Ардон, Мордехай
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 38: | Строка 38: | ||
Выпускник веймарского «Баухауза», Ардон на протяжении своей долгой творческой жизни сохранял приверженность к символическому решению картин, тяготея к монументальным образам. Во многих работах Ардона присутствуют одни и те же элементы: воплощающий определенную идею пейзаж Земли Израиля; космогоническое изображение неба, лестница [[Иаков]]а, пергаменты и свитки с еврейскими текстами. | Выпускник веймарского «Баухауза», Ардон на протяжении своей долгой творческой жизни сохранял приверженность к символическому решению картин, тяготея к монументальным образам. Во многих работах Ардона присутствуют одни и те же элементы: воплощающий определенную идею пейзаж Земли Израиля; космогоническое изображение неба, лестница [[Иаков]]а, пергаменты и свитки с еврейскими текстами. | ||
- | Очень часты в картинах Ардона принятые в [[каббалистических]] рукописях изображения [[сфирот]]; иногда они буквально повторяют схему древних свитков, иногда распадаются на отдельные элементы. Столь же значимы в его произведениях буквы еврейского алфавита, вплетенные в ткань изобразительного сюжета. Нередко Ардон вводит в свои картины легко узнаваемые цитаты из знаменитых произведений искусства, придавая им символический смысл (например, в картинах «Дом маггида», 1954, Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель; «У врат Иерусалима», 1967, [[Израильский Музей|Израильский музей]], Иерусалим; триптих «Мисса Дура», 1960, Галерея Тейт, Лондон, и других). | + | Очень часты в картинах Ардона принятые в [[каббала|каббалистических]] рукописях изображения [[сфирот]]; иногда они буквально повторяют схему древних свитков, иногда распадаются на отдельные элементы. Столь же значимы в его произведениях буквы еврейского алфавита, вплетенные в ткань изобразительного сюжета. Нередко Ардон вводит в свои картины легко узнаваемые цитаты из знаменитых произведений искусства, придавая им символический смысл (например, в картинах «Дом маггида», 1954, Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель; «У врат Иерусалима», 1967, [[Израильский Музей|Израильский музей]], Иерусалим; триптих «Мисса Дура», 1960, Галерея Тейт, Лондон, и других). |
С 1965 г. Ардон подолгу жил в Париже. В 1970-е гг. художник создал программные картины, в их числе триптихи «[[Иом-Киппур]]» (1973–74, Музей искусства в Тель-Авиве) и [[«Энтеббе» Операция|«Энтеббе»]] (1977, Галерея изобразительных искусств Мальборо, Лондон). | С 1965 г. Ардон подолгу жил в Париже. В 1970-е гг. художник создал программные картины, в их числе триптихи «[[Иом-Киппур]]» (1973–74, Музей искусства в Тель-Авиве) и [[«Энтеббе» Операция|«Энтеббе»]] (1977, Галерея изобразительных искусств Мальборо, Лондон). |
Версия 22:27, 12 декабря 2011
Источник: | ||||||||
|
Внешнее изображение (транслируется с http://www.eleven.co.il) | |
---|---|
Ардон Витраж М. Ардона «Видение Исайи о вечном мире» в Еврейской национальной и университетской библиотеке. Иерусалим. |
Ардон (Бронштейн) Мордехай (1896, Тухув, Польша, – 1992, Иерусалим), израильский художник. В 1920–25 гг. учился в Институте архитектуры в Веймаре под руководством Иттена, Клее, Кандинского и Фейнингера. В 1933 г. поселился в Палестине, где стал преподавателем, а с 1940 г. директором Школы искусств и ремесел Бецалель.
Творческая биография
Произведения Ардона интеллектуальны по форме и эмоциональны по содержанию. После Второй мировой войны художник объединил в своем творчестве темы Иерусалима, Израиля, Катастрофы идеей воплощения в искусстве мистических аспектов иудаизма.
В постоянных поисках новых технических способов живописи Ардон в 1950 г. пришел к абстрактно-символическому стилю.
Выпускник веймарского «Баухауза», Ардон на протяжении своей долгой творческой жизни сохранял приверженность к символическому решению картин, тяготея к монументальным образам. Во многих работах Ардона присутствуют одни и те же элементы: воплощающий определенную идею пейзаж Земли Израиля; космогоническое изображение неба, лестница Иакова, пергаменты и свитки с еврейскими текстами.
Очень часты в картинах Ардона принятые в каббалистических рукописях изображения сфирот; иногда они буквально повторяют схему древних свитков, иногда распадаются на отдельные элементы. Столь же значимы в его произведениях буквы еврейского алфавита, вплетенные в ткань изобразительного сюжета. Нередко Ардон вводит в свои картины легко узнаваемые цитаты из знаменитых произведений искусства, придавая им символический смысл (например, в картинах «Дом маггида», 1954, Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель; «У врат Иерусалима», 1967, Израильский музей, Иерусалим; триптих «Мисса Дура», 1960, Галерея Тейт, Лондон, и других).
С 1965 г. Ардон подолгу жил в Париже. В 1970-е гг. художник создал программные картины, в их числе триптихи «Иом-Киппур» (1973–74, Музей искусства в Тель-Авиве) и «Энтеббе» (1977, Галерея изобразительных искусств Мальборо, Лондон).
В 1978–80 гг. Ардон выполнил эскизы десяти гобеленов для иерусалимской больницы «Шаарей-Цедек» под общим названием «Сотворение», где использовано каббалистическое толкование истории создания алфавита. В 1984 г. в Еврейской национальной и университетской библиотеке в Иерусалиме установлен витраж, выполненный по эскизам Ардона в форме триптиха на сюжет «Видение Исайи о вечном мире».
В 1954 г. на двухгодичной выставке (Бьеннале) в Венеции получил премию ЮНЕСКО, в 1963 г. — Государственную премию Израиля.
Произведения Ардона экспонируются в галереях Амстердама, Лондона, Нью-Йорка и в музеях Израиля.