Саспортас, Я‘аков

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Саббатианство, франкизм» с помощью HotCat)
Строка 1: Строка 1:
-
<p><span class="fck_mw_template"><span class="fck_mw_template">{{Остатье\ЭЕЭfckLR|ТИП СТАТЬИ=1fckLR|СУПЕРВАЙЗЕР=fckLR|КАЧЕСТВО=fckLR|УРОВЕНЬ=fckLR|НАЗВАНИЕ=fckLR|ПОДЗАГОЛОВОК=fckLR|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=fckLR|АВТОР2=fckLR|ТЕМА=fckLR|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=fckLR|ИЗ ЦИКЛА=fckLR|ПУБЛИКАЦИИ=fckLR|ДАТА СОЗДАНИЯ=fckLR|ВИКИПЕДИЯ=fckLR|ИСТОЧНИК=fckLR|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=fckLR}}</span></span></p>
+
{{Остатье\ЭЕЭ
-
<p><br /></p>
+
|ТИП СТАТЬИ=1
-
<p><br /></p>
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=
-
<p><br /></p>
+
|КАЧЕСТВО=
-
<p><br />
+
|УРОВЕНЬ=
-
<b>Саспортас Яаков</b> (Sasportas; 1610, Оран, ныне в Алжире, – 1698, Амстердам), &lt;a href="Раввин"&gt;раввин&lt;/a&gt;, современник и непримиримый противник саббатианства (см. &lt;a href="Саббатай Цви"&gt;Саббатай Цви&lt;/a&gt;).</p>
+
|НАЗВАНИЕ=
-
<h2>Молодые годы Саспортаса</h2>
+
|ПОДЗАГОЛОВОК=
-
<p>Родился в семье потомков &lt;a href="Нахманид"&gt;Нахманида&lt;/a&gt; и рано прославился талмудической ученостью (см. &lt;a href="Талмуд"&gt;Талмуд&lt;/a&gt;). В 18 лет был назначен &lt;a href="Даян"&gt;даяном&lt;/a&gt; в еврейской общине города Тлемсен, в 24 года там же — раввином. В 1647 г. Саспортас был неожиданно смещен властями с должности и подвергнут аресту и пыткам; в 1651 г., вскоре после освобождения, уехал в &lt;a href="Амстердам"&gt;Амстердам&lt;/a&gt;.</p>
+
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
-
<h2>Ученый-талмудист</h2>
+
|АВТОР2=
-
<p>Уже в первые годы эмиграции Саспортас подтвердил свой авторитет выдающегося ученого-талмудиста, в частности, опубликовав сочинение «Толдот Яаков» («Родословная Иакова» — указатель стихов &lt;a href="Библия"&gt;Библии&lt;/a&gt; в Иерусалимском Талмуде) и книгу каббалиста (см. &lt;a href="Каббала"&gt;Каббала&lt;/a&gt;) 16 в. М. Албаса «Хехал кодеш» («Дворец святости»), к которой написал обширное введение и примечания. Однако из-за желчного раздражительного характера и любви к спорам Саспортас нигде не мог получить постоянного места раввина и в основном вел жизнь странствующего проповедника, многократно объезжая еврейские общины Германии, Италии, Англии и других европейских стран, и только в 1693 г., в возрасте 83 лет, он осуществил свою давнюю мечту и стал раввином Амстердама.</p>
+
|ТЕМА=
-
<h3>Борьба с саббатианством</h3>
+
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
-
<p>Главная заслуга Саспортаса — решительная и бескомпромиссная борьба с саббатианством с момента зарождения и до конца этого движения, в которой ему не было равных.</p>
+
|ИЗ ЦИКЛА=
-
<h3>Книга о саббатианстве «Цви — увядший цветок». Часть первая</h3>
+
|ПУБЛИКАЦИИ=
-
<p>Свидетельством этой борьбы и одновременно ценным источником более или менее достоверных фактических сведений о саббатианстве стала книга «Цицат новел Цви» («Цви — увядший цветок»), написанная им по свежим следам событий и в основном завершенная в 1673&#160;г. Из четырех частей книги особую историческую ценность имеет первая и самая большая (завершена в 1666 г.), составленная из антисаббатианских памфлетов и посланий, которые Саспортас в самый разгар движения рассылал в крупнейшие еврейские общины многих стран. Эта часть содержит также хронологическое описание основных событий этого периода, начиная с первого выступления &lt;a href="Саббатая Цви"&gt;Саббатая Цви&lt;/a&gt;, когда он объявил себя &lt;a href="Мессия"&gt;Мессией&lt;/a&gt;, и кончая его обращением в ислам в сентябре 1666 г.</p>
+
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
-
<h3>Вторая часть книги</h3>
+
|ВИКИПЕДИЯ=
-
<p>Во второй части (1667–68) Саспортас описывает отклики в еврейских общинах на отречение Саббатая Цви от иудейской веры, которое потрясло его фанатичных приверженцев.</p>
+
|ИСТОЧНИК=
-
<h3>Третья часть книги</h3>
+
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
-
<p>В третью часть (1668–69) включены послания и прокламации; в них Саспортас обличает попытки ссылкой на мистический смысл перехода «Мессии» в ислам оживить саббатианское движение.</p>
+
}}
-
<h3>Четвертая часть книги</h3>
+
-
<p>Четвертая часть, добавленная позднее, касается последних очагов саббатианства в период 1673–76 гг.</p>
+
-
<h2>Изобличение лжемессианского характера саббатианства</h2>
+
-
<p>Борьбу против саббатианства Саспортас вел со строго догматически-раввинистических позиций — он успешно изобличал лжемессианский характер движения, апеллируя к галахической (см. &lt;a href="Галаха"&gt;Галаха&lt;/a&gt;) теологии мессианства и показывая несовместимость с ней саббатианских идеологических установок, притязаний и норм поведения. В этом контексте он проводил аналогию между саббатианством и &lt;a href="Христианство"&gt;христианством&lt;/a&gt; и утверждал, что саббатианство может навлечь на евреев не меньше несчастий, чем принесло им христианство. Особенно резкой критике Саспортас подверг игравшего в саббатианстве роль предтечи &lt;a href="Натан Из Газы"&gt;Натана из Газы&lt;/a&gt;.</p>
+
-
<p><br /></p>
+
-
<h2>Судьба книга «Цви — увядший цветок».</h2>
+
-
<p>При жизни Саспортаса его главный труд не был опубликован. В сокращенном виде впервые он был издан в Амстердаме в 1737 г. (в России — в 1867 г. в &lt;a href="Одесса"&gt;Одессе&lt;/a&gt;). Полностью книга Саспортаса была опубликована лишь в 1954 г. &lt;a href="Тишби Иешаяху"&gt;И.&#160;Тишби&lt;/a&gt;, с его подробным введением.</p>
+
-
<p><span class="fck_mw_template"><span class="fck_mw_template">{{ElevenCopyRight|13708|САСПОРТАС Яаков}}</span></span></p>
+
-
<p>&lt;a _fcknotitle="true" href="Category:Категории_для_дальнейшего_уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним"&gt;Категории_для_дальнейшего_уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним&lt;/a&gt;</p>
+
-
<a _fcknotitle="true" href="Category:Персоналии_по_алфавиту">Персоналии_по_алфавиту</a>
+
-
[[Категория:Саббатианство, франкизм]]
+
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
'''Саспортас Яаков''' (Sasportas; 1610, Оран, ныне в Алжире, – 1698, Амстердам), [[Раввин|раввин]], современник и непримиримый противник саббатианства (см. [[Саббатай Цви]]).
 +
== Молодые годы Саспортаса ==
 +
 
 +
Родился в семье потомков [[Нахманид|Нахманида]] и рано прославился талмудической ученостью (см. [[Талмуд]]). В 18 лет был назначен [[Даян|даяном]] в еврейской общине города Тлемсен, в 24 года там же — раввином. В 1647 г. Саспортас был неожиданно смещен властями с должности и подвергнут аресту и пыткам; в 1651 г., вскоре после освобождения, уехал в [[Амстердам]].
 +
== Ученый-талмудист ==
 +
 
 +
Уже в первые годы эмиграции Саспортас подтвердил свой авторитет выдающегося ученого-талмудиста, в частности, опубликовав сочинение «Толдот Яаков» («Родословная Иакова» — указатель стихов [[Библия|Библии]] в Иерусалимском Талмуде) и книгу каббалиста (см. [[Каббала]]) 16 в. М. Албаса «Хехал кодеш» («Дворец святости»), к которой написал обширное введение и примечания. Однако из-за желчного раздражительного характера и любви к спорам Саспортас нигде не мог получить постоянного места раввина и в основном вел жизнь странствующего проповедника, многократно объезжая еврейские общины Германии, Италии, Англии и других европейских стран, и только в 1693 г., в возрасте 83 лет, он осуществил свою давнюю мечту и стал раввином Амстердама.
 +
== Борьба с саббатианством ==
 +
 
 +
Главная заслуга Саспортаса — решительная и бескомпромиссная борьба с саббатианством с момента зарождения и до конца этого движения, в которой ему не было равных.
 +
=== Книга о саббатианстве «Цви — увядший цветок». Часть первая ===
 +
 
 +
Свидетельством этой борьбы и одновременно ценным источником более или менее достоверных фактических сведений о саббатианстве стала книга «Цицат новел Цви» («Цви — увядший цветок»), написанная им по свежим следам событий и в основном завершенная в 1673 г. Из четырех частей книги особую историческую ценность имеет первая и самая большая (завершена в 1666 г.), составленная из антисаббатианских памфлетов и посланий, которые Саспортас в самый разгар движения рассылал в крупнейшие еврейские общины многих стран. Эта часть содержит также хронологическое описание основных событий этого периода, начиная с первого выступления [[Саббатая Цви]], когда он объявил себя [[Мессия|Мессией]], и кончая его обращением в ислам в сентябре 1666 г.
 +
=== Вторая часть книги ===
 +
 
 +
Во второй части (1667–68) Саспортас описывает отклики в еврейских общинах на отречение Саббатая Цви от иудейской веры, которое потрясло его фанатичных приверженцев.
 +
=== Третья часть книги ===
 +
 
 +
В третью часть (1668–69) включены послания и прокламации; в них Саспортас обличает попытки ссылкой на мистический смысл перехода «Мессии» в ислам оживить саббатианское движение.
 +
=== Четвертая часть книги ===
 +
 
 +
Четвертая часть, добавленная позднее, касается последних очагов саббатианства в период 1673–76 гг.
 +
 
 +
== Изобличение лжемессианского характера саббатианства ==
 +
 
 +
 
 +
Борьбу против саббатианства Саспортас вел со строго догматически-раввинистических позиций — он успешно изобличал лжемессианский характер движения, апеллируя к галахической (см. [[Галаха]]) теологии мессианства и показывая несовместимость с ней саббатианских идеологических установок, притязаний и норм поведения. В этом контексте он проводил аналогию между саббатианством и [[Христианство|христианством]] и утверждал, что саббатианство может навлечь на евреев не меньше несчастий, чем принесло им христианство. Особенно резкой критике Саспортас подверг игравшего в саббатианстве роль предтечи [[Натан Из Газы|Натана из Газы]].
 +
== Судьба книгb «Цви — увядший цветок» ==
 +
 
 +
При жизни Саспортаса его главный труд не был опубликован. В сокращенном виде впервые он был издан в Амстердаме в 1737 г. (в России — в 1867 г. в [[Одесса|Одессе]]). Полностью книга Саспортаса была опубликована лишь в 1954 г. [[Тишби Иешаяху|И. Тишби]], с его подробным введением.
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|13708|САСПОРТАС Яаков}}
 +
 
 +
 
 +
[[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним]]

Версия 21:49, 13 января 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Саспортас Яаков (Sasportas; 1610, Оран, ныне в Алжире, – 1698, Амстердам), раввин, современник и непримиримый противник саббатианства (см. Саббатай Цви).

Содержание

Молодые годы Саспортаса

Родился в семье потомков Нахманида и рано прославился талмудической ученостью (см. Талмуд). В 18 лет был назначен даяном в еврейской общине города Тлемсен, в 24 года там же — раввином. В 1647 г. Саспортас был неожиданно смещен властями с должности и подвергнут аресту и пыткам; в 1651 г., вскоре после освобождения, уехал в Амстердам.

Ученый-талмудист

Уже в первые годы эмиграции Саспортас подтвердил свой авторитет выдающегося ученого-талмудиста, в частности, опубликовав сочинение «Толдот Яаков» («Родословная Иакова» — указатель стихов Библии в Иерусалимском Талмуде) и книгу каббалиста (см. Каббала) 16 в. М. Албаса «Хехал кодеш» («Дворец святости»), к которой написал обширное введение и примечания. Однако из-за желчного раздражительного характера и любви к спорам Саспортас нигде не мог получить постоянного места раввина и в основном вел жизнь странствующего проповедника, многократно объезжая еврейские общины Германии, Италии, Англии и других европейских стран, и только в 1693 г., в возрасте 83 лет, он осуществил свою давнюю мечту и стал раввином Амстердама.

Борьба с саббатианством

Главная заслуга Саспортаса — решительная и бескомпромиссная борьба с саббатианством с момента зарождения и до конца этого движения, в которой ему не было равных.

Книга о саббатианстве «Цви — увядший цветок». Часть первая

Свидетельством этой борьбы и одновременно ценным источником более или менее достоверных фактических сведений о саббатианстве стала книга «Цицат новел Цви» («Цви — увядший цветок»), написанная им по свежим следам событий и в основном завершенная в 1673 г. Из четырех частей книги особую историческую ценность имеет первая и самая большая (завершена в 1666 г.), составленная из антисаббатианских памфлетов и посланий, которые Саспортас в самый разгар движения рассылал в крупнейшие еврейские общины многих стран. Эта часть содержит также хронологическое описание основных событий этого периода, начиная с первого выступления Саббатая Цви, когда он объявил себя Мессией, и кончая его обращением в ислам в сентябре 1666 г.

Вторая часть книги

Во второй части (1667–68) Саспортас описывает отклики в еврейских общинах на отречение Саббатая Цви от иудейской веры, которое потрясло его фанатичных приверженцев.

Третья часть книги

В третью часть (1668–69) включены послания и прокламации; в них Саспортас обличает попытки ссылкой на мистический смысл перехода «Мессии» в ислам оживить саббатианское движение.

Четвертая часть книги

Четвертая часть, добавленная позднее, касается последних очагов саббатианства в период 1673–76 гг.

Изобличение лжемессианского характера саббатианства

Борьбу против саббатианства Саспортас вел со строго догматически-раввинистических позиций — он успешно изобличал лжемессианский характер движения, апеллируя к галахической (см. Галаха) теологии мессианства и показывая несовместимость с ней саббатианских идеологических установок, притязаний и норм поведения. В этом контексте он проводил аналогию между саббатианством и христианством и утверждал, что саббатианство может навлечь на евреев не меньше несчастий, чем принесло им христианство. Особенно резкой критике Саспортас подверг игравшего в саббатианстве роль предтечи Натана из Газы.

Судьба книгb «Цви — увядший цветок»

При жизни Саспортаса его главный труд не был опубликован. В сокращенном виде впервые он был издан в Амстердаме в 1737 г. (в России — в 1867 г. в Одессе). Полностью книга Саспортаса была опубликована лишь в 1954 г. И. Тишби, с его подробным введением.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья САСПОРТАС Яаков в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация