Суеверие - трактовка в еврейской традиции
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Суеверие (ЭЕЭ)» в «Суеверие») |
Версия 13:40, 24 декабря 2011
Источник: | ||||||||
|
Суеверие (אֱמוּנָה תְּפֵלָה, эмуна тфела, `вера во второстепенное`).
Содержание |
Концепция, порождающая суеверие
Суеверия порождаются концепцией, согласно которой тайные силы, властвующие над миром, скрыты в предметах и явлениях природы, в божествах и в людях, наделенных сверхъестественными свойствами. Считается, что можно возобладать над этими силами, исполняя те или иные магические действия или избегая определенных действий или ситуаций.
Библия против суеверий
Библия, основанная на монотеистической идее, выступает против подобной точки зрения. Требуя от Израиля, чтобы он был «непорочен перед Господом Богом своим», Библия предостерегает против заимствования у ханаанеев (см. Ханаан) поверий и обычаев языческого характера, например, колдовства, магии, некромантии, гадания и т. п., определяя их как «мерзость народов» (Втор. 18:9). Тем не менее, хотя Тора требует наказывать за колдовство смертью (Исх. 22:17), суеверия были распространены в народе. Так, Саул просил колдунью вызвать дух Самуила (I Сам. 28:8). Широкое распространение языческих обычаев в Израильском царстве под влиянием царицы Изевель, в Иудейском царстве в правление Менашше и подобные инциденты в другие исторические эпохи вызывали резкий протест пророков (II Ц. 9:22; II Хр. 33:5; Миха 5:11; Нахум 3:4; Иер. 27:9; Ис. 47:9,12; Мал. 3:5).
Борьба в творчестве таннаев против суеверий
В творчестве таннаев сохранились свидетельства о борьбе против различных суеверий, которые определяются как языческие и называются дархей hа-эмори (`пути эморейские`).
Законоучители Талмуда против суеверий
Законоучители Талмуда запрещали многие распространенные в то время обычаи, считая их суевериями, в частности, заклинания как средство исцеления больных (Хул. 40а; Санх. 90а); в то же время Вавилонский Талмуд изобилует упоминаниями о суевериях, распространенных в еврейской среде (например, страх оказаться между двумя женщинами, пальмами или собаками, поскольку это предвещает несчастье, запрет одалживать воду или ступать на пролитую воду и т. п.), и только те из них, которые обладали явной идолопоклоннической коннотацией, вызывают осуждение. На формирование этих суеверий оказала влияние магия и ворожба, распространенная среди народов Вавилонии.
В Иерусалимском Талмуде также встречаются упоминания о суевериях, в которых ощущается греко-римское влияние, однако их гораздо меньше, чем в Вавилонском Талмуде. Примером так называемых дархей hа-эмори в Талмуде служат вера в легкую руку, в то, что одетая наизнанку рубаха вызывает сновидения, в дурные приметы: увидеть ворона — к беде, курица кукарекает как петух — к несчастью, и т.
Отношение евреев к суевериям (в средние века)
В средние века евреи широко заимствовали суеверия у окружающих народов. В этот период в литературе часто встречаются упоминания о суевериях (см. Хасидей Ашкеназ, Амулет). В еврейских магических формулах использовались греческие и латинские слова. Подобно этому христиане заимствовали суеверия у евреев, и в греческих и латинских амулетах и магических заклинаниях употреблялись еврейские слова. Галахические авторитеты, склонные к рационализму, резко выступали против распространения суеверий, однако их борьба не имела успеха. Маймонид считал суеверия языческими заблуждениями, противоречащими разуму и противными духу Торы, он отрицал всякое рациональное зерно в таких суевериях, как вера в чертей, духов, амулеты и т. д. Однако в кругах, склонных к мистицизму (см. Хасидей Ашкеназ, Каббала), древние суеверия были объяснены с помощью каббалы; таким образом многим из них была дана легитимация. Так, в «Завещаниях» Иехуды Хасида hа-Леви содержится рекомендация захоронить на новом кладбище петуха, прежде чем хоронить на нем людей; дана легитимация обычаю, запрещающему жениться на женщине, носящей имя матери жениха (обычай, заимствованный из немецкого фольклора); кроме того, Иехуда советует зарезать курицу, которая кукарекает как петух, несмотря на то, что в Талмуде это определяется как дархей hа-эмори.
Отношение евреев к суевериям (в новое время)
В новое время бытовала вера в сновидения и сглаз; чтобы предотвратить действие дурного глаза, следовало сплюнуть три раза. Причиной эпидемий считался живущий в районе бедствия грешник, наказание которого раввином должно прекратить распространение болезни. В Литве во время эпидемий холеры евреи устраивали на кладбищах свадьбы между калеками, а в Пинске — свадьбы сирот под черной хуппой (см. Брак) на могилах их родителей; в Галиции на домах либо делали надпись «холера [тиф и т. п.] уже была здесь», либо вешали замок, а ключ выбрасывали. При освящении нового кладбища было принято резать петуха и хоронить его там. Чтобы помочь тяжелобольному, его ближайшие родственницы отправлялись на кладбище, где измеряли длину могил благочестивых людей свечными фитилями, которые шли затем на синагогальные свечи. Считалось, что сестрам не следует выходить замуж в один день, чтобы не сглазить родителей. Если после брачной церемонии жених первый дотронулся до руки невесты, то он будет главенствовать в семье, если же невеста первой дотронулась до руки жениха, то главенство будет принадлежать ей.
Во многих случаях неясно, является ли то или иное суеверие исконно еврейским или заимствованным. Некоторые суеверия возникли в результате попыток людей, склонных к суевериям, практически использовать сказанное в Писании или в мидрашах. Так, еще с талмудических времен (Псах. 2а) счастливым днем для путешествия или какого-либо начинания считается вторник, потому что в библейском описании третьего дня творения дважды сказано «Бог увидел, что было хорошо», в то время как понедельник считается несчастливым, потому что в описании второго дня творения ни разу не сказано «Бог увидел, что было хорошо». Месяц адар (см. Календарь) считается счастливым, потому что в этом месяце родился Моисей. Преимущественно среди каббалистов (см. Каббала) распространена вера в магическую силу амулетов (камей).
Описание суеверий
В 19 в. с возникновением интереса к фольклору увидели свет несколько сочинений, посвященных описанию суеверий, которые распространены среди евреев, в первую очередь в Восточной Европе, например, труд Д. Иоэля «Суеверие в отношении еврейства к самому себе» (Вена, 1880); Блау «Древнееврейское колдовство» (Будапешт, 1898). В современную эпоху суеверия еврейских общин Европы и Востока изучают многие исследователи; этой теме посвящена значительная часть сочинения Д. Шпербера «Минхагей Исраэль» («Обычаи Израиля», в 5-ти томах, Иер., 1990–95) и в особенности его книга «Магия и фольклор в раввинистической литературе», Рамат-Ган, 1994).