Безбрачие - трактовка в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Безбрачие''' (целибат), аскетическое воздержание от [[Половая Жизнь Рассматривается В|половой жизни]] и брака. Концепция безбрачия совершенно чужда иудаизму. В [[Библия|Библии]] упоминания о соблюдении безбрачия отсутствуют. Единственным приверженцем безбрачия, упоминаемым в [[Талмуд|Талмуде]], является Шимон бен Аззай, который объяснял свое безбрачие так: «Моя душа возлюбила Закон; мир будет продолжен другими» (Иев. 63б). Не известен ни один средневековый еврейский религиозный авторитет, придерживавшийся безбрачия. Требование о соблюдении безбрачия не включалось ни в число актов самоотречения, налагаемых на [[Назорей|назореев]], ни в число специальных ограничений, связанных с саном [[Первосвященник|первосвященника]] или какого-либо служителя [[Храм|Храма]]. По словам [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]], безбрачие соблюдалось некоторыми [[Ессеи|ессеями]] как проявление сектантства.
+
'''Безбрачие''' (целибат), аскетическое воздержание от [[Половая Жизнь Рассматривается В|половой жизни]] и брака.  
 +
=== Безбрачие чуждо иудаизму ===
 +
 
 +
Концепция безбрачия совершенно чужда иудаизму. В [[Библия|Библии]] упоминания о соблюдении безбрачия отсутствуют. Единственным приверженцем безбрачия, упоминаемым в [[Талмуд|Талмуде]], является Шимон бен Аззай, который объяснял свое безбрачие так: «Моя душа возлюбила Закон; мир будет продолжен другими» (Иев. 63б). Не известен ни один средневековый еврейский религиозный авторитет, придерживавшийся безбрачия. Требование о соблюдении безбрачия не включалось ни в число актов самоотречения, налагаемых на [[Назорей|назореев]], ни в число специальных ограничений, связанных с саном [[Первосвященник|первосвященника]] или какого-либо служителя [[Храм|Храма]]. По словам [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]], безбрачие соблюдалось некоторыми [[Ессеи|ессеями]] как проявление сектантства.
 +
=== Традиционный взгляд на брак ===
Традиционный еврейский взгляд на брак нашел свое наиболее отчетливое выражение в следующем положении [[Шулхан Арух|Шулхан аруха]]: «Каждый человек обязан жениться, чтобы выполнить свой долг продолжения рода, и всякий, кто не участвует в продолжении рода, как бы проливает кровь, умаляет Божий образ и принуждает [[Шхина|Шхину]] покидать Израиль» (ЭхЭ. 1:1). Традиция предоставляет религиозному суду право принуждать к женитьбе неженатого мужчину после того, как ему исполнилось двадцать лет. Однако с конца средних веков такое принуждение не практиковалось.
Традиционный еврейский взгляд на брак нашел свое наиболее отчетливое выражение в следующем положении [[Шулхан Арух|Шулхан аруха]]: «Каждый человек обязан жениться, чтобы выполнить свой долг продолжения рода, и всякий, кто не участвует в продолжении рода, как бы проливает кровь, умаляет Божий образ и принуждает [[Шхина|Шхину]] покидать Израиль» (ЭхЭ. 1:1). Традиция предоставляет религиозному суду право принуждать к женитьбе неженатого мужчину после того, как ему исполнилось двадцать лет. Однако с конца средних веков такое принуждение не практиковалось.
 +
=== Отрицательное отношение еврейской традиции к безбрачию ===
Отрицательное отношение еврейской традиции к безбрачию основывается прежде всего на прямом библейском предписании плодиться и размножаться (Быт. 1:28). Безбрачие несовместимо также с еврейской концепцией, по которой мужчина, если он не женат, рассматривался лишь как половина человеческого существа. Иудаизм не только не видит в безбрачии средство для достижения святости, но, наоборот, считает безбрачие помехой личному совершенствованию. Это ярко иллюстрирует термин киддушин (освящение), употребляемый для обозначения церемонии обручения как первого шага к вступлению в брак, а также библейское указание на то, что первосвященник должен быть женат (Лев. 21:13).
Отрицательное отношение еврейской традиции к безбрачию основывается прежде всего на прямом библейском предписании плодиться и размножаться (Быт. 1:28). Безбрачие несовместимо также с еврейской концепцией, по которой мужчина, если он не женат, рассматривался лишь как половина человеческого существа. Иудаизм не только не видит в безбрачии средство для достижения святости, но, наоборот, считает безбрачие помехой личному совершенствованию. Это ярко иллюстрирует термин киддушин (освящение), употребляемый для обозначения церемонии обручения как первого шага к вступлению в брак, а также библейское указание на то, что первосвященник должен быть женат (Лев. 21:13).
Строка 34: Строка 39:
{{ElevenCopyRight|10466|БЕЗБРАЧИЕ}}
{{ElevenCopyRight|10466|БЕЗБРАЧИЕ}}
-
 
-
 
-
[[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Семья:Еврейский жизненный цикл]]
 

Версия 12:17, 8 февраля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Безбрачие (целибат), аскетическое воздержание от половой жизни и брака.

Безбрачие чуждо иудаизму

Концепция безбрачия совершенно чужда иудаизму. В Библии упоминания о соблюдении безбрачия отсутствуют. Единственным приверженцем безбрачия, упоминаемым в Талмуде, является Шимон бен Аззай, который объяснял свое безбрачие так: «Моя душа возлюбила Закон; мир будет продолжен другими» (Иев. 63б). Не известен ни один средневековый еврейский религиозный авторитет, придерживавшийся безбрачия. Требование о соблюдении безбрачия не включалось ни в число актов самоотречения, налагаемых на назореев, ни в число специальных ограничений, связанных с саном первосвященника или какого-либо служителя Храма. По словам Иосифа Флавия, безбрачие соблюдалось некоторыми ессеями как проявление сектантства.

Традиционный взгляд на брак

Традиционный еврейский взгляд на брак нашел свое наиболее отчетливое выражение в следующем положении Шулхан аруха: «Каждый человек обязан жениться, чтобы выполнить свой долг продолжения рода, и всякий, кто не участвует в продолжении рода, как бы проливает кровь, умаляет Божий образ и принуждает Шхину покидать Израиль» (ЭхЭ. 1:1). Традиция предоставляет религиозному суду право принуждать к женитьбе неженатого мужчину после того, как ему исполнилось двадцать лет. Однако с конца средних веков такое принуждение не практиковалось.

Отрицательное отношение еврейской традиции к безбрачию

Отрицательное отношение еврейской традиции к безбрачию основывается прежде всего на прямом библейском предписании плодиться и размножаться (Быт. 1:28). Безбрачие несовместимо также с еврейской концепцией, по которой мужчина, если он не женат, рассматривался лишь как половина человеческого существа. Иудаизм не только не видит в безбрачии средство для достижения святости, но, наоборот, считает безбрачие помехой личному совершенствованию. Это ярко иллюстрирует термин киддушин (освящение), употребляемый для обозначения церемонии обручения как первого шага к вступлению в брак, а также библейское указание на то, что первосвященник должен быть женат (Лев. 21:13).

Неженатые люди не допускались к некоторым общественным и религиозным должностям, например, судей по тяжким уголовным преступлениям (Санх. 36б), а также синагогальных чтецов (Соф. 14:17). Еврейские моралисты защищали строгий самоконтроль, а иногда даже известную степень аскетизма, но не поощряли безбрачия или какой-либо формы монашества. Представление о том, что в браке есть нечто аморальное, было опровергнуто Нахманидом еще в 13 в. в специальном трактате, посвященном этой теме.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья БЕЗБРАЧИЕ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация