Старость - трактовка в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск

Версия 23:54, 24 декабря 2011



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Старость (זִקְנָה, зикна).

Содержание

Трактовка старости

Долголетие это благословение

Библия повествует об исключительном долголетии праотцев человечества (Мафусаил /Метушелах/ прожил 969 лет) и праотцев народа Израиля (Авраам прожил 175 лет; Исаак — 180; Иаков — 147; Моисей — 120). Согласно Быт. 6:3, Бог положил пределом человеческой жизни 120 лет (отсюда традиционное еврейское пожелание долголетия — «до ста двадцати лет»). Библия рассматривает долголетие (Быт. 15:15; Ис. 65:20; Зх. 8:4 и другие) как благословение. Долголетие считается наградой за выполнение определенных заповедей (Исх. 20:12; Втор. 22:7; 25:15; см. Мицвот, а также Десять заповедей: «Чти отца твоего и мать твою...») или за соблюдение предписаний Торы в целом (Втор. 6:2). Старость в Библии обычно ассоциируется с мудростью (Иов 12:12).

Долголетие это несчастное время

Можно найти и печальные описания старости (например, II Сам. 19:33–38), в особенности в Экклесиасте (12:1–7), где о старости говорится, что это — несчастное время, не приносящее человеку никакого удовольствия. Подобное сказано о старости Давида (I Ц. 1:1–4). Сходное отношение к старости можно найти в Пс. 71 (в русской традиции 70:9): «Не отвергни меня в старости, когда сила моя покидает меня, не оставь меня».

Уважительное отношения к старости

Библия требует уважительного отношения к старости: “И перед лицом седого вставай и почитай старца, и бойся Бога твоего” (Лев. 19:32). Непочтение к старости рассматривается как грех (Ис. 3:5), а беспощадность к старикам — как выражение крайней жестокости врага (Втор. 28:50; Ис. 47:6 и другие). Согласно Талмуду, пожилым человек становится в 60 лет, стариком — в 70 (Авот 5:21), хотя можно состариться и раньше (Шаб. 152а; Эр. 56а и другие). Каждое десятилетие старости имеет свое название. Законоучители Талмуда, как и Экклесиаст, в целом считали старость тяжелым периодом в жизни человека (Шаб. 89б, 151б; Плач Р. 1:2, и другие). Ценится не сама старость, а сопутствующие ей знание Торы и мудрость, поэтому мнение старика не обязательно предпочтительнее мнения молодого человека (Кин. 3:15; ББ. 102б и другие). Маймонид, однако, полагал, что следует почитать глубокого старика вставанием, даже если он не обладает мудростью (Яд. 6:9).

Возрастные ограничения в библейское время

Уже в библейское время предполагалось, что старость может служить препятствием для успешного выполнения человеком своих обязанностей. В книге Левит оговаривается, что левиты могут служить в скинии до 50-летнего возраста (8:25–26). В талмудический период глубоким старикам запрещалось быть членами Синедриона (Санх. 36б).

В каббалистической литературе и традиции (см. Каббала) обладатели мистического знания представлены как старцы. В древний период уважение к старости и старшим рассматривалось как один из главных устоев семьи и общества (Втор. 28:50; Ис. 3:5; 47:6). В средневековых еврейских этических трактатах и галахических постановлениях (см. Галаха) подчеркивалось, что старики — объект особого внимания и заботы общины. В 1749 г. сефардская община (см. Сефарды) Амстердама первой основала дом для престарелых.

Во второй половине 18 в. был создан ряд учреждений для заботы о стариках: «Мишэнет зкеним» («Опора старцев») в Гамбурге (1796), дома для престарелых в Берлине (1829) и во Франкфурте (1844) и другие. К началу 20 в. в большинстве крупных еврейских общин в Европе были дома для престарелых (как правило, они назывались мошав зкеним). В Германии в 1938 г. было 67 таких заведений, рассчитанных на 3,5 тыс. человек. В США еврейские общины содержат дома для престарелых (число их обитателей составляет около 15 тыс. человек).

Положение пожилых людей в Израиле

В Израиле минимальное материальное обеспечение пожилых людей осуществляется через систему национального страхования (биттуах леумми; см. Государство Израиль. Социальное обеспечение). Пенсионный возраст у мужчин наступал в 65 лет, у женщин — в 60 лет. В январе 2004 г. Кнесет по предложению министра финансов Б. Нетанияху принял новый пенсионный закон. В соответствие с ним, минимальный возраст, с которого начинаются пенсионные выплаты, будет постепенно расти и достигнет к 2009 г. 67 лет для мужчин и 62 лет для женщин (предполагается, что в 2009 г. будет принято решение о выходе женщин на пенсию в 64 года). Вместе с тем, если раньше израильские граждане, не платившие взносы в Ведомство национального страхования по крайней мере в течение 12 лет, не получали пенсии от этого учреждения, то, по новому закону, такие лица будут получать пособие по старости, начиная с 70 лет.

Новые репатрианты продолжат получение пособий через систему национального страхования в соответствии с возрастом, по которому будет начисляться пенсия израильским гражданам.

При районных клубах (матнас) действуют кружки и курсы для престарелых, организуются экскурсии и т. п.

Для нуждающихся в постоянном уходе существуют гериатрические заведения

С модернизацией жизни и ослаблением семейных связей постепенно получают распространение дома для престарелых (баттей-авот).

См. также Родители и дети, Семья.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СТАРОСТЬ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация