Гефтер, Михаил Яковлевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Katerina (Обсуждение | вклад) |
Katerina (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
При [[Горбачёв, Михаил Сергеевич|М. С. Горбачёве]] Гефтер вновь получил возможность печататься и работать.С 1987 г. печатался в журналах «Век XX и мир», «Рабочий класс и современный мир», «Октябрь», «Коммунист», в сборниках издательства «Прогресс». В 1991 г. вышел сборник статей Гефтера «Из тех и этих лет». С [[1991]] президент научно-просветительского центра «[[Холокост]]». С февраля [[1993]] — член консультационно-аналитического совета при Президенте России. В знак протеста против [[Разгон Верховного Совета РФ (1993)|расстрела Верховного совета]] ушёл с этого поста. В 1995 г. был опубликован сборник статей и интервью Гефтера «Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос». | При [[Горбачёв, Михаил Сергеевич|М. С. Горбачёве]] Гефтер вновь получил возможность печататься и работать.С 1987 г. печатался в журналах «Век XX и мир», «Рабочий класс и современный мир», «Октябрь», «Коммунист», в сборниках издательства «Прогресс». В 1991 г. вышел сборник статей Гефтера «Из тех и этих лет». С [[1991]] президент научно-просветительского центра «[[Холокост]]». С февраля [[1993]] — член консультационно-аналитического совета при Президенте России. В знак протеста против [[Разгон Верховного Совета РФ (1993)|расстрела Верховного совета]] ушёл с этого поста. В 1995 г. был опубликован сборник статей и интервью Гефтера «Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос». | ||
+ | |||
Всю жизнь Гефтер был далек от еврейства («Я — осознанно русский, осознанность боли против гонимой избранности расхожего бреда»), однако в конце 1980-х — начале 1990-х гг. начал задумываться над проблемами еврейской истории, [[Антисемитизм|антисемитизма]] и [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]]. Согласно взглядам Гефтера, антисемитизм тесно связан с русской историей, русской культурой и является русской проблемой: «Есть какая-то больная связь между пространственной теснотой России и комплексом придавленности, обездоленности, казнимости русского человека. Эта нездоровая связь и питает юдофобство, и не только бытовое. В русской культуре оно парадоксально рядом с состраданием, с позывами державного просветительства и даже имперского гуманизма. Мне кажется, мы недостаточно откровенны в суждениях об антисемитизме, сами загнали проблему в нижние этажи сознания. Больно признать: еврейский вопрос — русский вдвойне». Гефтер понимал антисемитизм очень расширенно. Для Гефтера антисемитизм — это этнические чистки, преследование различных народов: «Антисемитизм во всем мире одинаков... Нагорный Карабах — это тоже еврейский вопрос, и Югославия, и Ирландия, и Пенджаб. Что уж говорить о Ближнем Востоке». | Всю жизнь Гефтер был далек от еврейства («Я — осознанно русский, осознанность боли против гонимой избранности расхожего бреда»), однако в конце 1980-х — начале 1990-х гг. начал задумываться над проблемами еврейской истории, [[Антисемитизм|антисемитизма]] и [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]]. Согласно взглядам Гефтера, антисемитизм тесно связан с русской историей, русской культурой и является русской проблемой: «Есть какая-то больная связь между пространственной теснотой России и комплексом придавленности, обездоленности, казнимости русского человека. Эта нездоровая связь и питает юдофобство, и не только бытовое. В русской культуре оно парадоксально рядом с состраданием, с позывами державного просветительства и даже имперского гуманизма. Мне кажется, мы недостаточно откровенны в суждениях об антисемитизме, сами загнали проблему в нижние этажи сознания. Больно признать: еврейский вопрос — русский вдвойне». Гефтер понимал антисемитизм очень расширенно. Для Гефтера антисемитизм — это этнические чистки, преследование различных народов: «Антисемитизм во всем мире одинаков... Нагорный Карабах — это тоже еврейский вопрос, и Югославия, и Ирландия, и Пенджаб. Что уж говорить о Ближнем Востоке». | ||
- | |||
+ | Для сохранения архива Гефтера и публикации его работ в 1996 г. в Москве создан научно-исследовательский и образовательный центр «Утопос». | ||
== Социально-исторические взгляды == | == Социально-исторические взгляды == |
Версия 20:23, 5 января 2012
Источник: | ||||||||
|
Михаи́л Я́ковлевич Ге́фтер (24 августа 1918, Симферополь, Украинская ССР — 17 февраля 1995, Москва) — советский историк и философ, общественный деятель.
Биография
Окончил исторический факультет МГУ в начале войны, добровольцем пошел на фронт, дважды ранен, награжден орденом Славы III степени. В 1948–50 гг. учился в аспирантуре Института истории АН СССР. С 1950 — научный сотрудник того же института, а после раздела института в 1968 г. — в Институте всеобщей истории. В 1964 году возглавил сектор методологии истории, созданный им. Более 100 публикаций до 1970 года в основном по экономической истории России, освободительному движению, русской демократической мысли, народничеству, теории мирового исторического процесса, методологии исторической науки.
После выхода книги «Историческая наука и некоторые проблемы современности» (1969) сектор закрыли по указанию ЦК КПСС, с формулировкой «по идеологическому несоответствию». Гефтер перестал печататься и был вынужден работать «в стол». В 1976 был фактически уволен из Академии наук. Гефтер был членом редколлегии издательства «Всеобщая история».
С 1970 — диссидент. Один из основателей и авторов самиздатского журнала «Поиски» (1977—1981), в связи с чем подвергался обыскам и допросам. В 1976 г. досрочно вышел на пенсию, порвав с официальной наукой, но продолжал интенсивно работать. Его многочисленные статьи и эссе о философии истории, о крупнейших мыслителях, писателях, историках, политических деятелях России и на другие темы до 1987 г. не публиковались.
При М. С. Горбачёве Гефтер вновь получил возможность печататься и работать.С 1987 г. печатался в журналах «Век XX и мир», «Рабочий класс и современный мир», «Октябрь», «Коммунист», в сборниках издательства «Прогресс». В 1991 г. вышел сборник статей Гефтера «Из тех и этих лет». С 1991 президент научно-просветительского центра «Холокост». С февраля 1993 — член консультационно-аналитического совета при Президенте России. В знак протеста против расстрела Верховного совета ушёл с этого поста. В 1995 г. был опубликован сборник статей и интервью Гефтера «Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос».
Всю жизнь Гефтер был далек от еврейства («Я — осознанно русский, осознанность боли против гонимой избранности расхожего бреда»), однако в конце 1980-х — начале 1990-х гг. начал задумываться над проблемами еврейской истории, антисемитизма и Катастрофы. Согласно взглядам Гефтера, антисемитизм тесно связан с русской историей, русской культурой и является русской проблемой: «Есть какая-то больная связь между пространственной теснотой России и комплексом придавленности, обездоленности, казнимости русского человека. Эта нездоровая связь и питает юдофобство, и не только бытовое. В русской культуре оно парадоксально рядом с состраданием, с позывами державного просветительства и даже имперского гуманизма. Мне кажется, мы недостаточно откровенны в суждениях об антисемитизме, сами загнали проблему в нижние этажи сознания. Больно признать: еврейский вопрос — русский вдвойне». Гефтер понимал антисемитизм очень расширенно. Для Гефтера антисемитизм — это этнические чистки, преследование различных народов: «Антисемитизм во всем мире одинаков... Нагорный Карабах — это тоже еврейский вопрос, и Югославия, и Ирландия, и Пенджаб. Что уж говорить о Ближнем Востоке».
Для сохранения архива Гефтера и публикации его работ в 1996 г. в Москве создан научно-исследовательский и образовательный центр «Утопос».
Социально-исторические взгляды
Официальная история СССР выглядела как сплошной триумфальный путь от победы к победе под руководством В. И. Ленина, а после его смерти партии. Гефтер такую точку зрения решительно не принимал. Он рассматривал революцию как трагический процесс, можно сказать как катастрофу (скорее не в общепринятом понимании, а в терминах «теории катастроф», созданной Р.Томом). По мнению Гефтера капитализм в царской России явно не созрел для социализма, но он перезрел для чисто буржуазной революции. Поэтому русская революция в своём развитии неизбежно должна была стремиться к социализму. Неразвитость капитализма породила все зигзаги революции и послереволюционного развития, который определил рамки в которых должны были действовать коммунисты и за пределы которых нельзя было выйти. Партия не была творцом истории, история «сама творилась». Поэтому для понимания всего советского периода необходимо изучать историю русского капитализма.
Ссылки
- Тайна события
- Валентин Гефтер — об отце, историке Михаиле Гефтере
- Мир миров: российский зачин
- Слово о Гефтере
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.