Сабзанов, Иекутиэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 28: | Строка 28: | ||
=== Творческая деятельность === | === Творческая деятельность === | ||
Играл на традиционном среднеазиатском струнном инструменте гиджаке, в 1943–49 гг. — в оркестре народных инструментов Таджикской филармонии. Учился композиции у Ю. Тюлина. В 1955 г. окончил Ташкентскую консерваторию по классу профессора Г. Мушеля (1909–89). С 1955 г. был заведующим музыкальной частью Таджикского драматического театра имени А. Лахути, в 1959–62 гг. — главным редактором музыкальной редакции таджикского телевидения. Был художественным руководителем Таджикской филармонии (1968–69) и артистических коллективов таджикского телевидения и радиовещания (1970–73). В 1973–77 гг. и с 1980 г. — заведующий кафедрой композиции и инструментовки, в 1978–80 гг. — заведующий кафедрой музыковедения в Институте искусств имени М. Турсун-заде. Сабзанов — народный артист Таджикской ССР (1989). С 1992 г. живет в Нью-Йорке. | Играл на традиционном среднеазиатском струнном инструменте гиджаке, в 1943–49 гг. — в оркестре народных инструментов Таджикской филармонии. Учился композиции у Ю. Тюлина. В 1955 г. окончил Ташкентскую консерваторию по классу профессора Г. Мушеля (1909–89). С 1955 г. был заведующим музыкальной частью Таджикского драматического театра имени А. Лахути, в 1959–62 гг. — главным редактором музыкальной редакции таджикского телевидения. Был художественным руководителем Таджикской филармонии (1968–69) и артистических коллективов таджикского телевидения и радиовещания (1970–73). В 1973–77 гг. и с 1980 г. — заведующий кафедрой композиции и инструментовки, в 1978–80 гг. — заведующий кафедрой музыковедения в Институте искусств имени М. Турсун-заде. Сабзанов — народный артист Таджикской ССР (1989). С 1992 г. живет в Нью-Йорке. | ||
- | === Творческие иниацативы Сабзанова === Сабзанов одним из первых ввел в классические музыкальные формы элементы народной таджикской музыкальной культуры, был одним из создателей жанров симфонической поэмы, концерта и кантаты в таджикской музыке. В отличие от многих советских композиторов, работавших в среднеазиатских республиках и сочинявших музыку на фольклорные темы в европейской традиции, Сабзанов в основу творчества положил «шашмаком» — классическую среднеазиатскую форму музицирования. | + | === Творческие иниацативы Сабзанова === |
+ | |||
+ | Сабзанов одним из первых ввел в классические музыкальные формы элементы народной таджикской музыкальной культуры, был одним из создателей жанров симфонической поэмы, концерта и кантаты в таджикской музыке. В отличие от многих советских композиторов, работавших в среднеазиатских республиках и сочинявших музыку на фольклорные темы в европейской традиции, Сабзанов в основу творчества положил «шашмаком» — классическую среднеазиатскую форму музицирования. | ||
Среди сочинений Сабзанова — опера «Возвращение» (по поэме А. Шукухи, 1967), оратория «Огни Нурека» (1970), кантаты, вокально-симфоническая поэма «Журавли», симфонические поэмы «Памирская лирическая» (1954), «Памяти Рудаки» (1958), «Маком» (1974), концерт для фортепиано с оркестром, произведения для оркестра народных инструментов, камерно-инструментальных ансамблей, сочинения для скрипки и фортепиано, свыше 100 романсов и песен, музыка к драматическим спектаклям. Сабзанов сделал обработку свыше 50 народных песен. | Среди сочинений Сабзанова — опера «Возвращение» (по поэме А. Шукухи, 1967), оратория «Огни Нурека» (1970), кантаты, вокально-симфоническая поэма «Журавли», симфонические поэмы «Памирская лирическая» (1954), «Памяти Рудаки» (1958), «Маком» (1974), концерт для фортепиано с оркестром, произведения для оркестра народных инструментов, камерно-инструментальных ансамблей, сочинения для скрипки и фортепиано, свыше 100 романсов и песен, музыка к драматическим спектаклям. Сабзанов сделал обработку свыше 50 народных песен. |
Версия 18:48, 24 декабря 2011
Источник: | ||||||||
|
Сабзанов, Иекутиэль (Яхиэль Рафаилович; родился в 1929 г., Душанбе), таджикский музыкант, композитор, педагог, общественный деятель.
Творческая деятельность
Играл на традиционном среднеазиатском струнном инструменте гиджаке, в 1943–49 гг. — в оркестре народных инструментов Таджикской филармонии. Учился композиции у Ю. Тюлина. В 1955 г. окончил Ташкентскую консерваторию по классу профессора Г. Мушеля (1909–89). С 1955 г. был заведующим музыкальной частью Таджикского драматического театра имени А. Лахути, в 1959–62 гг. — главным редактором музыкальной редакции таджикского телевидения. Был художественным руководителем Таджикской филармонии (1968–69) и артистических коллективов таджикского телевидения и радиовещания (1970–73). В 1973–77 гг. и с 1980 г. — заведующий кафедрой композиции и инструментовки, в 1978–80 гг. — заведующий кафедрой музыковедения в Институте искусств имени М. Турсун-заде. Сабзанов — народный артист Таджикской ССР (1989). С 1992 г. живет в Нью-Йорке.
Творческие иниацативы Сабзанова
Сабзанов одним из первых ввел в классические музыкальные формы элементы народной таджикской музыкальной культуры, был одним из создателей жанров симфонической поэмы, концерта и кантаты в таджикской музыке. В отличие от многих советских композиторов, работавших в среднеазиатских республиках и сочинявших музыку на фольклорные темы в европейской традиции, Сабзанов в основу творчества положил «шашмаком» — классическую среднеазиатскую форму музицирования.
Среди сочинений Сабзанова — опера «Возвращение» (по поэме А. Шукухи, 1967), оратория «Огни Нурека» (1970), кантаты, вокально-симфоническая поэма «Журавли», симфонические поэмы «Памирская лирическая» (1954), «Памяти Рудаки» (1958), «Маком» (1974), концерт для фортепиано с оркестром, произведения для оркестра народных инструментов, камерно-инструментальных ансамблей, сочинения для скрипки и фортепиано, свыше 100 романсов и песен, музыка к драматическим спектаклям. Сабзанов сделал обработку свыше 50 народных песен.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья САБЗАНОВ Иекутиэль в ЭЕЭ