотых орехов, специй, вина и маццовой муки для подслащивания марора, в память о глиняном сырье, использовавшимся для изготовления кирпичей на строительных работах в египетском рабстве).
-
Порядок пасхальной трапезы следующий: каддеш (`освящение`) произнесение [[Киддуш|киддуша]] бенедикции, благодарящей Бога за дарование Израилю праздников;рхац — омовение рук в соответствии с древним правилом [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистоты]];карпас (`зелень`) зеленые листья (обычно салата) обмакивают в соленую воду;яхац (`деление`) среднюю пластину маццы разламывают надвое и одну половину прячут (это афикоман, от несохранившегося греческого слова эпикомон, смысл которого — «веселье, празднование, после какого-либо события»); по сложившемуся обычаю дети ищут афикоман, нашедший получает награду; его едят в конце трапезы как напоминание о пасхальном агнце, который съедался в конце, чтобы вкус подольше оставался во рту;маггид — чтение пасхальной Хаггады;рахца — ритуальное омовение рук перед преломлением хлеба (в данном случае — маццы);моци (`производящий`) благодарственная бенедикция перед трапезой: «Благословен Ты... производящий хлеб из земли...»;мацца — преломляют верхнюю пластину маццы и съедают ее;марор — к горькой траве добавляют харосет и едят;корех (буквально `связывание`) на нижнюю пластину маццы кладут марор и съедают его;шулхан арух (`накрытый стол`), собственно праздничная трапеза;цафун (буквально `скрытый`) находят и съедают афикоман;барех (`благословение`) благодарственная бенедикция после еды;халлел (`восславляющие псалмы`) читаются Пс. 115–118 (в русской традиции 113:9–117);нирца (буквально `приятие`) завершение пасхального седера.
+
Порядок пасхальной трапезы следующий: каддеш (`освящение`) — произнесение [[Киддуш|киддуша]] — бенедикции, благодарящей Бога за дарование Израилю праздников;рхац — омовение рук в соответствии с древним правилом [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистоты]];карпас (`зелень`) — зеленые листья (обычно салата) обмакивают в соленую воду;яхац (`деление`) — среднюю пластину маццы разламывают надвое и одну половину прячут (это афикоман, от несохранившегося греческого слова эпикомон, смысл которого — «веселье, празднование, после какого-либо события»); по сложившемуся обычаю дети ищут афикоман, нашедший получает награду; его едят в конце трапезы как напоминание о пасхальном агнце, который съедался в конце, чтобы вкус подольше оставался во рту;маггид — чтение пасхальной Хаггады;рахца — ритуальное омовение рук перед преломлением хлеба (в данном случае — маццы);моци (`производящий`) — благодарственная бенедикция перед трапезой: «Благословен Ты… производящий хлеб из земли…»;мацца — преломляют верхнюю пластину маццы и съедают ее;марор — к горькой траве добавляют харосет и едят;корех (буквально `связывание`) — на нижнюю пластину маццы кладут марор и съедают его;шулхан арух (`накрытый стол`), собственно праздничная трапеза;цафун (буквально `скрытый`) — находят и съедают афикоман;барех (`благословение`) — благодарственная бенедикция после еды;халлел (`восславляющие псалмы`) — читаются Пс. 115—118 (в русской традиции 113:9-117);нирца (буквально `приятие`) — завершение пасхального седера.
Существует обычай во время пасхального седера ставить на стол бокал вина для [[Илия|Илии]]. К концу трапезы открывают входную дверь, что символизирует «ночь бдения» (Исх. 12:42). Праздничная трапеза в последний день Песах называется Малый или Второй седер.
Существует обычай во время пасхального седера ставить на стол бокал вина для [[Илия|Илии]]. К концу трапезы открывают входную дверь, что символизирует «ночь бдения» (Исх. 12:42). Праздничная трапеза в последний день Песах называется Малый или Второй седер.

Версия 19:51, 9 февраля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья





Седер (סֵדֶר, `порядок`)- термин, который употребляется в нескольких значениях.

Седер в Торе

Слово «седер» в Торе обозначает разделы, отрывки (сдарим) Торы в соответствии с трехгодичным циклом ее чтения; в арамейской форме сидра термин иногда неправильно употребляется в применении к недельным разделам, читаемым в синагоге (см. Парашат hа-шавуа). Шесть разделов (шишша сдарим, акроним шас), на которые делится Мишна.Порядок молитв, сборник молитв, чаще называемый сиддур.Порядок литургии, например, седер бенедикций (РхШ. 4:5), звуков шофара (РхШ. 4:9) или дней поста (Таан. 2:1).Седер Песах, ритуальная семейная трапеза в праздник Песах, во время которой читается Хаггада пасхальная.

Неизвестно, когда возник обычай проводить седер в праздник Песах. Существует предположение, что он уходит корнями во времена Бар-Кохбы восстания, когда законоучители, чтобы обезопасить себя от доносчиков, обсуждали как бы исход из Египта, на самом же деле говорили о восстании. Ритуал пасхального седера окончательно сложился в средние века. Во время седера каждый участник трапезы должен выпить четыре бокала вина (Псах. 10:1), соответствующие четырем фразам в Исх. 6:6-7 («И так скажи сынам Израилевым: и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими, и приму вас Себе в народ…») или четырем чашам, упоминаемым в Быт. 40:11-13 (ТИ., Псах. 10:1, 3в).

На пасхальном столе во время седера находятся: три (в некоторых общинах — две) пластины маццы, положенные одна на другую; крутое яйцо и куриное крылышко или мясо с костью (напоминание о пасхальном агнце и праздничном приношении во времена Храма); плошка с соленой водой (как символ слез Израиля в египетском рабстве), марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава, в память о горькой траве, которую израильтянам было заповедано есть вместе с опресноками и мясом пасхального агнца /Исх. 12:8/ во всех их поколениях /Чис. 9:11/); харосет (буквально `глина`, сладкая смесь из натертых фруктов, молотых орехов, специй, вина и маццовой муки для подслащивания марора, в память о глиняном сырье, использовавшимся для изготовления кирпичей на строительных работах в египетском рабстве).

Порядок пасхальной трапезы следующий: каддеш (`освящение`) — произнесение киддуша — бенедикции, благодарящей Бога за дарование Израилю праздников;рхац — омовение рук в соответствии с древним правилом ритуальной чистоты;карпас (`зелень`) — зеленые листья (обычно салата) обмакивают в соленую воду;яхац (`деление`) — среднюю пластину маццы разламывают надвое и одну половину прячут (это афикоман, от несохранившегося греческого слова эпикомон, смысл которого — «веселье, празднование, после какого-либо события»); по сложившемуся обычаю дети ищут афикоман, нашедший получает награду; его едят в конце трапезы как напоминание о пасхальном агнце, который съедался в конце, чтобы вкус подольше оставался во рту;маггид — чтение пасхальной Хаггады;рахца — ритуальное омовение рук перед преломлением хлеба (в данном случае — маццы);моци (`производящий`) — благодарственная бенедикция перед трапезой: «Благословен Ты… производящий хлеб из земли…»;мацца — преломляют верхнюю пластину маццы и съедают ее;марор — к горькой траве добавляют харосет и едят;корех (буквально `связывание`) — на нижнюю пластину маццы кладут марор и съедают его;шулхан арух (`накрытый стол`), собственно праздничная трапеза;цафун (буквально `скрытый`) — находят и съедают афикоман;барех (`благословение`) — благодарственная бенедикция после еды;халлел (`восславляющие псалмы`) — читаются Пс. 115—118 (в русской традиции 113:9-117);нирца (буквально `приятие`) — завершение пасхального седера.

Существует обычай во время пасхального седера ставить на стол бокал вина для Илии. К концу трапезы открывают входную дверь, что символизирует «ночь бдения» (Исх. 12:42). Праздничная трапеза в последний день Песах называется Малый или Второй седер.

О традиционных блюдах на седер см. Пища. См. также Песах; Хаггада пасхальная.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СЕДЕР в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация