|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Гробман, Михаил Яковлевич]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | [[Файл:M_Grobman.jpg|right|thumb|Михаил Яковлевич Гробман]] | + | |
- | | + | |
- | '''Михаил Яковлевич Гробман''' ([[1939]], [[Москва]]) — российский, затем израильский поэт и художник,коллекционер.Один из лидеров, теоретик и идеолог Второго русского авангарда.
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | | + | |
- | Родился в семье инженера. В 1956–58 гг. учился в вечерней школе, работал каменщиком на стройке, где началась его дружба с поэтом и диссидентом В. Гершуни (1930–95), оказавшим влияние на формирование политических взглядов Гробмана. Тогда же Гробман познакомился со скрипачом и композитором А. Надирашвили; общение с ним привело Гробмана к увлечению философией и мистикой. Многие художники-нонконформисты, пришедшие в искусство в конце 1950-х гг., как и Гробман, не получили официального художественного образования, место которого заняло обучение в частных студиях. К началу 1960-х гг. Гробман был постоянным участником выставок-просмотров и встреч в Лианозово у [[Рабин, Оскар|О. Рабина]], позже Гробман начал устраивать показы работ художников-авангардистов у себя дома.
| + | |
- | | + | |
- | 1966—1968 гг. — графические работы публиковались в журнале «Знание — сила». Стихи в [[СССР]] не печатались.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Израиль|Израиле]] с 1971 года. Жил в [[Иерусалим]]е, с [[1983]] г. — в [[Тель-Авив]]е. В Израиле Гробман продолжал активную творческую деятельность, участвовал в выставках в ведущих музеях и галереях как в Израиле, так и за рубежом (персональные: Тель-Авив, 1971–72, 1988, 1989, и др.; групповые: Чикаго, 1977; Тель-Авив, 1984,1988, 1989, 1991; Кельн, 1993; Бонн, 1994, и многие др.). В 1975 г. основал группу «Левиафан», был организатором художественных акций группы (1978, 1979, 1985 – Израиль, 1987 – Германия). В 1993 г. организовал в Музее израильского искусства в Рамат-Гане выставку группы.
| + | |
- | | + | |
- | Редактировал газету «[[Левиафан (газета)|Левиафан]]». Член редколлегии журнала «[[Зеркало (журнал)|Зеркало]]». С [[1963]] года ведёт дневник — летопись художественной жизни. Более 2000 живописных и графических работ, более 700 стихотворений, теоретические статьи.
| + | |
- | | + | |
- | Жена Михаила Гробмана — Ирина Врубель-Голубкина, главный редактор журнала «Зеркало».
| + | |
- | | + | |
- | == Творчество ==
| + | |
- | В 1959 г. состоялась первая персональная выставка Гробмана в Высшем художественно-промышленном училище имени В. Мухиной (Ленинград), в 1965 г. — в Доме художника в Москве; на ней экспонировались работы Гробмана, связанные с еврейской темой, что было беспрецедентным событием в те годы. В 1966 г. состоялась первая зарубежная выставка Гробмана (Городской театр в Усть-на-Орлице, Чехословакия). В 1967 г. Гробман опубликовал в Чехословакии свою первую статью о художниках нового авангарда. В том же году был принят в Союз художников СССР. Участвовал во многих выставках так называемого второго русского авангарда (см. ниже) в России, Европе, США.
| + | |
- | | + | |
- | {{Начало цитаты}}
| + | |
- | Гробман с самого начала заявил о себе как еврейский художник. Важным элементом его творчества является магический символизм, наполненный образами, основанные на [[Библия|библейской]] символике, символике [[Каббала|каббалы]], средневекового еврейского искусства и [[магия|магии]] — [[рыба]], [[змея]], [[треугольник]], [[Древо познания]], [[Маген-Давид]], [[Менора]], надписи на [[иврит]]е и т. д. («Сотворение мира», 1962, собственность автора; «Разрушение Иерусалима», 1970, собственность автора; «Лестница Иакова», 1978, коллекция П. Шпильмана, [[Германия]]; «Сатана», 1980, [[Государственный Русский музей]], [[Санкт-Петербург]], и др.).<ref name="КЕЭ">{{ЭЕЭ|11311|Гробман Михаил}}</ref>
| + | |
- | {{Конец цитаты}}
| + | |
- | | + | |
- | Гробман был одним из основателей художественного движения, известного как второй русский авангард. В число участников этого движения входили О. Рабин, [[Кабаков, Илья Иосифович|И. Кабаков]], [[Янкилевский, Владимир|В. Янкилевский]], Л. Нусберг (родился в 1937 г.), [[Яковлев, Владимир Игоревич|В. Яковлев]] и др. Группа не была объединена ни формально, ни по стилистическому принципу, художников связывала лишь общность взглядов на задачи искусства и отказ от официальных форм соцреализма.
| + | |
- | | + | |
- | Среди второй группы — работы раннего периода, выполненные в стиле, который впоследствии был назван соцартом («Генералиссимус», 1964, Музей Людвига, Кельн; «Тиха украинская ночь», 1982, собственность автора), и созданные в последние годы постмодернистские картины («Мавзолей Ленина в Тель-Авиве», 1988; «Поселок русских олим хадашим на Киннерете», 1993, обе — собственность автора). Это разделение весьма условно, поскольку все произведения Гробмана, в том числе концептуальные, построены на использовании сходных элементов («Электрическая птица», 1966, коллекция баронессы Ротшильд, Нью-Йорк; «Малевич», 1985, собственность автора).
| + | |
- | | + | |
- | С конца 1950-х гг. Гробман пишет стихи, многие из которых стали органичной частью его концептуальных живописных произведений («Небесные врата», 1977; «Лестница Иакова», 1978, и др.). В конце 1970-х гг. под редакцией Гробмана вышли три номера газеты «Левиафан», в которых печатались его дневники, стихи, рассуждения об искусстве и о художниках второго авангарда. Гробман выпустил книгу стихов «Военные тетради» (1992), он член редколлегий ряда журналов, в том числе «Зеркало» (Израиль).
| + | |
- | | + | |
- | С конца 1950-х гг. Гробман начал собирать произведения художников первого и второго русского авангарда. Он привез свою коллекцию в Израиль; в 1988 г. ее значительная часть была представлена на выставке в тель-авивском Музее искусства («Авангард — Революция — Авангард»), в Художественном музее в Герцлии (1980) и в Музее Бохума в Германии (1988). Работы из собрания Гробмана составили также большую часть выставки русского авангарда, прошедшей в Музее искусств Хайфы в 1998 г.
| + | |
- | | + | |
- | Работы Гробмана находятся в Третьяковской галерее и Музее изобразительного искусства имени А. Пушкина (Москва), Государственном Русском музее (С.-Петербург), Музее искусства в Тель-Авиве, Музее Людвига в Кельне, Центре Помпиду (Париж) и др., в частных собраниях Израиля, США, Германии и России.
| + | |
- | | + | |
- | Гробман — лауреат премии Союза художников Израиля (2000) и премии имени [[Дизенгоф, Меир|М. Дизенгофа]] (2001).
| + | |
- | | + | |
- | === Книги ===
| + | |
- | # Michail Grobman : paintings, drawinngs, prints : the Tel Aviv museum, H. Rubinstein pavilion, Dec. 71-Jan. 72 / Tel Aviv, 1972.
| + | |
- | # «Обложки» / подвал, 1984. — 10 экз.
| + | |
- | # «Военные тетради 1978—1992» / Михаил Гробман. — Тель-Авив : «Левиафан», 1992. — С. 111.
| + | |
- | # «Проповедь Иуды» / Обл. авт. — Тель-Авив: «Левиафан», 1992. — С. 111.
| + | |
- | # «Левиафан»: Дневники 1963-1971 г.» / Михаил Гробман. — М. : Новое лит. обозрение, 2002. — С. 541: — 2000 экз. — ISBN 5-86793-171-4.
| + | |
- | # «В чёрной-чёрной стране» / [на языке [[иврит]]], 2005.
| + | |
- | # «Последнее небо», стихи / 2006, Москва.
| + | |
- | | + | |
- | === В антологиях ===
| + | |
- | # [стихотворения] — стр. 84—87 // ''«Двоеточие»'', поэтическая антология; редактор-составитель Нега Грезина, 2000, — С. 144, ISBN 965-7031-24-9.
| + | |
- | # [стихотворения] — стр. 279—282 // ''«Освобожденный Улисс»''. Современная русская поэзия за пределами России. / Сост. Д. Кузьмин. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — С 996, ISBN 5-86793-304-0.
| + | |
- | # [стихотворения] — стр. 181—188 // ''«Антология поэзии. Израиль 2005»'' / Координатор проекта и редактор-сотавитель [[Кобринский, Александр Михайлович|А. Кобринский]], составители: [[Байдак, Дмитрий Тихонович|Д. Байдак]], [[Вольт, Юлия Владимировна|Ю. Вольт]], [[Голков, Виктор|В. Голков]], [[Гойхман, Феликс Иосифович|Ф. Гойхман]], [[Колганов, Леонид Семёнович|Л. Колганов]], [[Межурицкий, Пётр|П. Межурицкий]], [[Тарасов, Владимир|В. Тарасов]]; Тель-Авив, — С. 512, ISBN 965-90667-2-4.
| + | |
- | | + | |
- | === Выставки ===
| + | |
- | * [[1971]] — [[Тель-Авивский музей]]
| + | |
- | * [[1999]] — [[Государственный Русский музей]]
| + | |
- | | + | |
- | == Сноски ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.museum.ru/N20636 «Вечер поэта и художника Михаила Гробмана»], museum.ru
| + | |
- | * [http://www.grobman.info/ Личный сайт Михаила Гробмана]
| + | |
- | * В Библиотеке [[АМК]]: [http://amklib113.ru/bbl/g-man/], [http://amklib113.ru/bbl/almnh/ntl-998.html], [http://amklib113.ru/bbl/g-man/bmn-2.html]
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Поэты Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Поэты на иврите]]
| + | |
- | [[Категория:Художники по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Художники Израиля]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские художники]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии:Израиль]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские поэты]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]]
| + | |
- | | + | |
- | {{checked_final}}
| + | |
- | :[[en:Michail Grobman]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |