Аммон (народ в древности)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
}} | }} | ||
- | |||
'''Аммон''' (עַמּוֹן), одно из многих племен, вышедших из Сирийско-Аравийской пустыни в течение второго тыс. до н. э. и основавших государство в [[Заиорданье]]. | '''Аммон''' (עַמּוֹן), одно из многих племен, вышедших из Сирийско-Аравийской пустыни в течение второго тыс. до н. э. и основавших государство в [[Заиорданье]]. |
Версия 11:22, 22 декабря 2011
Источник: | ||||||||
|
Аммон (עַמּוֹן), одно из многих племен, вышедших из Сирийско-Аравийской пустыни в течение второго тыс. до н. э. и основавших государство в Заиорданье.
Содержание |
Происхождение
Согласно Библии аммонитяне — потомки младшей дочери Лота, имевшей кровосмесительную связь с отцом (Быт. 19:38). Эта легенда также говорит о их родстве с израильтянами. Однако Второзаконие (23:3) запрещает вводить аммонитян и моавитян (см. Моав) в «общество Господне», то есть приобщать их к культово-религиозной общине Израиля, вероятно, из-за неприязни к этим народностям, берущей своё начало в глубокой древности.
Расселение
Наиболее значительным поселением аммонитян был Раббат-Аммон (см. Амман), где находилась столица страны. Государство аммонитян было организовано по принципу централизованной национальной династической монархии. Племенным богом Аммона был Мильком. Аммонитяне применяли ханаанский алфавит и говорили на одном из северо-западных семитских языков. В Библии имеются указания на существовавшую вражду между аммонитянами и израильтянами, возникшую на почве территориальных споров. Вражда началась после того, как Израиль завоевал территории Сихона с его главным городом Хешбоном, на которую претендовал Аммон.
Период Судей
В течение периода Судей аммонитяне пытались вытеснить израильтян из Гилада. В одном случае Аммон заключил союз с Моавом против Израиля, в другом ему удалось поработить «всех сынов Израилевых по ту сторону Иордана, в земле Амморейской, которая в Гиладе» (Суд. 10:8). Победа Ифтаха над Аммоном не сломила его окончательно. В конце периода Судей царь Аммона завоевал израильские территории, граничившие с его землями, и даже перешел через реку Яббок на север и осадил город Явеш-Гилад. Неожиданное появление Саула во главе объединенного израильского войска совершенно изменило соотношение сил между Аммоном и Израилем и привело к отступлению Аммона в Гиладе.
Период Царей
Оскорбительное отношение аммонитян, подстрекаемых арамеями, к делегации царя Давида, привело к войне между Аммоном и Давидом. Арамеи слабо помогали Аммону, и Давид захватил всю страну. Аммон оставался подчиненным Израилю и в дни царствования Соломона. Матерью Рехавама, сына Соломона и его наследника, была аммонитянка, но это оказалось недостаточным для создания прочного союза с Иудеей или с Израилем, и после разделения царства Соломона Аммон стал независимым.
Во время правления Иехошафата в Иудее Аммон использовал сильное давление арамеев на Израиль, чтобы расширить за его счет свои границы в Гиладе. Уззия подчинил аммонитян и заставил их платить подати и дань ему и его сыну Иотаму.
Под властью Ассирии
Походы ассирийского царя Тиглатпаласара III в Эрец-Исраэль (734–732 гг. до н. э.) привели все государства этого района, включая Аммон, в сферу влияния Ассирии. Однако вполне возможно, что под покровительством Ассирии Аммон еще более расширил свои границы в Гиладе. Нет свидетельств тому, что с переходом от ассирийского к вавилонскому владычеству в конце 7 в. до н. э. произошли коренные перемены в политическом или экономическом положении Аммона.
Отряды Аммона участвовали вместе с халдеями в подавлении восстания иудейского царя Иехоякима против Вавилонии. Однако несколько лет спустя один из царей Аммона упоминается среди правителей, направивших послов в 594–593 гг. до н. э. к Цидкияху в связи с организацией всеобщего антивавилонского восстания.
Распад Ассирийской империи
Распад Ассирийской империи (конец VII в. до н. э.) и политические неурядицы в Эрец-Исраэль в нововавилонский период привели к развалу оборонительной системы вдоль границы с пустыней. В Заиорданье вторглись арабские племена, разрушившие поселения Аммона. Археологическое исследование Заиорданья, произведенное Н. Глюком, показало, что существование оседлых поселений Аммона прекращается в середине VI в. до н. э.