Вольтер - отношение к евреям
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) м (Замена текста — «#Перенаправление[[» на «#Перенаправление [[») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | # | + | {{значения}} |
+ | {{Писатель | ||
+ | | Имя = Вольтер | ||
+ | | Оригинал имени = Voltaire | ||
+ | | Фото = Voltaire.jpg | ||
+ | | Размер = 220px | ||
+ | | Подпись = | ||
+ | | Имя при рождении = Франсуа Мари Аруэ | ||
+ | | Псевдонимы = Вольтер | ||
+ | | Дата рождения = 21.11.1694 | ||
+ | | Место рождения = {{МестоРождения|Париж}}, [[Франция]] | ||
+ | | Дата смерти = 30.05.1778 | ||
+ | | Место смерти = {{МестоСмерти|Париж}}, [[Франция]] | ||
+ | | Гражданство = | ||
+ | | Род деятельности = [[философ]]<br />[[поэт]]<br />[[прозаик]]<br />[[публицист]]<br />[[правозащитник]] | ||
+ | | Годы активности = | ||
+ | | Направление = [[Эпоха Просвещения|Просвещение]]<br />[[классицизм]] | ||
+ | | Жанр = философская повесть<br />сатира<br />памфлет<br />трагедия | ||
+ | | Magnum opus = | ||
+ | | Премии = | ||
+ | | Lib = http://lib.ru/INOOLD/WOLTER/ | ||
+ | | Сайт = | ||
+ | | Викитека = Вольтер | ||
+ | }} | ||
+ | '''Вольте́р''' ({{lang-fr|Voltaire}}; 21 ноября 1694, [[Париж]], [[Франция]] — 30 мая 1778, [[Париж]], [[Франция]]; имя при рождении '''Франсуа-Мари Аруэ''', {{lang-fr|François Marie Arouet}}; ''Voltaire'' — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства и ''светского антисемитизма''. | ||
+ | |||
+ | == Биография == | ||
+ | Сын чиновника Франсуа Мари Аруэ, Вольтер учился в [[иезуиты|иезуитском]] колледже «[[латинский язык|латыни]] и всяким глупостям», был отцом предназначен к профессии юриста, однако предпочёл праву литературу; начал свою литературную деятельность во дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника; за сатирические стишки в адрес регента и его дочери попал в [[Бастилия|Бастилию]] (куда потом был отправлен вторично, на этот раз за чужие стихи); был избит дворянином, которого осмеял, хотел вызвать его на дуэль, но вследствие интриги обидчика,снова очутился в тюрьме, был освобождён с условием выезда за границу; уехал в [[Великобритания|Англию]], где прожил три года (1726—1729), изучая её политический строй, науку, философию и литературу. | ||
+ | |||
+ | Вернувшись во [[Франция|Францию]], Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в [[Герцогство Лотарингия|Лотарингию]], где нашёл приют у маркизы дю Шатлэ (с которой прожил 15 лет). Будучи обвинён в издевательстве над религией(в поэме «Светский человек»), Вольтер снова бежал, на этот раз в [[Нидерланды]]. | ||
+ | |||
+ | В 1746 Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом, но, возбудив недовольство маркизы де Помпадур, порвал с двором. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению [[Пруссия|прусского]] короля [[Фридрих II (король Пруссии)|Фридриха II]], с которым давно (с 1736) находился в переписке, и поселился в [[Берлин]]е ([[Потсдам]]е), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными [[спекуляция]]ми, а также ссорой с президентом Академии [[Мопертюи]] ([[карикатура|карикатурно]] изображённым Вольтером в «[[Диатриба|Диатрибе]] доктора Акакия»), был вынужден покинуть [[Пруссия|Пруссию]] и поселился в [[Швейцария|Швейцарии]] (1753). Здесь он купил имение около [[Женева|Женевы]], переименовав его в «Отрадное» (Délices), приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и — на границе с Францией — Ферней (1758), где жил почти до самой смерти. Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, ссужавший деньгами аристократов, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, Вольтер — «фернейский патриарх» — мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своём лице «общественное мнение», всемогущее мнение, против старого, доживавшего свой век социально-политического порядка. | ||
+ | [[Файл:Maison-voltaire-ferney.jpg|thumb|200px| right| Дом Вольтера в поместье Ферней]] | ||
+ | [[Ферней-Вольтер|Ферней]] стал местом паломничества для новой интеллигенции; дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как [[Екатерина II]], как Фридрих II, возобновивший с ним переписку, как Густав III шведский. В 1774 Людовика XV сменил Людовик XVI, а в 1778 Вольтер — восьмидесятичетырёхлетний старик — вернулся в Париж, где ему устроена была восторженная встреча. Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». Постановка его последней пьесы «Irène» превратилась в его апофеоз. Назначенный директором Академии, Вольтер приступил, несмотря на преклонный возраст, к переработке академического словаря. | ||
+ | |||
+ | [[Файл:Mogila-Voltera-v-Panteonye-.jpg|thumb|left|200px|Надгробие на могиле Вольтера в парижском Пантеоне]]Сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно, вынуждали Вольтера принимать большие дозы опия. В начале мая, после обострения болезни, доктор медицины Троншен поставил неутешительный диагноз: рак предстательной железы. Вольтер ещё крепился, порою даже шутил, но зачастую шутку прерывала гримаса боли. | ||
+ | |||
+ | Очередной врачебный консилиум, состоявшийся 25 мая, предрёк скорый летальный исход. Каждый день приносил больному всё бо́льшие мучения. Порой не помогал даже опий. | ||
+ | |||
+ | Племянник Вольтера аббат Миньо, пытаясь примирить дядюшку с католической церковью, пригласил к нему аббата Готье и приходского кюре церкви св. Сульпиция Терсака. Визит состоялся днём [[30 мая]]. По легенде, на предложение священнослужителей «отречься от Сатаны и прийти к Господу» Вольтер ответил: «Зачем перед смертью приобретать новых врагов?». Его последними словами было «Ради бога, дайте мне умереть спокойно». | ||
+ | |||
+ | В [[1791]] [[Конвент]] постановил перенести останки Вольтера в Пантеон и переименовать «Набережную Театинцев» в «Набережную имени Вольтера». Перенос останков Вольтера в [[Пантеон (Париж)|Пантеон]] превратился в грандиозную революционную [[демонстрация|демонстрацию]]. В [[1814 год]]у во время [[Реставрация Бурбонов|Реставрации]] ходил слух, что останки Вольтера были якобы выкрадены из Пантеона, что не соответствовало действительности. В настоящее время прах Вольтера всё ещё находится в Пантеоне. | ||
+ | |||
+ | == Философия == | ||
+ | Являясь сторонником [[сенсуализм]]а английского философа [[Локк, Джон|Локка]], учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской [[материализм|материалистической философии]], в частности [[Гольбах, Поль Анри|барона Гольбаха]], против которого направлено его «Письмо Меммия к [[Цицерон]]у»; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли — в нерешительности переходил от [[индетерминизм]]а к [[детерминизм]]у. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в [[Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел|«Энциклопедии»]] и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» ({{lang-fr|Dictionnaire philosophique portatif}}, [[1764]]). В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт яркую и остроумную критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершенные христианской церковью. | ||
+ | |||
+ | Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство{{прояснить}}. | ||
+ | |||
+ | Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество. | ||
+ | |||
+ | === Критика религии === | ||
+ | Неутомимый и беспощадный враг [[церковь|церкви]] и клерикалов, которых он преследовал аргументами [[логика|логики]] и стрелами [[сарказм]]а, [[писатель]], чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на [[иудаизм]], и на [[христианство]] (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье»), изъявляя впрочем своё уважение к личности [[Иисус Христос|Христа]] (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди»); с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание [[Мелье, Жан|Жана Мелье]]», священника-социалиста [[XVII век]]а, не щадившего слов для развенчания [[клерикализм]]а. | ||
+ | |||
+ | Борясь словом и делом (заступничество за жертв религиозного [[фанатизм]]а — [[Калас, Жан|Каласа]] и [[Сервет, Мигель|Сервета]]) против господства и гнёта религиозных [[суеверие|суеверий]] и [[предрассудок|предрассудков]], против клерикального [[изуверство|изуверства]], Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной [[терпимость|терпимости]] как в своих публицистических [[памфлет]]ах (Трактат о веротерпимости, [[1763]]), так и в своих художественных произведениях (образ [[Генрих IV (король Франции)|Генриха IV]], покончившего с вероисповедной распрей [[католицизм|католиков]] и [[протестантизм|протестантов]]; образ императора в трагедии «Гебры»). | ||
+ | |||
+ | В [[1722 год]]у Вольтер пишет антиклерикальную поэму «За и против». В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким тираном, «Которого мы должны ненавидеть». Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями: {{начало цитаты}}В этом недостойном образе я не признаю Бога, Которого я должен чтить… Я не христианин…{{конец цитаты}} | ||
+ | |||
+ | === Критика атеизма. Деизм Вольтера === | ||
+ | Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения», Вольтер был вместе с тем врагом [[атеизм]]а; походу на атеизм Вольтер посвятил специальный памфлет («Homélie sur l’athéisme»). [[Деизм|Деист]] в духе английских буржуазных [[вольнодумец|вольнодумцев]] [[XVIII век]]а, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование [[Божество|Божества]], сотворившего [[Вселенная|вселенную]], в дела которой однако не вмешивается, оперируя доказательствами: [[космология|«космологическими»]] («Против атеизма»), [[телеология|«телеологическими»]] («Le philosophe ignorant») и [[мораль|«моральными»]] (статья «[[Бог]]» в «Энциклопедии»). | ||
+ | |||
+ | В «Назидательных проповедях», а так же в философских повестях неоднократно встречается и аргумент [[Прагматизм|«полезности»]], т.е. такое представление о Боге, при котором он выступает в качестве социального и нравственного регулирующего принципа. В этом смысле, вера в него оказывается необходимой, поскольку только она, по мысли Вольтера, способна удержать человеческий род от саморазрушения и взаимного истребления. | ||
+ | <blockquote> | ||
+ | Давайте же, братья мои, по крайней мере, посмотрим, насколько полезна такая вера и сколь мы заинтересованы в том, чтобы она была запечатлена во всех сердцах.</blockquote> | ||
+ | <blockquote>Принципы эти необходимы для сохранения людского рода. Лишите людей представления о карающем и вознаграждающем Боге — и вот Сулла и Марий с наслажденьем купаются в крови своих сограждан; Август, Антоний и Лепид превосходят в жестокости Суллу, Нерон хладнокровно отдает приказ об убийстве собственной матери<ref> Вольтер. Назидательные проповеди. Проповедь первая: Об атеизме</ref>. | ||
+ | </blockquote> | ||
+ | |||
+ | Отрицая средневековый церковно-монашеский [[аскетизм]] во имя права человека на [[счастье]], которое коренится в разумном [[эгоизм]]е («Discours sur l’homme»), долгое время разделяя [[оптимизм]] английской буржуазии [[XVIII век]]а, преобразовавшей мир по своему образу и подобию и утверждавшей устами поэта [[Поуп, Александр|Поупа]]: «Whatever is, is right» («все хорошо, что есть»), Вольтер после [[землетрясение в Лиссабоне|землетрясения в Лиссабоне]], разрушившего треть города, несколько снизил свой оптимизм, заявляя в поэме о лиссабонской катастрофе: «сейчас не всё хорошо, но всё будет хорошо». | ||
+ | |||
+ | === Социально-философские взгляды === | ||
+ | По социальным воззрениям Вольтер — сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Печатая «Завещание» [[Мелье, Жан|Мелье]], Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к [[Руссо, Жан Жак|Руссо]], хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент. | ||
+ | |||
+ | Убеждённый и страстный противник [[абсолютизм]]а, он остался до конца жизни [[монархисты|монархистом]], сторонником идеи [[Просвещённый абсолютизм|просвещённого абсолютизма]], [[монархия|монархии]], опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх — его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице [[Генрих IV (король Франции)|Генриха IV]] (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну», и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с анархическими феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство — великая семья с отцом во главе. Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством». | ||
+ | |||
+ | Вольтер, как и Руссо, иногда склонялся к защите идеи «первобытного состояния» в таких пьесах, как «Скифы» или «Законы Миноса», но его «первобытное общество» ([[скифы|скифов]] и [[финикийцы|сидонцев]]) не имеет ничего общего с нарисованным Руссо раем мелких собственников-хуторян, а воплощает собою общество врагов политического [[деспотизм]]а и религиозной нетерпимости. | ||
+ | |||
+ | В своей сатирической [[поэма|поэме]] «[[Орлеанская девственница]]» он высмеивает [[рыцарь|рыцарей]] и придворных, но в поэме «Битва при Фонтенуа» (1745) Вольтер славит старое французское дворянство, в таких пьесах, как «Право сеньора» и особенно «Нанина», — рисует с увлечением [[помещик]]ов либерального уклона, даже готовых жениться на крестьянке. Вольтер долго не мог примириться с вторжением на сцену лиц недворянского положения, «обыкновенных людей» ({{lang-fr|hommes du commun}}), ибо это значило «обесценить [[трагедия|трагедию]]» (avilir le cothurne). | ||
+ | |||
+ | Связанный своими политическими, религиозно-философскими и социальными воззрениями ещё довольно крепко с «старым порядком», Вольтер в особенности своими литературными симпатиями крепко врос в [[аристократия|аристократический]] [[XVIII век]] [[Людовик XIV|Людовика XIV]], которому он посвятил своё лучшее историческое сочинение — «Siècle de Louis XIV». | ||
+ | |||
+ | Незадолго до своей смерти, [[7 апреля]] [[1778 год]]а, Вольтер вступил в парижскую [[масонская ложа|масонскую ложу]] [[ВВФ|Великого Востока Франции]] — «[[Les Neuf Sœurs|Девять сестёр]]». При этом в ложу его сопровождал [[Франклин, Бенджамин|Бенджамин Франклин]] (в то время — американский посол во Франции)<ref>[http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Moram/13.php Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем]</ref><ref>Daniel Ligou, ed. Dictionnaire de la franc-maçonnerie. — Paris: Presses Universitaires de France, 1987.</ref>. | ||
+ | |||
+ | == Литературное творчество == | ||
+ | === Драматургия === | ||
+ | [[Файл:Voltaire by Jean-Antoine Houdon (1778).jpg|thumb|200px|right|Вольтер, скульптор [[Гудон, Жан-Антуан|Жан-Антуан Гудон]], 1778 год. Из коллекции [[Национальная галерея искусства|Национальной галереи искусства]]]] | ||
+ | Продолжая культивировать аристократические жанры поэзии — [[послание|послания]], галантную [[лирика|лирику]], [[ода|оду]] {{nobr|и т. д.}}, Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической [[трагедия|трагедии]] — написал 28; среди них главнейшие: «Эдип» ([[1718]]), «Брут» ([[1730]]), «Заира» ([[1732]]), «Цезарь» ([[1735]]), «Альзира» ([[1736]]), «Магомет» ([[1741]]), «Меропа» ([[1743]]), «Семирамида» ([[1748]]), «Спасённый Рим» ([[1752]]), «Китайская сирота» ([[1755]]), «Танкред» ([[1760]]). | ||
+ | |||
+ | Однако в обстановке угасания аристократической культуры трансформировалась неизбежно и классическая трагедия. В её прежнюю рационалистическую холодность врывались всё в большем изобилии нотки чувствительности («Заира»), её прежняя скульптурная чёткость сменялась романтической живописностью («Танкред»). В [[репертуар]] [[античность|античных]] фигур вторгались всё решительнее экзотические персонажи — средневековые рыцари, [[Хань (народ)|китайцы]], [[скифы]], [[гебры]] и тому подобное. | ||
+ | |||
+ | Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы — как формы «гибридной», Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического (в предисловии к «Расточителю» и «Сократу»), считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слёзы». Долгое время противодействуя вторжению на сцену [[плебей|плебеев]]-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» (предисловие к «Шотландке», со ссылками на английские примеры) и формулируя (в «Рассуждении о гебрах») по существу программу демократического театра; «чтобы легче внушить людям [[доблесть]], необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Он не побоялся вывести на сцену [[садовник]]а, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого [[солдат]]а. Такие герои, стоящие ближе других к природе, говорящие простым языком, произведут более сильное впечатление и скорее достигнут цели, чем влюблённые [[принц]]ы и мучимые страстью [[принцесса|принцессы]]. Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди [[монарх]]ов и совершенно бесполезными для остальных людей». К типу таких буржуазных пьес можно отнести «Право сеньора», «Нанина», «Расточитель» и др. | ||
+ | |||
+ | === Поэзия === | ||
+ | Если как драматург Вольтер шёл от ортодоксальной классической трагедии через её сентиментализацию, романтизацию и [[экзотика|экзотику]] к драме Нового времени под напором растущего движения [[третье сословие|«третьего сословия»]], то аналогична его [[эволюция]] и как писателя [[эпос|эпического]]. Вольтер начал в стиле классической [[эпопея|эпопеи]] («Генриада», [[1728]]; первоначально «Лига или великий Генрих»), которая однако, как и [[классическая трагедия]], под его рукой преображалась: вместо вымышленного героя взят реальный, вместо фантастических войн — на самом деле бывшая, вместо богов — [[аллегория|аллегорические]] образы — понятия: [[любовь|любви]], [[ревность|ревности]], [[фанатизм]]а (из «Essai sur la poésie épique»). | ||
+ | |||
+ | Продолжая стиль героической эпопеи в «Поэме о битве при Фонтенуа», прославляющей победу [[Людовик XV|Людовика XV]], Вольтер затем в «[[Орлеанская девственница|Орлеанской девственнице]]» (La Pucelle d’Orléans), едко и [[скабрёзный|скабрёзно]] высмеивающей весь [[средние века|средневековый]] мир феодально-клерикальной Франции, снижает героическую поэму до героического фарса и переходит постепенно, под влиянием [[Александр Поуп|Поупа]], от героической поэмы к поэме дидактической, к «рассуждению в стихах» (discours en vers), к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии («Письмо о философии Ньютона», «Рассуждение в стихах о человеке», «Естественный закон», «Поэма о лиссабонской катастрофе»). | ||
+ | |||
+ | === Философская проза === | ||
+ | Отсюда наметился естественный переход к [[проза|прозе]], к философскому [[Роман (жанр)|роману]] («Видение Бабука», «Задиг или судьба», «[[Микромегас]]», «[[Кандид]]», «Сказка о вавилонской принцессе», «Scarmentado» и другие, [[1740-е|1740]]—[[1760-е|60]]-х гг.), где на стержне приключений, путешествий, экзотики Вольтер развивает тонкую диалектику взаимоотношений случайности и предопределенности («Задиг или судьба»), одновременной низменности и величия человека («Видение Бабука»), нелепости как чистого [[оптимизм]]а, так и чистого [[пессимизм]]а («Кандид»), и о единственной [[мудрость|мудрости]], заключающейся в убеждении познавшего все превратности Кандида, что человек призван «возделывать свой сад» или, как похожим образом начинает понимать Простодушный из одноименной повести, заниматься своим делом и пытаться исправлять мир не громкими словами, а благородным примером. | ||
+ | |||
+ | Как для всех «просветителей» [[XVIII век]]а, художественная литература была для Вольтера не самоцелью, а лишь средством пропаганды своих идей, средством протеста против самодержавия, против церковников и клерикализма, возможностью проповедовать веротерпимость, гражданскую свободу, {{nobr|и т. д.}} Соответственно этой установке, его творчество в высокой степени рассудочно и публицистично. Все силы «старого порядка» яростно поднялись против этого, как его окрестил один из его врагов, — «Прометея», низвергающего власть земных и небесных богов; в особенности усердствовал [[Фрерон]], которого Вольтер заклеймил своим смехом в ряде памфлетов и вывел в пьесе «Шотландка» под прозрачным именем доносчика Фрелона. | ||
+ | |||
+ | == Правозащитная деятельность == | ||
+ | В 1762 году Вольтер начал кампанию по отмене приговора [[протестант]]у [[Калас, Жан|Жану Каласу]], который был казнен по обвинению в убийстве своего сына. В итоге Жан Калас был признан невиновным и были оправданы остальные осужденные по этому делу. | ||
+ | |||
+ | == Отношение к евреям == | ||
+ | В своем «Философском словаре» Вольтер писал: «… вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают… Тем не менее не следует их сжигать». [[Бональд, Луи Габриэль Амбруаз|Луи де Бональд]] писал: «Когда я говорю, что философы доброжелательно относятся к евреям, из их числа нужно исключить главу философской школы XVIII века Вольтера, который всю свою жизнь демонстрировал решительную неприязнь к этому несчастному народу…»<ref>[http://jhist.org/shoa/poliakov03_05.htm Л.Поляков. История антисемитизма]</ref>. | ||
+ | |||
+ | В своих многочисленных произведениях философского и публицистического характера Вольтер много места уделил истории и религии евреев. В «Философском словаре» (1764) Вольтер помещает большую статью «Евреи», излагая свое понимание проблемы еврейства и евреев; статьи об [[Авраам|Аврааме]], [[Моисей|Моисее]], [[Соломон|Соломоне]], [[Талмуд|Талмуде]] и многие другие. | ||
+ | |||
+ | В своих нападках на христианские клерикальные институты Вольтер сосредоточил основной удар на Ветхом завете, во многом осмеивая его и отказывая еврейской религии в самостоятельности. Вольтер упрекает ее в прагматизме, в материализме и в отсутствии возвышенного догмата о бессмертии души. Вольтер считает евреев жестоким, человеконенавистническим и эгоцентричным народом. | ||
+ | |||
+ | Уже при жизни Вольтера его яростные атаки на евреев и все еврейское подверглись резкой критике: в 1762 г. со стороны еврейского философа Ицхака де Пиито (1720–1791) и в 1769 г. со стороны аббата Антуана Гене. Отвечая на их критику, Вольтер фактически не смог противостоять ей. Многочисленная литература, рассматривающая антисемитизм Вольтера, затрудняется найти для него рациональные объяснения. | ||
+ | |||
+ | Вольтер сыграл двойственную роль в формировании отношения к евреям со стороны европейских народов, среди которых они жили. В целом его антиабсолютистская и антиклерикальная деятельность подготовила ту духовную атмосферу, которая способствовала [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]]. | ||
+ | |||
+ | В то же время его яростная и во многом, очевидно, иррациональная юдофобия сделала его провозвестником расистского секулярного [[Антисемитизм|антисемитизма]] нового и новейшего времени. | ||
+ | |||
+ | == Последователи Вольтера. Вольтерьянство == | ||
+ | Свои произведения Вольтер был вынужден издавать часто анонимно, отрекаясь от них, когда молва объявляла его автором, печатать их за границей, провозить во Францию контрабандой. В борьбе против доживающего свой век старого порядка Вольтер мог, с другой стороны, опираться на огромную влиятельную аудиторию как во Франции, так и за границей, начиная от «просвещённых монархов» и до широких кадров новой буржуазной интеллигенции, вплоть до [[Россия|России]], которой он посвятил свою «Историю Петра» и отчасти «Карла XII», находясь в переписке с [[Екатерина II|Екатериной II]] и с Сумароковым, и где его именем было окрещено, хотя и без достаточного основания, общественное течение, известное под названием ''вольтерианства''. | ||
+ | |||
+ | Культ Вольтера достиг своего апогея во Франции в эпоху [[Великая французская революция|Великой революции]], и в 1792 году, во время представления его трагедии «Смерть Цезаря», [[якобинцы]] украсили голову его бюста красным фригийским колпаком. Если в [[XIX век]]е в общем этот культ пошёл на убыль, то имя и слава Вольтера возрождались всегда в эпохи революций: на рубеже [[XIX век]]а — в [[Италия|Италии]], куда войска генерала [[Наполеон Бонапарт|Бонапарта]] принесли принцип [[декларация прав человека и гражданина|декларации прав человека и гражданина]], отчасти в [[Великобритания|Англии]], где борец против [[Священный союз|Священного союза]], [[Байрон, Джордж Ноэл Гордон|Байрон]], прославил Вольтера в [[октава]]х «[[Паломничество Чайльд-Гарольда|Чайльд-Гарольда]]», потом — накануне мартовской революции в [[Германия|Германии]], где [[Гейне]] воскрешал его образ. На рубеже [[XX век]]а вольтеровская традиция в своеобразном преломлении ещё раз вспыхнула в «философских» романах [[Франс, Анатоль|Анатоля Франса]]. | ||
+ | |||
+ | == Библиотека Вольтера == | ||
+ | Библиотека Вольтера насчитывает 6 тысяч 814 томов и является национальным достоянием России. Она была куплена в [[1778 год]]у Екатериной II у племянницы и наследницы Вольтера. В [[1779 год]]у на специальном корабле библиотеку доставили в [[Санкт-Петербург]]. Первоначально она была размещена в [[Эрмитаж]]е. При Николае I доступ к ней был закрыт. В [[1861 год]]у по распоряжению [[Александр II|Александра II]] библиотека Вольтера была переведена в [[Императорская публичная библиотека|Императорскую публичную библиотеку]]. | ||
+ | |||
+ | == Библиография == | ||
+ | # Собрание сочинений в 50 тт. — Р. 1877—1882. | ||
+ | # Переписка Вольтера, там же, тт. 33—50. | ||
+ | # Языков Д. Вольтер в русской литературе. 1879. | ||
+ | # Романы и повести, перевод Н. Дмитриева. — СПб., 1870. | ||
+ | # Собрание стихотворений, перевод Курочкина. II, — СПб., 1869. | ||
+ | # Вольтер М.-Ф. Кандид. — Пантеон, 1908 (сокращённо переиздан — «Огонёк», 1926). | ||
+ | # Вольтер М.-Ф. Принцесса Вавилонская. Издательство «Всемирная литература», 1919. | ||
+ | # Вольтер М.-Ф. Орлеанская девственница", в 2 тт., с примечаниями и статьями, 1927. | ||
+ | # Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. <!--Предисл. и рассуждения Сост., вступит. статья и коммент. В. Я. Бахмутского. Пер. Л. Зининой и Н. Наумова.--> — М.: Искусство, 1974. | ||
+ | # [http://new.runivers.ru/lib/book6196/ Иванов И. И. Политическая роль французского театра в XVIII веке. — М., 1895.] на сайте [[Руниверс]] | ||
+ | # Засулич В. Вольтер. — СПб., 1909. | ||
+ | # Шахов А. Вольтер и его время. — СПб., 1912. | ||
+ | # {{книга | ||
+ | |заглавие = Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов - '''Глава 4. Вольтер против Нидхема: Спор о зарождении''' | ||
+ | |оригинал = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever | ||
+ | |автор = Хал Хеллман | ||
+ | |ссылка = | ||
+ | |isbn = 0-471-35066-4 | ||
+ | |страницы = 320 | ||
+ | |год = 2007 | ||
+ | |место = М. | ||
+ | |издательство = [[Диалектика (издательство)|«Диалектика»]] | ||
+ | }} | ||
+ | # Desnoiresterres G. Voltaire et la société du XVIII siècle, 8 vv. — P., 1867—1877. | ||
+ | # Morley J. Voltaire. — London, 1878 (русский перевод. — M., 1889). | ||
+ | # Bengesco G. Voltaire. Bibliographie de ses œuvres. 4 vv. — P., 1889—1891. | ||
+ | # Champion G. Voltaire. — P., 1892. | ||
+ | # Strauss D. F. Voltaire. — Lpz., 1895 (русский перевод. — M., 1900). | ||
+ | # Crousle L. La vie et les œuvres de Voltaire. 2 vv. — P., 1899. | ||
+ | # Lanson G. Voltaire. — P., 1906. | ||
+ | # Brandes. Voltaire. 2 vv. — P., 1923. | ||
+ | # Maugras G. Querelles des philosophes Voltaire et Rousseau. — P., 1886. | ||
+ | # Brunetière F. Les époques du théâtre français. — P., 1892. | ||
+ | # Lion H. Les tragédies et les théories dramatiques de Voltaire. — P., 1896. | ||
+ | # Griswald. Voltaire als Historiker. — 1898. | ||
+ | # Ducros L. Les encyclopédistes. — P., 1900 (есть русский перевод). | ||
+ | # Robert L. Voltaire et l’intolérance réligieuse. — P., 1904. | ||
+ | # Pellissier G. Voltaire philosophe. — P., 1908. | ||
+ | |||
+ | == Примечания == | ||
+ | {{Примечания|2}} | ||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
+ | {{Навигация | ||
+ | |Тема = Вольтер | ||
+ | |Портал = | ||
+ | |Викисловарь = | ||
+ | |Викиучебник = | ||
+ | |Викицитатник = Вольтер | ||
+ | |Викитека = Вольтер | ||
+ | |Викивиды = | ||
+ | |Викиновости = | ||
+ | |Викисклад = Voltaire | ||
+ | |Метавики = | ||
+ | |Проект = | ||
+ | }} | ||
+ | * {{Из|БСЭ|http://slovari.yandex.ru/вольтер/БСЭ/Вольтер/|заглавие=Вольтер|издание=3-е}} | ||
+ | * {{Из|БЭС|http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/92054|заглавие=Вольтер}} | ||
+ | * [http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/voltaire/facts.html Занимательные факты] | ||
+ | * [http://www.filosofi.su/filosofi/v/volter_fransuamari_arue_d.html Жизнь Вольтера] | ||
+ | * [http://echo.msk.ru/programs/vsetak/505628-echo.phtml Передача радиостанции «Эхо Москвы» «Всё так» о Вольтере] | ||
+ | * [[Луков, Владимир Андреевич|Луков Вл. А.]] [http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4194.html Вольтер] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира», 2010. | ||
+ | * {{Сотрудник РАН|49935|Вольтера (Франсуа-Мари Аруэ)}} | ||
+ | |||
+ | {{ЛЭ-ОД|author1=[[Фриче, Владимир Максимович|В. Фриче]]|d1=1929}} | ||
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | {{ElevenCopyRight|10962|ВОЛЬТЕР}} | ||
+ | [[Категория:Антисемитизм]] |
Версия 06:12, 11 января 2012
Вольтер | |
Voltaire | |
Файл:Voltaire.jpg | |
Имя при рождении: |
Франсуа Мари Аруэ |
---|---|
Псевдонимы: |
Вольтер |
Дата рождения: |
21 ноября 1694 |
Место рождения: | |
Дата смерти: |
30 мая 1778 |
Место смерти: | |
Род деятельности: |
философ |
Направление: |
Просвещение |
Жанр: |
философская повесть |
Произведения на сайте Lib.ru | |
Произведения в Викитеке?. |
Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ, фр. François Marie Arouet; Voltaire — анаграмма «Arouet le j(eune)» — «Аруэ младший» (латинское написание — AROVETLI) — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства и светского антисемитизма.
Содержание |
Биография
Сын чиновника Франсуа Мари Аруэ, Вольтер учился в иезуитском колледже «латыни и всяким глупостям», был отцом предназначен к профессии юриста, однако предпочёл праву литературу; начал свою литературную деятельность во дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника; за сатирические стишки в адрес регента и его дочери попал в Бастилию (куда потом был отправлен вторично, на этот раз за чужие стихи); был избит дворянином, которого осмеял, хотел вызвать его на дуэль, но вследствие интриги обидчика,снова очутился в тюрьме, был освобождён с условием выезда за границу; уехал в Англию, где прожил три года (1726—1729), изучая её политический строй, науку, философию и литературу.
Вернувшись во Францию, Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма»; книга была конфискована (1734), издатель поплатился Бастилией, а Вольтер бежал в Лотарингию, где нашёл приют у маркизы дю Шатлэ (с которой прожил 15 лет). Будучи обвинён в издевательстве над религией(в поэме «Светский человек»), Вольтер снова бежал, на этот раз в Нидерланды.
В 1746 Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом, но, возбудив недовольство маркизы де Помпадур, порвал с двором. Вечно подозреваемый в политической неблагонадёжности, не чувствуя себя во Франции в безопасности, Вольтер последовал (1751) приглашению прусского короля Фридриха II, с которым давно (с 1736) находился в переписке, и поселился в Берлине (Потсдаме), но, вызвав недовольство короля неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображённым Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия»), был вынужден покинуть Пруссию и поселился в Швейцарии (1753). Здесь он купил имение около Женевы, переименовав его в «Отрадное» (Délices), приобрёл затем ещё два имения: Турнэ и — на границе с Францией — Ферней (1758), где жил почти до самой смерти. Человек теперь богатый и вполне независимый, капиталист, ссужавший деньгами аристократов, землевладелец и в то же время владелец ткацкой и часовой мастерских, Вольтер — «фернейский патриарх» — мог теперь свободно и безбоязненно представлять в своём лице «общественное мнение», всемогущее мнение, против старого, доживавшего свой век социально-политического порядка.
Ферней стал местом паломничества для новой интеллигенции; дружбой с Вольтером гордились такие «просвещённые» монархи, как Екатерина II, как Фридрих II, возобновивший с ним переписку, как Густав III шведский. В 1774 Людовика XV сменил Людовик XVI, а в 1778 Вольтер — восьмидесятичетырёхлетний старик — вернулся в Париж, где ему устроена была восторженная встреча. Он приобрёл себе особняк на улице Ришелье, активно работал над новой трагедией «Агафокл». Постановка его последней пьесы «Irène» превратилась в его апофеоз. Назначенный директором Академии, Вольтер приступил, несмотря на преклонный возраст, к переработке академического словаря.
Сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно, вынуждали Вольтера принимать большие дозы опия. В начале мая, после обострения болезни, доктор медицины Троншен поставил неутешительный диагноз: рак предстательной железы. Вольтер ещё крепился, порою даже шутил, но зачастую шутку прерывала гримаса боли.
Очередной врачебный консилиум, состоявшийся 25 мая, предрёк скорый летальный исход. Каждый день приносил больному всё бо́льшие мучения. Порой не помогал даже опий.
Племянник Вольтера аббат Миньо, пытаясь примирить дядюшку с католической церковью, пригласил к нему аббата Готье и приходского кюре церкви св. Сульпиция Терсака. Визит состоялся днём 30 мая. По легенде, на предложение священнослужителей «отречься от Сатаны и прийти к Господу» Вольтер ответил: «Зачем перед смертью приобретать новых врагов?». Его последними словами было «Ради бога, дайте мне умереть спокойно».
В 1791 Конвент постановил перенести останки Вольтера в Пантеон и переименовать «Набережную Театинцев» в «Набережную имени Вольтера». Перенос останков Вольтера в Пантеон превратился в грандиозную революционную демонстрацию. В 1814 году во время Реставрации ходил слух, что останки Вольтера были якобы выкрадены из Пантеона, что не соответствовало действительности. В настоящее время прах Вольтера всё ещё находится в Пантеоне.
Философия
Являясь сторонником сенсуализма английского философа Локка, учение которого он пропагандировал в своих «философских письмах», Вольтер был вместе с тем противником французской материалистической философии, в частности барона Гольбаха, против которого направлено его «Письмо Меммия к Цицерону»; в вопросе о духе Вольтер колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, в вопросе о свободе воли — в нерешительности переходил от индетерминизма к детерминизму. Важнейшие философские статьи Вольтер печатал в «Энциклопедии» и затем издал отдельной книгой, сначала под заглавием «Карманный философский словарь» (фр. Dictionnaire philosophique portatif, 1764). В этом труде Вольтер проявил себя как борец против идеализма и религии, опираясь на научные достижения своего времени. В многочисленных статьях он даёт яркую и остроумную критику религиозных представлений христианской церкви, религиозной морали, обличает преступления, совершенные христианской церковью.
Вольтер как представитель школы естественного права признает за каждым индивидом существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенствоШаблон:Прояснить.
Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы». Позитивные законы призваны гарантировать естественные права человека. Многие позитивные законы представлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческое невежество.
Критика религии
Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье»), изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди»); с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не щадившего слов для развенчания клерикализма.
Борясь словом и делом (заступничество за жертв религиозного фанатизма — Каласа и Сервета) против господства и гнёта религиозных суеверий и предрассудков, против клерикального изуверства, Вольтер неустанно проповедовал идеи религиозной терпимости как в своих публицистических памфлетах (Трактат о веротерпимости, 1763), так и в своих художественных произведениях (образ Генриха IV, покончившего с вероисповедной распрей католиков и протестантов; образ императора в трагедии «Гебры»).
В 1722 году Вольтер пишет антиклерикальную поэму «За и против». В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким тираном, «Которого мы должны ненавидеть». Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями:
В этом недостойном образе я не признаю Бога, Которого я должен чтить… Я не христианин…
Критика атеизма. Деизм Вольтера
Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения», Вольтер был вместе с тем врагом атеизма; походу на атеизм Вольтер посвятил специальный памфлет («Homélie sur l’athéisme»). Деист в духе английских буржуазных вольнодумцев XVIII века, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование Божества, сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается, оперируя доказательствами: «космологическими» («Против атеизма»), «телеологическими» («Le philosophe ignorant») и «моральными» (статья «Бог» в «Энциклопедии»).
В «Назидательных проповедях», а так же в философских повестях неоднократно встречается и аргумент «полезности», т.е. такое представление о Боге, при котором он выступает в качестве социального и нравственного регулирующего принципа. В этом смысле, вера в него оказывается необходимой, поскольку только она, по мысли Вольтера, способна удержать человеческий род от саморазрушения и взаимного истребления.
Давайте же, братья мои, по крайней мере, посмотрим, насколько полезна такая вера и сколь мы заинтересованы в том, чтобы она была запечатлена во всех сердцах.
Принципы эти необходимы для сохранения людского рода. Лишите людей представления о карающем и вознаграждающем Боге — и вот Сулла и Марий с наслажденьем купаются в крови своих сограждан; Август, Антоний и Лепид превосходят в жестокости Суллу, Нерон хладнокровно отдает приказ об убийстве собственной матери[1].
Отрицая средневековый церковно-монашеский аскетизм во имя права человека на счастье, которое коренится в разумном эгоизме («Discours sur l’homme»), долгое время разделяя оптимизм английской буржуазии XVIII века, преобразовавшей мир по своему образу и подобию и утверждавшей устами поэта Поупа: «Whatever is, is right» («все хорошо, что есть»), Вольтер после землетрясения в Лиссабоне, разрушившего треть города, несколько снизил свой оптимизм, заявляя в поэме о лиссабонской катастрофе: «сейчас не всё хорошо, но всё будет хорошо».
Социально-философские взгляды
По социальным воззрениям Вольтер — сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к Руссо, хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент.
Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх — его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну», и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с анархическими феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство — великая семья с отцом во главе. Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством».
Вольтер, как и Руссо, иногда склонялся к защите идеи «первобытного состояния» в таких пьесах, как «Скифы» или «Законы Миноса», но его «первобытное общество» (скифов и сидонцев) не имеет ничего общего с нарисованным Руссо раем мелких собственников-хуторян, а воплощает собою общество врагов политического деспотизма и религиозной нетерпимости.
В своей сатирической поэме «Орлеанская девственница» он высмеивает рыцарей и придворных, но в поэме «Битва при Фонтенуа» (1745) Вольтер славит старое французское дворянство, в таких пьесах, как «Право сеньора» и особенно «Нанина», — рисует с увлечением помещиков либерального уклона, даже готовых жениться на крестьянке. Вольтер долго не мог примириться с вторжением на сцену лиц недворянского положения, «обыкновенных людей» (фр. hommes du commun), ибо это значило «обесценить трагедию» (avilir le cothurne).
Связанный своими политическими, религиозно-философскими и социальными воззрениями ещё довольно крепко с «старым порядком», Вольтер в особенности своими литературными симпатиями крепко врос в аристократический XVIII век Людовика XIV, которому он посвятил своё лучшее историческое сочинение — «Siècle de Louis XIV».
Незадолго до своей смерти, 7 апреля 1778 года, Вольтер вступил в парижскую масонскую ложу Великого Востока Франции — «Девять сестёр». При этом в ложу его сопровождал Бенджамин Франклин (в то время — американский посол во Франции)[2][3].
Литературное творчество
Драматургия
Продолжая культивировать аристократические жанры поэзии — послания, галантную лирику, оду и т. д., Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической трагедии — написал 28; среди них главнейшие: «Эдип» (1718), «Брут» (1730), «Заира» (1732), «Цезарь» (1735), «Альзира» (1736), «Магомет» (1741), «Меропа» (1743), «Семирамида» (1748), «Спасённый Рим» (1752), «Китайская сирота» (1755), «Танкред» (1760).
Однако в обстановке угасания аристократической культуры трансформировалась неизбежно и классическая трагедия. В её прежнюю рационалистическую холодность врывались всё в большем изобилии нотки чувствительности («Заира»), её прежняя скульптурная чёткость сменялась романтической живописностью («Танкред»). В репертуар античных фигур вторгались всё решительнее экзотические персонажи — средневековые рыцари, китайцы, скифы, гебры и тому подобное.
Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы — как формы «гибридной», Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического (в предисловии к «Расточителю» и «Сократу»), считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слёзы». Долгое время противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» (предисловие к «Шотландке», со ссылками на английские примеры) и формулируя (в «Рассуждении о гебрах») по существу программу демократического театра; «чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого солдата. Такие герои, стоящие ближе других к природе, говорящие простым языком, произведут более сильное впечатление и скорее достигнут цели, чем влюблённые принцы и мучимые страстью принцессы. Достаточно театры гремели трагическими приключениями, возможными только среди монархов и совершенно бесполезными для остальных людей». К типу таких буржуазных пьес можно отнести «Право сеньора», «Нанина», «Расточитель» и др.
Поэзия
Если как драматург Вольтер шёл от ортодоксальной классической трагедии через её сентиментализацию, романтизацию и экзотику к драме Нового времени под напором растущего движения «третьего сословия», то аналогична его эволюция и как писателя эпического. Вольтер начал в стиле классической эпопеи («Генриада», 1728; первоначально «Лига или великий Генрих»), которая однако, как и классическая трагедия, под его рукой преображалась: вместо вымышленного героя взят реальный, вместо фантастических войн — на самом деле бывшая, вместо богов — аллегорические образы — понятия: любви, ревности, фанатизма (из «Essai sur la poésie épique»).
Продолжая стиль героической эпопеи в «Поэме о битве при Фонтенуа», прославляющей победу Людовика XV, Вольтер затем в «Орлеанской девственнице» (La Pucelle d’Orléans), едко и скабрёзно высмеивающей весь средневековый мир феодально-клерикальной Франции, снижает героическую поэму до героического фарса и переходит постепенно, под влиянием Поупа, от героической поэмы к поэме дидактической, к «рассуждению в стихах» (discours en vers), к изложению в форме поэмы своей моральной и общественной философии («Письмо о философии Ньютона», «Рассуждение в стихах о человеке», «Естественный закон», «Поэма о лиссабонской катастрофе»).
Философская проза
Отсюда наметился естественный переход к прозе, к философскому роману («Видение Бабука», «Задиг или судьба», «Микромегас», «Кандид», «Сказка о вавилонской принцессе», «Scarmentado» и другие, 1740—60-х гг.), где на стержне приключений, путешествий, экзотики Вольтер развивает тонкую диалектику взаимоотношений случайности и предопределенности («Задиг или судьба»), одновременной низменности и величия человека («Видение Бабука»), нелепости как чистого оптимизма, так и чистого пессимизма («Кандид»), и о единственной мудрости, заключающейся в убеждении познавшего все превратности Кандида, что человек призван «возделывать свой сад» или, как похожим образом начинает понимать Простодушный из одноименной повести, заниматься своим делом и пытаться исправлять мир не громкими словами, а благородным примером.
Как для всех «просветителей» XVIII века, художественная литература была для Вольтера не самоцелью, а лишь средством пропаганды своих идей, средством протеста против самодержавия, против церковников и клерикализма, возможностью проповедовать веротерпимость, гражданскую свободу, и т. д. Соответственно этой установке, его творчество в высокой степени рассудочно и публицистично. Все силы «старого порядка» яростно поднялись против этого, как его окрестил один из его врагов, — «Прометея», низвергающего власть земных и небесных богов; в особенности усердствовал Фрерон, которого Вольтер заклеймил своим смехом в ряде памфлетов и вывел в пьесе «Шотландка» под прозрачным именем доносчика Фрелона.
Правозащитная деятельность
В 1762 году Вольтер начал кампанию по отмене приговора протестанту Жану Каласу, который был казнен по обвинению в убийстве своего сына. В итоге Жан Калас был признан невиновным и были оправданы остальные осужденные по этому делу.
Отношение к евреям
В своем «Философском словаре» Вольтер писал: «… вы обнаружите в них (евреях) только невежественный и варварский народ, который издавна сочетает самую отвратительную жадность с самыми презренными суевериями и с самой неодолимой ненавистью ко всем народам, которые их терпят и при этом их же обогащают… Тем не менее не следует их сжигать». Луи де Бональд писал: «Когда я говорю, что философы доброжелательно относятся к евреям, из их числа нужно исключить главу философской школы XVIII века Вольтера, который всю свою жизнь демонстрировал решительную неприязнь к этому несчастному народу…»[4].
В своих многочисленных произведениях философского и публицистического характера Вольтер много места уделил истории и религии евреев. В «Философском словаре» (1764) Вольтер помещает большую статью «Евреи», излагая свое понимание проблемы еврейства и евреев; статьи об Аврааме, Моисее, Соломоне, Талмуде и многие другие.
В своих нападках на христианские клерикальные институты Вольтер сосредоточил основной удар на Ветхом завете, во многом осмеивая его и отказывая еврейской религии в самостоятельности. Вольтер упрекает ее в прагматизме, в материализме и в отсутствии возвышенного догмата о бессмертии души. Вольтер считает евреев жестоким, человеконенавистническим и эгоцентричным народом.
Уже при жизни Вольтера его яростные атаки на евреев и все еврейское подверглись резкой критике: в 1762 г. со стороны еврейского философа Ицхака де Пиито (1720–1791) и в 1769 г. со стороны аббата Антуана Гене. Отвечая на их критику, Вольтер фактически не смог противостоять ей. Многочисленная литература, рассматривающая антисемитизм Вольтера, затрудняется найти для него рациональные объяснения.
Вольтер сыграл двойственную роль в формировании отношения к евреям со стороны европейских народов, среди которых они жили. В целом его антиабсолютистская и антиклерикальная деятельность подготовила ту духовную атмосферу, которая способствовала эмансипации.
В то же время его яростная и во многом, очевидно, иррациональная юдофобия сделала его провозвестником расистского секулярного антисемитизма нового и новейшего времени.
Последователи Вольтера. Вольтерьянство
Свои произведения Вольтер был вынужден издавать часто анонимно, отрекаясь от них, когда молва объявляла его автором, печатать их за границей, провозить во Францию контрабандой. В борьбе против доживающего свой век старого порядка Вольтер мог, с другой стороны, опираться на огромную влиятельную аудиторию как во Франции, так и за границей, начиная от «просвещённых монархов» и до широких кадров новой буржуазной интеллигенции, вплоть до России, которой он посвятил свою «Историю Петра» и отчасти «Карла XII», находясь в переписке с Екатериной II и с Сумароковым, и где его именем было окрещено, хотя и без достаточного основания, общественное течение, известное под названием вольтерианства.
Культ Вольтера достиг своего апогея во Франции в эпоху Великой революции, и в 1792 году, во время представления его трагедии «Смерть Цезаря», якобинцы украсили голову его бюста красным фригийским колпаком. Если в XIX веке в общем этот культ пошёл на убыль, то имя и слава Вольтера возрождались всегда в эпохи революций: на рубеже XIX века — в Италии, куда войска генерала Бонапарта принесли принцип декларации прав человека и гражданина, отчасти в Англии, где борец против Священного союза, Байрон, прославил Вольтера в октавах «Чайльд-Гарольда», потом — накануне мартовской революции в Германии, где Гейне воскрешал его образ. На рубеже XX века вольтеровская традиция в своеобразном преломлении ещё раз вспыхнула в «философских» романах Анатоля Франса.
Библиотека Вольтера
Библиотека Вольтера насчитывает 6 тысяч 814 томов и является национальным достоянием России. Она была куплена в 1778 году Екатериной II у племянницы и наследницы Вольтера. В 1779 году на специальном корабле библиотеку доставили в Санкт-Петербург. Первоначально она была размещена в Эрмитаже. При Николае I доступ к ней был закрыт. В 1861 году по распоряжению Александра II библиотека Вольтера была переведена в Императорскую публичную библиотеку.
Библиография
- Собрание сочинений в 50 тт. — Р. 1877—1882.
- Переписка Вольтера, там же, тт. 33—50.
- Языков Д. Вольтер в русской литературе. 1879.
- Романы и повести, перевод Н. Дмитриева. — СПб., 1870.
- Собрание стихотворений, перевод Курочкина. II, — СПб., 1869.
- Вольтер М.-Ф. Кандид. — Пантеон, 1908 (сокращённо переиздан — «Огонёк», 1926).
- Вольтер М.-Ф. Принцесса Вавилонская. Издательство «Всемирная литература», 1919.
- Вольтер М.-Ф. Орлеанская девственница", в 2 тт., с примечаниями и статьями, 1927.
- Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. — М.: Искусство, 1974.
- Иванов И. И. Политическая роль французского театра в XVIII веке. — М., 1895. на сайте Руниверс
- Засулич В. Вольтер. — СПб., 1909.
- Шахов А. Вольтер и его время. — СПб., 1912.
- Хал Хеллман Великие противостояния в науке. Десять самых захватывающих диспутов - Глава 4. Вольтер против Нидхема: Спор о зарождении = Great Feuds in Science: Ten of the Liveliest Disputes Ever. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 320. — ISBN 0-471-35066-4
- Desnoiresterres G. Voltaire et la société du XVIII siècle, 8 vv. — P., 1867—1877.
- Morley J. Voltaire. — London, 1878 (русский перевод. — M., 1889).
- Bengesco G. Voltaire. Bibliographie de ses œuvres. 4 vv. — P., 1889—1891.
- Champion G. Voltaire. — P., 1892.
- Strauss D. F. Voltaire. — Lpz., 1895 (русский перевод. — M., 1900).
- Crousle L. La vie et les œuvres de Voltaire. 2 vv. — P., 1899.
- Lanson G. Voltaire. — P., 1906.
- Brandes. Voltaire. 2 vv. — P., 1923.
- Maugras G. Querelles des philosophes Voltaire et Rousseau. — P., 1886.
- Brunetière F. Les époques du théâtre français. — P., 1892.
- Lion H. Les tragédies et les théories dramatiques de Voltaire. — P., 1896.
- Griswald. Voltaire als Historiker. — 1898.
- Ducros L. Les encyclopédistes. — P., 1900 (есть русский перевод).
- Robert L. Voltaire et l’intolérance réligieuse. — P., 1904.
- Pellissier G. Voltaire philosophe. — P., 1908.
Примечания
- ↑ Вольтер. Назидательные проповеди. Проповедь первая: Об атеизме
- ↑ Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем
- ↑ Daniel Ligou, ed. Dictionnaire de la franc-maçonnerie. — Paris: Presses Universitaires de France, 1987.
- ↑ Л.Поляков. История антисемитизма
Ссылки
Вольтер в Викицитатнике? | |
Вольтер в Викитеке? | |
Вольтер на Викискладе? |
- Вольтер — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
- Вольтер — статья из Большого Энциклопедического словаря
- Занимательные факты
- Жизнь Вольтера
- Передача радиостанции «Эхо Москвы» «Всё так» о Вольтере
- Луков Вл. А. Вольтер // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира», 2010.
- Профиль Вольтера (Франсуа-Мари Аруэ) на официальном сайте РАН
Шаблон:ЛЭ-ОД
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.